Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы Квест - игра «Волшебная лаборатория»
материал (старшая группа)
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшей группы
Квест - игра «Волшебная лаборатория»
Цель: Ознакомление детей со свойствами воды, песка и воздуха,через эксперементальную деятельность.
Задачи:
1. Формировать познавательные процессы у детей через экспериментальную деятельность.
2. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, познавательное развитие.
Изучение новых слов: лаборатория, опыт, эксперимент, микроскоп
Оборудование для заданий: исследовательская книга, фиксики, навесной замок, ключи (5 шт), стаканчики, ложки, вода чистая, вода грязная, песок, воронка, вата, прозрачные пакеты, медали, конверты, контейнеры, яйцо из под киндера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra_vesyolaya_laboratoriya_ovchinnikova_samoanaliz.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшей группы
Квест - игра «Волшебная лаборатория»
Цель: Ознакомление детей со свойствами воды, песка и воздуха,через эксперементальную деятельность.
Задачи:
1. Формировать познавательные процессы у детей через экспериментальную деятельность.
- Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, познавательное развитие.
Изучение новых слов: лаборатория, опыт, эксперимент, микроскоп
Оборудование для заданий: исследовательская книга, фиксики, навесной замок, ключи (5 шт), стаканчики, ложки, вода чистая, вода грязная, песок, воронка, вата, прозрачные пакеты, медали, конверты, контейнеры, яйцо из под киндера
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Владимировна. Сегодня я пришла к вам в гости не одна, вы узнали кто это?
Дети: Фиксик
Воспитатель: Верно, это фиксик, а живёт он в доме профессора Чудакова. Ребята, по пути к вам фиксик рассказал мне почему он приехал к вам. В доме у фиксиков случилась беда, книгу знаний и опытов заковал на замок злой гений. И теперь в домашней лаборатории Профессора Чудакова полный беспорядок.
Воспитатель: Ох ребята, видно дело совсем плохо. Ну что поможем Профессору Чудакову и Фиксикам? Ребята, посмотрите на замок что нам нужно чтобы его открыть?
Дети: Ключи
Воспитатель: Верно, нам необходимо найти ключи, а найдём мы их если проведём все опыты. Кто знает, чем занимаются в лаборатории?
Ответы детей: Проводят опыты и эксперименты
Воспитатель: Правильно, в лаборатории проводят опыты. Ребята, я вас приглашаю в лабораторию. Давайте с вами наведём порядок и найдём ключи.
Итак, опыт № 1. «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»
Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка
Воспитатель: Что видим вот в этом большом контейнере?
Дети: Песок
Воспитатель: Кто скажет какие свойства есть у песка? Какой он? Можете его потрогать.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего состоит песок?
Дети: из писчинок
Воспитатель:Посмотрите на эти фотографии песка под микроскопом, красиво правда? Песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера. Ребята а если мы с вами опустим песок в воду что сним случится? Вы знаете? Давайте проверим? Пройдите на свои рабочие места
В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его.
Воспитатель: Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).
Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.
Воспитатель: Посмотрите, а что это в баночке с песком? А вот и первый ключ. Давайте положим его рядом с книгой.
Воспитатель: Но чтобы добыть остальные ключи нам необходимо провести опыты.
Итак, опыт № 2. «ДОСТАНЬ ЯЙЦО»
Воспитатель: Нужно достать яйцо со дна банки, не опуская руки в банку. Подумайте, как это можно сделать?
Ответы детей: Долить воду
Воспитатель: Верно, возьмите каждый по одному стакану и по очереди влейте в контейнер. Молодцы! Давайте откроем киндер. Смотрите ребята, вы нашли 2й ключ.
Дети, долив воды из кувшина, достают и открывают яйцо, находят ключ
Воспитатель: Я смотрю, учёные устали немного. Давайте отдохнём, выполним упражнения.
До чего же Фиксики
Маленького роста!
Нам их и через очки
Разглядеть непросто
Они такая мелочь
Что их почти что нет
[Припев]
А кто такие Фиксики
Большой, большой секрет!
А кто такие Фиксики
Большой, большой секрет!
[Куплет 2]
Они чинят изнутри
Утюги, моторы
Телефоны, MP3
Прочие приборы
Без них часы не ходят
Без них не светит свет
[Припев]
А кто такие Фиксики
Большой, большой секрет!
А кто такие Фиксики
Большой, большой секрет!
Воспитатель: Ребята, пока мы делали упражнения, фиксики за нами наблюдали и решили нам помочь, они тоже нашли ключик, а вы попробуйте найти фиксика.
Воспитатель: Ну что ж, у нас есть уже 3 ключика. Сейчас мы с вами будем творить чудеса.
Итак, опыт №3 «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»
Цель: дать детям представление об очистке воды.
Материал: стакан с грязкой водой, стакан с чистой водой, фильтр (воронка и вата)
Воспитатель: Ребята, посотрите на эти 2 стаката с водой, чем они отличаются?
Дети: в одном стакане – чистая вода, в другом - грязная
Воспитатель: А какую воду мы с вами используем в быту? Чистую или грязную?
Дети: Чистую
Воспитатель: Верно, чистую. И сейчас я предлагаю вам отчистить воду. Для этого нам понадобится фильтр, а слелаем мы его с помощью ватных дисков и воронки. Я предлагаю вам разделиться на пары. 2 пары делают грязную воду, 2 пары делают фильтры. А потом мы все вместе отчистим воду от грязи.
Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала чистой. Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.
Воспитатель: Наливаем грязную воду. Что произошло?
Дети: Вода стала чистой
Воспитатель: А что стало с фильтром?
Дети: он стал грязным, впитал в себя грязь
Воспитатель: Верно, фильтр пропустил через себя воду, а грязь задержал в себе. Посмотрите ребята, а что это там на подносе под ватными дисками?
Дети: Ключик
Воспитатель: Посчитайте сколько ключей у нас есть? Сколько нам ещё осталось ключей?
Дети: У нас 4 ключа, нам осталось найти 1.
Воспитатель: Проводим опыт № 4.
Итак, опыт № 4. «ВОЗДУХ НЕ ВИДЕН В КОМНАТЕ. ЧТОБЫ ЕГО УВИДЕТЬ, ЕГО НАДО ПОЙМАТЬ».
Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг, что вы видите?
Дети: столы, стлулья, игрушки, гостей.
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
Дети: воздухом, кислородом
Воспитатель: Верно ребята. А вы знаете что помимо того что вы видите в комнате, есть ещё и невидимый воздух. Им заполнена вся комната, а почему мы его не видим?
Дети: Он прозрачный, безцветный
Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Посмотрите, у меня в руках пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).
Воспитатель: Итак, какой воздух? Что нужно сделать чтобы его увидеть?
Дети: Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.
Воспитатель:Посмотрите, в свой пакет я вместе с воздухом поймала ключик. Настала пора открыть книгу? Давайте подберём ключики.
Дети открывают книгу и там видят описание проведённых опытов в разнообразной форме: набор последовательных рисунков.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это настоящая книга опытов, посмотрите сколько тут всего интересного. А теперь ребята, наше путешествие в лабораторию подходит концу и нам пора возвращаться в группу.
Дети садятся на стулья в групповой комнате.
Воспитатель: Итак, кто скажет где мы сегодня были? Кому мы помогали?
Дети: мы были в лаборатории, помогали фиксикам и профессору Чудакову.
Воспитатель: Верно! Кто вспомнит какие опыты мы с вами провели?
Дети: Опыт с песком, опыт с водой, опыт с отчищением воды, опыт с воздухом.
Воспитатель: верно ребята, а вам понравилось помогать профессору Чудакову и Фиксикам?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня мы с вами сделали доброе дело помогли профессору и Фиксикам спасти лабораторию. За это Фиксики хотят вас наградить вот такими медалями.
Воспитатель: Ну чтож, Фиксику пора отправляться домой, а нам пора прощаться. До свидания ребята.
Самоанализ
Тема нашей совместной деятельности: «Волшебная лаборатория»
Целью является ознакомление детей со свойствами воды, песка и воздуха, через эксперементальную деятельность.
Задачи которые я поставила, это :
1. Сформировать познавательные процессы у детей через экспериментальную деятельность.
- Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.
Я считаю что в ходе совместной деятельности с детьми мне удалось реализовать поставленные цель и задачи.
В процессе совместной деятельности мною были затронуты следующие образовательные области:
- физическое развитие (дети перемещались между столами, была проведена физминутка),
- социально-коммуникативное (дети взаимодействовали с воспитателем и между собой),
- речевое развитие (дети отвечали на вопросы и изучили новые слова: лаборатория, опыт, эксперимент, микроскоп, фильтр),
- познавательное развитие (дети проводили опыты и делали выводы на основе увиденного и сделанного).
На протяжении всей деятельности с детьми, мною были использованы следующие методы:
- Наглядные - т.е. демонстрация игрушки, конверта, книги, изображений песка под микроскопом
- Словесные - в него входили беседы, вопросы, рассказ
- Практические - выполнение опытов, провеление физминутки.
Сосместную деятельность с детьми которую вы сейчас наблюдали можно условно разделить на 3 части, а именно:
- Вводная часть. В ней проходило создание эмоционального настроя воспитанников, создание проблемной ситуации, настрой на поисковую деятельность.
- Основная часть. В этой части поисковые и практические виды деятельности были объеденены, т.к. дети выполняли опыты, в процессе которых находили ключи. Также в процессе выполнения опытов дети отвечали на вопросы, вели беседу с воспитателем, выполняли физминутку которая соответствовала теме «Мои игрушки»
- Заключительная часть, включала в себя подведение итогов, обсуждение опытов, рефлексию и награждение за экспериментальную деятельность.
Также хочу отметить что история главных героев Фиксиков была протянута через всю совместную деятельность с детьми, от начала, то есть с появления Фиксика, до конца, то есть до награждения и прощания с Фиксиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Квест - игра «В поисках золотого ключика»
Формирование познавательной активности....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Любимый овощ Антошки»
Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, направленную на расширение знаний детей о картофеле, его происхожде...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему «Что такое воздух»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему «Что такое воздух» Цель занятия: формировать представления детей о воздухе...
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности для детей старших дошкольников "страна Чудес" в форме "квест"
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе математического развития посредс...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы "Знакомство детей со свойствами стекла»
конспект занятия...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы "Свойства воздуха"
конспект занятия...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра "Волшебная лаборатория"
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....