Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы   Квест - игра «Волшебная лаборатория»
материал (старшая группа)

Анна Владимировна Овчинникова

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшей группы   

Квест - игра «Волшебная лаборатория»

 

Цель: Ознакомление детей со свойствами воды, песка и воздуха,через эксперементальную деятельность.

Задачи:

1. Формировать познавательные процессы у детей через экспериментальную деятельность.

2. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, познавательное развитие.

Изучение новых слов: лаборатория, опыт, эксперимент, микроскоп

Оборудование для заданий: исследовательская книга, фиксики, навесной замок, ключи (5 шт), стаканчики, ложки, вода чистая, вода грязная, песок, воронка, вата, прозрачные пакеты, медали, конверты, контейнеры, яйцо из под киндера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшей группы   

Квест - игра «Волшебная лаборатория»

Цель: Ознакомление детей со свойствами воды, песка и воздуха,через эксперементальную деятельность.

Задачи:

1. Формировать познавательные процессы у детей через экспериментальную деятельность.

  1. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, познавательное развитие.

Изучение новых слов: лаборатория, опыт, эксперимент, микроскоп

Оборудование для заданий: исследовательская книга, фиксики, навесной замок, ключи (5 шт), стаканчики, ложки, вода чистая, вода грязная, песок, воронка, вата, прозрачные пакеты, медали, конверты, контейнеры, яйцо из под киндера

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Владимировна. Сегодня я пришла  к вам в гости не одна, вы узнали кто это?

Дети: Фиксик

Воспитатель: Верно, это фиксик, а живёт он в доме профессора Чудакова. Ребята, по пути к вам фиксик рассказал мне почему он приехал к вам. В доме у фиксиков случилась беда, книгу знаний и опытов заковал на замок злой гений. И теперь в домашней лаборатории Профессора Чудакова полный беспорядок.

Воспитатель: Ох ребята, видно дело совсем плохо. Ну что поможем Профессору Чудакову и Фиксикам? Ребята, посмотрите на замок что нам нужно чтобы его открыть?

Дети: Ключи

Воспитатель: Верно, нам необходимо найти ключи, а найдём мы их если проведём все опыты. Кто знает, чем занимаются в лаборатории?

Ответы детей: Проводят опыты и эксперименты

 Воспитатель: Правильно, в лаборатории проводят опыты. Ребята, я вас приглашаю в лабораторию. Давайте с вами наведём порядок и найдём ключи.

Итак, опыт № 1. «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка

Воспитатель: Что видим вот в этом большом контейнере?

Дети: Песок

Воспитатель: Кто скажет какие свойства есть у песка? Какой он? Можете его потрогать.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего состоит песок?

Дети: из писчинок

Воспитатель:Посмотрите на эти фотографии песка под микроскопом, красиво правда? Песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.  Ребята а если мы с вами опустим песок в воду что сним случится? Вы знаете? Давайте проверим? Пройдите на свои рабочие места

В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его.

Воспитатель: Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).

Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.

Воспитатель: Посмотрите, а что это в баночке с песком? А вот и первый ключ. Давайте положим его рядом с книгой.

Воспитатель: Но чтобы добыть остальные ключи нам необходимо провести опыты.

Итак, опыт № 2. «ДОСТАНЬ ЯЙЦО»

Воспитатель: Нужно достать яйцо со дна банки, не опуская руки в банку.  Подумайте, как это можно сделать?

Ответы детей: Долить воду

Воспитатель: Верно, возьмите каждый по одному стакану и по очереди влейте в контейнер. Молодцы! Давайте откроем киндер. Смотрите ребята, вы нашли 2й ключ.

Дети, долив воды из кувшина, достают и открывают яйцо, находят ключ

Воспитатель: Я смотрю, учёные устали немного. Давайте отдохнём, выполним упражнения.

До чего же Фиксики
Маленького роста!
Нам их и через очки
Разглядеть непросто
Они такая мелочь
Что их почти что нет

[Припев]
А кто такие Фиксики
Большой, большой секрет!
А кто такие Фиксики
Большой, большой секрет!

[Куплет 2]
Они чинят изнутри
Утюги, моторы
Телефоны, MP3
Прочие приборы
Без них часы не ходят
Без них не светит свет

[Припев]
А кто такие Фиксики
Большой, большой секрет!
А кто такие Фиксики
Большой, большой секрет!

Воспитатель: Ребята, пока мы делали упражнения, фиксики за нами наблюдали и решили нам помочь, они тоже нашли ключик, а вы попробуйте найти фиксика.

Воспитатель:  Ну что ж, у нас есть уже 3 ключика. Сейчас мы с вами будем творить чудеса.

Итак, опыт №3 «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

Цель: дать детям представление об очистке воды.

Материал: стакан с грязкой водой, стакан с чистой водой, фильтр (воронка и вата)

Воспитатель: Ребята, посотрите на эти 2 стаката с водой, чем они отличаются?

Дети: в одном стакане – чистая вода, в другом - грязная

Воспитатель: А какую воду мы с вами используем в быту? Чистую или грязную?

Дети: Чистую

Воспитатель: Верно, чистую. И сейчас я предлагаю вам отчистить воду. Для этого нам понадобится фильтр, а слелаем мы его с помощью ватных дисков и воронки. Я предлагаю вам разделиться на пары. 2 пары делают грязную воду, 2 пары делают фильтры. А потом мы все вместе отчистим воду от грязи.

Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала чистой. Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.

Воспитатель: Наливаем грязную воду. Что произошло?

Дети: Вода стала чистой

Воспитатель: А что стало с фильтром?

Дети: он стал грязным, впитал в себя грязь

Воспитатель: Верно, фильтр пропустил через себя воду, а грязь задержал в себе. Посмотрите ребята, а что это там на подносе под ватными дисками?

Дети: Ключик

Воспитатель: Посчитайте сколько ключей у нас есть? Сколько нам ещё осталось ключей?

Дети: У нас 4 ключа, нам осталось найти 1.

Воспитатель: Проводим опыт № 4. 

Итак, опыт № 4. «ВОЗДУХ НЕ ВИДЕН В КОМНАТЕ. ЧТОБЫ ЕГО УВИДЕТЬ, ЕГО НАДО ПОЙМАТЬ».

Воспитатель: Ребята посмотрите вокруг, что вы видите?

Дети: столы, стлулья, игрушки, гостей.

Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

Дети: воздухом, кислородом

Воспитатель: Верно ребята. А вы знаете что помимо того что вы видите в комнате, есть ещё и невидимый воздух. Им заполнена вся комната, а почему мы его не видим?

Дети: Он прозрачный, безцветный

Воспитатель: Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Посмотрите, у меня в руках пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Воспитатель: Итак, какой воздух? Что нужно сделать чтобы его увидеть?

Дети: Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

Воспитатель:Посмотрите, в свой пакет я вместе с воздухом поймала ключик. Настала пора открыть книгу? Давайте подберём ключики.

Дети открывают книгу и там видят описание проведённых опытов в разнообразной форме: набор последовательных рисунков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это настоящая книга опытов, посмотрите сколько тут всего интересного. А теперь ребята, наше путешествие в лабораторию подходит концу и нам пора возвращаться в группу.

Дети садятся на стулья в групповой комнате.

Воспитатель: Итак, кто скажет где мы сегодня были? Кому мы помогали?

Дети: мы были в лаборатории, помогали фиксикам и профессору Чудакову.

Воспитатель: Верно! Кто вспомнит какие опыты мы с вами провели?

Дети: Опыт с песком, опыт с водой, опыт с отчищением воды, опыт с воздухом.

Воспитатель: верно ребята, а вам понравилось помогать профессору Чудакову и Фиксикам?

Дети: Да!

Воспитатель: Сегодня мы с вами сделали доброе дело помогли профессору и Фиксикам спасти лабораторию. За это Фиксики хотят вас наградить вот такими медалями.

Воспитатель: Ну чтож, Фиксику пора отправляться домой, а нам пора прощаться. До свидания ребята.


Самоанализ

Тема нашей совместной деятельности: «Волшебная лаборатория»

Целью является ознакомление детей со свойствами воды, песка и воздуха, через эксперементальную деятельность.

Задачи которые я поставила, это :

1. Сформировать познавательные процессы у детей через экспериментальную деятельность.

  1. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Я считаю что в ходе совместной деятельности с детьми мне удалось реализовать поставленные цель и задачи.

В процессе совместной деятельности мною были затронуты следующие образовательные области:

  1. физическое развитие (дети перемещались между столами, была проведена физминутка),
  2. социально-коммуникативное (дети взаимодействовали с воспитателем и между собой),
  3. речевое развитие (дети отвечали на вопросы и изучили новые слова: лаборатория, опыт, эксперимент, микроскоп, фильтр),
  4. познавательное развитие (дети проводили опыты и делали выводы на основе увиденного и сделанного).

На протяжении всей деятельности с детьми, мною были использованы следующие методы:

  1. Наглядные - т.е. демонстрация игрушки, конверта, книги, изображений песка под микроскопом
  2. Словесные - в него входили беседы, вопросы, рассказ
  3. Практические - выполнение опытов, провеление физминутки.

Сосместную деятельность с детьми которую вы сейчас наблюдали можно условно разделить на 3 части, а именно:

  1. Вводная часть. В ней проходило создание эмоционального настроя воспитанников, создание проблемной ситуации, настрой на поисковую деятельность.
  2. Основная часть. В этой части поисковые и практические виды деятельности были объеденены, т.к. дети выполняли опыты, в процессе которых находили ключи. Также в процессе выполнения опытов дети отвечали на вопросы, вели беседу с воспитателем, выполняли физминутку которая соответствовала теме «Мои игрушки»
  3. Заключительная часть, включала в себя подведение итогов, обсуждение опытов, рефлексию и награждение за экспериментальную деятельность.

Также хочу отметить что история главных героев Фиксиков была протянута через всю совместную деятельность с детьми, от начала, то есть с появления Фиксика, до конца, то есть до награждения и прощания с Фиксиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Любимый овощ Антошки»

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, направленную на расширение знаний детей о картофеле, его происхожде...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему «Что такое воздух»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему  «Что такое воздух» Цель занятия: формировать представления детей о воздухе...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности для детей старших дошкольников "страна Чудес" в форме "квест"

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе математического развития посредс...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Квест - игра "Волшебная лаборатория"

Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность....