Образовательный экологический проект "Солнечная тропинка для маленьких почемучек" для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект, который предложен нами – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Реализовав проект, мы попытаемся с помощью исследования, интерактивных форм с помощью ИТ, образовательных проектов для воспитанников, а также опытов, экологических акций, наблюдений, экологических занятий разнообразить деятельность детей в сфере экологии, повысить уровень любознательности у наших воспитанников. Научив детей наблюдать, попытаемся сформировать у них исследовательские умения и навыки видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Проект «Солнечная полянка для почемучек» рассматривается нами как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста и представляет собой тематический цикл творческих ориентированных дел с участием родителей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologii.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Солнечная тропинка для маленьких почемучек»
1. Краткое описание проблемы, на решение которой направлен проект
Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения - это не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. В настоящее время одной из ведущих задач экологического образования детей в ОУ стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических знаний, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды близлежащего природного окружения - двора, улицы, участка детского сада и т.д., вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Маленькие исследователи – могут внести в сохранение жизни весьма ощутимый вклад уже сейчас, не дожидаясь «взрослости» и окончания школы. Но это возможно лишь в том случаи, если взрослые замотивируют своих воспитанников и объяснят им, зачем это необходимо делать. Если мы научимся строить свою жизнь так, чтобы от наших действий не было плохо ни людям, ни природе, жизнь станет лучше. А если мы научимся беречь природные ресурсы, то Земля останется в наследство такой, какой мы получили её от своих предков - цветущей, незагрязненной, плодородной. Как же научиться всему этому? Наверное, прежде всего надо любить природу. А полюбить ее можно только почувствовав, прикоснувшись к ней сердцем, познавая ее и созидая в этой жизни.
По результатам проведенного нами обследования мы выявили проблему: - равнодушие взрослого населения к проявлению детьми потребительского подхода, пассивного отношения к объектам живой природы, которых в настоящее время недостаточно на территории ОУ, двора, микрорайона. Дети в ОУ не проявляют достаточный интерес к экологическому исследованию, к миру живой и неживой природы. У большинства старших дошкольников отсутствует внутренняя мотивация, интерес к содержанию исследовательской деятельности в сфере экологии. Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. Многочисленные опросы показали, что многие дети неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Таким образом, мы увидели необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием исследовательской деятельности старших дошкольников в экологическом воспитании.
2. Актуальность темы проекта обусловлена:
- Необходимостью современного общества в личности адекватно оценивающей свое место и предназначение в жизни, несущей пользу окружающей среде.
- Отсутствием внутренней мотивации и интереса у детей к содержанию экологического исследования.
- Недостаточностью развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
3. Цели и задачи проекта.
Цель: развить исследовательскую деятельность у детей старшего дошкольного возраста через вовлечение взрослого населения и их воспитанников в орбиту совместной деятельности.
Задачи:
- Сформировать учебно-методический комплекс по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и в рамках экологических исследований.
Разработать:
-перспективный план мероприятий с детьми по исследованию окружающей среды.
-образовательные проекты;
- Организовать для детей старшего дошкольного возраста экологический клуб "Почемучка".
- Разработать и издать в группе журнал для родителей и их детей « Солнечная тропинка для всей семьи» с целью повышения у них компетентности в вопросах экологического экспериментирования и исследования окружающей среды.
4. Деятельность в рамках проекта
Проект, который предложен нами – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, которое формирует личность. Реализовав проект, мы попытаемся с помощью исследования, интерактивных форм с помощью ИТ, образовательных проектов для воспитанников, а также опытов, экологических акций, наблюдений, экологических занятий разнообразить деятельность детей в сфере экологии, повысить уровень любознательности у наших воспитанников. Научив детей наблюдать, попытаемся сформировать у них исследовательские умения и навыки видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Проект «Солнечная полянка для почемучек» рассматривается нами как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста и представляет собой тематический цикл творческих ориентированных дел с участием родителей детей.
5. Рабочий план реализации проекта
Месяц | Действие (мероприятие) |
Октябрь-Ноябрь | 1. Изучение научной и методической литературы по вопросам организации ведения экологического исследования с детьми дошкольного возраста. 2. Разработка перспективного плана мероприятий с детьми по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. (Исследования на территории ОУ и микрорайона). |
Декабрь | 1. Оснащение групповой комнаты экологическим оборудованием для работы клуба «Почемучка» 2. Разработка и внедрение алгоритма взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми по исследовательской, поисковой деятельности. 3. Акция «Сбережем жизнь ели» |
Январь | 1.Поиск интерактивных, нетрадиционных форм в работе с детьми по данному направлению на электронных сайтах. 2. Оснащение экологической комнаты игровыми пособиями, дидактическим материалом, для организации плодотворной поисковой деятельности детей. 3. Создание Пресс-центра для выпуска журнала «Экологическая тропинка для всей семьи», и выпуска образовательных проектов . |
Февраль | 1. Разработка карты успеха на ребенка по поисковой исследовательской деятельности в экологической сфере. 2.Разработка старшими дошкольниками образовательных проектов «Разведка прекрасного и удивительного в зимний период года». |
Март | 1. Разработка и внедрение психологического тренинга для детей «Живая душа природы». 2. Месяц игр-исследований (наблюдаем и изучаем объекты неживой природы) 3. Разработка воспитанниками образовательного проекта «Три состояния воды» |
Апрель | 1. Наблюдения за первоцветами на участках ОУ. 2.Разработка семейного проекта « Первоцветы окрестностей» (описание распр. видов первоцветов на территории среднего Поволжья, составление списка наиболее распр. представителей ранневесенней флоры). 3. Интерактивный поиск на вопрос: «Почему березы «плачут?» |
Май | 1.Исследование с детьми ст. дошкольного возраста парка Комсомольского района. Редкие растения парка. Описание фауны парка, создание своей Красной книги. 2. Разработка воспитанниками образовательного проекта «Почему идет дождь» |
Июнь | 1. Почвы парка. Исследование загрязненности почв. 2. Выпуск журнала для родителей и их детей «Экологическая тропинка для всей семьи», с разработанными рекомендациями по проведению исследований по изучению растительности лугов и их обитателей, по сбору гербария в летний период года. |
Июль | 1.Исследование с детьми ст. дошкольного возраста «Видовой состав растительности на территории детского сада». 2. Образовательный проект для старших дошкольников «В поисках цветочных часов» |
Август | 1. Наблюдение за поведением птиц в природе». 2. Фотоконкурс для всей семьи «Сколько птиц я увидел летом » 3. Семейный проект: «Почему первые птицы не летали?» |
Сентябрь | 1.Творческий отчет детьми «Самое интересное наблюдение летом» 2. Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. |
Октябрь | 1.Обобщение опыта работы по данной теме 2. Написание статьи в журналы « Обруч», «Ребенок в детском саду» по организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста |
6. Ожидаемы результаты от проектной деятельности:
- Устойчивое функционирование системы эколого-исследовательской направленности.
- Обновление содержания и освоение программ и технологий по экологическому исследованию с детьми старшего дошкольного возраста,
- Создание учебно-методического комплекса по данному направлению.
- Сформированное ценностное отношение детей к окружающей действительности, природе.
- Работа клуба «Почемучка» с целью повышения интереса у воспитанников к исследовательской деятельности.
- Высокая мотивация у воспитанников к поисковой и созидательной деятельности в сфере экологии.
- Достаточный кругозор у детей по познавательной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов ДОУ...
«ПО ЛЕСНЫМ ТРОПИНКАМ» ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра-путешествие - это занятие, которое позволяет детям ближе соприкоснуться с природой, получить о ней новые знания, помогает воспитать у детей любовь к растительному миру....
Экологический КВН «Человек — друг природы» для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание: закрепить и расширить знания учащихся о природе; воспитывать заботливое отношение к родному краю; учить разумно использовать дары природы; развивать творческие способности дете...
"Игра по теме "Большой-маленький" для детей старшего дошкольного возраста на дошкольном логопункте"
Цель данной иры: активизировать умение детей образовывать новые формы существительных при помощи оценочных суффиксов: - ищ-, - ик- в значении уменьшительно-ласкательных и увеличительности....
Сценарий квест-игры «Тропинка добрых дел», для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование партнерских навыков и социально-коммуникативных качеств во взаимоотношениях между сверстниками в процессе квест - игры....
Конспект игры по художественно - эстетическому развитию на тему «Большие и маленькие» для детей старшего дошкольного возраста. (музыкальная игра)
Музыкальная игра . цель : учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм. Програмное содержание:по слуховому восприятию учить детей различать короткие и долгие звуки, развивая те...
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"...