ООД "Загадки русской избы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Организованная образовательная деятельность по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста "Загадки русской избы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Загадки русской избы" | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по окружающему миру
"Загадки русской избы"
Цель:
закрепление знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа.
Задачи:
- Образовательные: закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа; активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
- Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи; развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к старинным вещам, уважение к народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации старинных вещей); Практические (дидактическая «Что сейчас, а что - раньше», народная игра «Лапти»).
Словарная работа: лапти, печь, сундук, чугун, ухват, самовар, зыбка, рушник, изба.
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта(сундук, стол, старинная посуда, самовар и т.д.); шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что сейчас, а что - раньше»; русский народный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности.
Хозяйка избы (воспитатель, одетая в русский народный костюм):
- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
Теплый дух идет от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит.
- "Сядем рядком, да поговорим ладком".
«Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют»…
Звучит русская народная песня.
Хозяйка:
- А знаете, почему Русь называли деревянной? (выслушивает ответы детей).
- Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и даже посуда.
- Народные умельцы из обыкновенного полена могли вырезать ложки, разделочные доски, игрушки. Даже вот такую шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения.
- А моя шкатулка не простая, она с секретом. В ней живут загадки.
- Слушайте первую загадку:
Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская... (печь)
- Правильно - это печь.
- Не случайно о ней говорили:
«Печь всему голова» (воспитатель начинает поговорку, а дети заканчивают).
- Голова – значит самая главная. Давайте подумаем, почему самая главная? (потому что она греет, сушит, лечит, кормит).
Правильно, «без печи изба - не изба».
- Мы часто встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка? (ответы детей).
Хозяюшка:
- Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди.
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ
Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка сестрицу с братом? (Пирожком).
А где бабка испекла колобка? (В печке).
А в сказке «Маша и медведь» чем Маша хотела угостить бабушку и дедушку? (Пирожками).
- А главной пищей были - щи да каша.
Так и говорили на Руси: «Щи да каша – пища наша». (воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают).
- А варили щи да кашу вот в таких чугунах. Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю следующую загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.
Рогат, да не бык
Хватает, да не сыт
Людям отдаёт,
А сам отдыхать идёт.
(Ухват)
Ребёнок находит ухват и с его помощью ставит чугун в печь.
Молодцы, ребята! Слушайте следующую загадку:
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки.
(Стол)
- Раньше делали длинные и большие столы. А зачем? (Чтобы поместилась вся большая семья).
- Плоскую столешницу почитали “Божьей ладонью”, дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В народе говорили: “Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска”(воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают).
Отгадайте следующую загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)
Показ старинного самовара с трубой.
- А зачем нужна труба в самоваре? (Внутрь самовара засыпали угли, и через трубу выходил дым).
- А кто знает поговорку про самовар?
Дети:
Самовар кипит – уходить не велит!
С самоваром - буяном чай важнее, беседа веселее.
Хозяюшка:
Молодцы ребята! Слушайте следующую загадку:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук. .
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут ...(сундук)
- Отгадайте гости дорогие, что там хранится?
(дети дают предположительные ответы).
- Что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!
Открывается сундук, и оттуда достают русский народный сарафан.
- Ребятушки, посмотрите что это? (ответы детей)
- Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки).
- В сундуках хранили не только одежду, но и вышитые полотенца - рушники; вышитые полотенца сопровождали человека от рождения и до конца жизни. Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки) а также…
читает загадку:
Эту обувь не забыли,
Хоть давным - давно носили!
Влезут дети на полати
У печи оставят......( лапти).
- Раньше, самой распространенной обувью на Руси были лапти. Как вы думаете, в какое время года их носили? (Ответы детей).
- Лапти на самом деле носили и зимой и летом. Одно плохо – лапти быстро снашивались. Летом лапти снашивались быстрее потому, что люди много работали, и им приходилось далеко ходить. Ребята, а как ласково можно назвать лапти (лапоточки).
НАРОДНАЯ ИГРА "ЛАПТИ"
Дети по кругу передают лапоть и приговаривают:
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Лапти липовые,
Вы не бойтесь, ходитё,
Тятька новые сплетёт!
У кого по окончании слов окажется лапоть, тот рассказывает любую пословицу.
- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было (ответы детей).
- Для грудных деток делали зыбку или колыбельку. Их подвешивали к потолку, качали. Чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни.
- Что же это за песни? Для чего их поют? (ответы детей).
- Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать.
- А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково).
- Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
Хозяюшка:
У меня для вас, ребятки,
Есть ещё одна загадка:
Маленькое, горбатенькое
Два воза везет.
(Коромысло).
- Воду люди носили из колодца. А чтобы было удобно, несли ведра с помощью коромысла. Коромысло можно носить на одном плече или на двух. Его делали из дерева. По краям прикрепляли крючки или делали выемки для ведер.
- Кто хочет попробовать пронести ведерки? (желающие пробуют пронести вёдра с помощью коромысла).
Хозяюшка:
- Ребята, вам понравились загадки? Сегодня мы с вами узнали, как жили люди раньше.
И в завершении хочу поиграть с вами ещё в одну игру. Я буду показывать картинки предметов, которыми мы пользуемся сейчас, а вам нужно подобрать (найти ) картинку предмета, какими пользовались раньше.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО - СЕЙЧАС, А ЧТО - РАНЬШЕ»
Плита - печь, шкаф - сундук, ковёр - половик, сапоги - лапти, чайник - самовар, кастрюля - чугун, стул - лавка, расчёска - гребень, дом - изба.
Используемая литература:
1. КнязеваО. Л., МаханеваМ. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс»,2004.
2. Козлова С. А. Мой мир – М., 2000.
3. Кутьина Н. Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культуры» - СПб.: «Детство-пресс», 2004.
4. Моя страна. // Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
5. Мулько И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «Детство-пресс», 2004.
7. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...