Конспект занятия в старшей группе «Основание города Нижнего Новгорода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познакомить детей с легендой о создании города Нижнего Новгорода, именем основателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osnovaniya_nizhnego_novgoroda.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Основание города Нижнего Новгорода»
Задача:
- Познакомить детей с легендой о создании города Нижнего Новгорода, именем основателя.
Цели:
- Закреплять и расширять знания детей о родном городе; объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений;
- Воспитывать уважение к своему народу, интерес к истории родного города.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Великий князь Юрий Всеволодович сидел в княжеских хоромах и думал. (Уточнение значения слова «хоромы»: помещение, где жили богатые знатные люди. Уточнение значения понятия «Великий князь»: человек, который правил княжеством.)
- Ребята! Интересно вам было бы узнать, о чем думал Великий князь Юрий Всеволодович? (Ответы детей).
- Ему очень нравился город Городец, в котором он княжил. (Демонстрация изображения Городца.)
- Но одна мысль не давала покоя Великому князю Юрию Всеволодовичу
- Дело в том, что Городец был расположен на берегу Волги.
- К нему очень легко могли подойти враги на своих судах.
- Он решил, что обязательно нужно основать еще один населенный пункт ниже по течению реки (работа с географической картой, который служил бы защитой для Городца. (Обсуждение решения Великого князя Юрия Всеволодовича.)
- Придумано - сделано.
- Через несколько дней Юрий Всеволодович вместе со своими верными воинами снарядили быстрые ладьи
- Сели в них и поплыли вниз по течению могучей Волги. (Работа с географической картой.)
- После нескольких часов пути они увидели дивную картину.
- В Волгу впадала еще одна река, только немного поменьше.
- Юрий Всеволодович сразу догадался, что это была младшая сестра Волги Ока. (Демонстрация на наглядно-иллюстративном материале Волги и Оки, места их слияния.)
- О младшей сестре Волги, реке Оке, Великий князь Юрий Всеволодович слышал в прошлом году.
- Об Оке ему рассказывали странники (демонстрация слайда, проходившие через Городец и нашедшие в нем приют и отдых. (Уточнение понятия «странники»: люди, странствующие, т. е. путешествующие по свету. Поиск слов-синонимов: «путники», «путешественники».)
- На правом берегу, у слияния двух рек (работа со слайдом) на высоких горах шумел могучий лес.
Динамическая игра «Ручеек».Дети делятся на две подгруппы: Волга и Ока. Дети каждой подгруппы берутся за руки и бегут «ручейком», начиная путь из разных частей помещения навстречу друг другу. На месте их встречи ставится изображение холма с деревьями.
Воспитатель:
- Казалось, эти края были необитаемы и Великий князь отдал приказ причаливать к берегу. (Обсуждение приказа Великого князя.)
- Но, но что это за люди, которые так спешно стали карабкаться на поволжские кручи?
- И когда носы ладей зашуршали о береговой песок, на берегу не осталось ни одного человека. (Обсуждение: куда все могли деться? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)
- Великий князь со своими воинами высадились на берег и стали советоваться. (Обсуждение: что могли обсуждать Великий князь и его воины? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)
- А в это же время в глубине леса тоже происходил совет.
- Местные жители – мордва (демонстрация слайда с изображением людей мордовской национальности, обсуждение впечатлений) тоже горели желанием узнать, что же это за вооруженные бородатые незнакомцы? (Обсуждение: что могли подумать местные жители о незнакомцах, приплывших по реке? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)
- После долгих споров они пришли к выводу, что необходимо послать к этим незнакомцам кого-нибудь с дарами. (Обсуждение решения местных жителей.)
- Только кого? (Обсуждение: кого можно послать с дарами к незнакомцам? Женщин? Детей? Мужчин? Стариков? Высказывания, предположения, ответы, рассуждения детей.)
- Старики сразу же сказали, что они не дойдут. (Обсуждение ситуации.)
- Женщины боялись оставлять свои очаги. (Обсуждение ситуации.)
- И уже было совсем решились идти мужчины, как из толпы детей выступил мальчик Данай (демонстрация слайда) и сказал, что пойдут они. (Обсуждение ситуации: почему именно дети решили идти к незнакомцам? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)
- Дети надеялись, что пришельцы ничего им не сделают. (Обсуждение ситуации: правы ли были дети? Отпустили ли их взрослые? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)
- Матери заплакали, но старейшина племени твердым голосом сказал, что пойдут дети. (Уточнение понятия «старейшина»: самый старший человек в племени. Обсуждение решения старейшины.)
- Все племя стало снаряжать детей в опасный путь.
- В дар пришельцам было решено отправить … копченое мясо и мед лесных пчел.
- Мясо положили на красивые глиняные блюда (демонстрация слайда), мед налили в кувшины ((Обсуждение: понравятся ли незнакомцам эти дары? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)
- Дети так волновались перед этим походом, что сами забыли поесть, а путь предстоял неблизкий
- И действительно, после некоторого времени, проведенного в пути, дети ощутили жуткий голод
- Они стали понемногу отщипывать кусочки мяса и маленькими глоточками отпивать мед.
Динамическая игра «Путь Даная и других детей» с выполнением заданий на ориентировку в трехмерном пространстве и имитацией действий детей, поедающих продукты.
Воспитатель:
- И хоть кусочки и глоточки были маленькие, но скоро от мяса и меда ничего не осталось. Только тут дети опомнились, и им стало страшно. Обсуждение: чего испугались дети-посланцы? Высказывания, предположения, рассуждения детей.)
- Страшно возвращаться домой, где их так ждали с новостями и страшно идти дальше без даров.
- Но находчивый Данай велел положить на блюда земли, а в кувшины налить родниковой воды, а там будь что будет. (Обсуждение решения Даная. Предположения: как встретил детей с такими дарами Великий князь Юрий Всеволодович)
- Но напрасно они боялись
- Пришельцы их встретили очень хорошо, а Великий князь Юрий Всеволодович, увидев, сказал: «Этот народ делится со м дары, воскликнул ной своими землями и своими водами! Быть тут городу
- Вскоре в лесу на волжской круче, недалеко от мордовского поселения, застучали топоры и родился еще один город, который назвали … Нижний Новгород.
Подведение итога занятия.
Воспитатель:
- Что вы запомнили на занятии?
- Понравилась ли вам легенда о создании города?
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по ознакомлению с историей г. Нижнего Новгорода (подготовительная группа) ТЕМА: «Град на устье Оки»
1. Иметь представление об истории возникновения города Нижнего Новгорода.2. Знать имя основателя города - Юрий Всеволодович.3. Иметь представление о географическом положении города, его удобное и живо...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Нижний Новгород – моя малая Родина». (подготовительная группа)
Занятие по ознакомлению с родным городом Нижним Новгородом.Воспитание любви к малой Родине через ознакомление с родным городом....
конспект занятия в старшей группе ""Наш город Нижний Новгород"
Нижний Новгород – один из самых крупных городов России, Он расположен на слиянии реки Волги с её крупным притоком - Окой. Река Ока делит город на две части - верхню...
Конспект занятия на тему: "Наш любимый город - Нижний Новгород"
Конспект для занятий с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия в старшей группе: «День города. История возникновения города Смоленска»
Цели и задачи:сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и вели...
Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе "Наш город-Нижний Новгород"
конспект ОДД...
Конспект занятия для старшей группы " Прогулка по Нижнему Новгороду"
Данное занятие поможет сформировать у детей представление об истории возникновения Нижнего Новгорода, его достопремичательностях....