Конспект интегрированного занятия на тему: "В лес за чудесами" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данное занятие разработано с целью обобщения и углубления знаний детей по теме "Деревья", обучения составлению описательного рассказа о деревьях и чтению мнемотаблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_les_za_chudesami.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия «В лес за чудесами» в старшей группе.
Цель: закрепить имеющиеся у детей знания о лесе и его обитателях: диких животных и зимующих и перелетных птицах; учить детей называть признаки весны, происходящие в природе изменения; закрепить знания детьми правил поведения в природе, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; активизировать речь детей, расширять словарный запас, развивать кругозор детей, логическое мышление, воспитывать любознательность.
Оборудование: иллюстрации с изображением леса, куста сирени, рыси, дятла; с изображением зимующих и перелетных птиц; карточки «Собери дерево» (по типу пазлов, из частей - целое); 2спила, плоды ели, сосны, дуба, клена и ясеня; кора березы и липы; грамзаписи «Голоса птиц», голоса рыси и дятла, видеофильм о буром медведе.
Предварительная работа: чтение рассказов В.Бианки из книги «Синичкин календарь»; наблюдение за птицами в природе, беседы, загадки о птицах, проект «Животные нашего леса», заучивание «Птицы в лесу», рисование и лепка диких животных, проведение дидактических игр «Деревья», «Птицы», «Животные».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться погулять в лес. Я подскажу вам, что надо взять с собою в лес. Мы возьмем наши глазки (зачем?) – чтобы увидеть и полюбоваться красотой природы, мы возьмем наши ушки (зачем?) – чтобы услышать голоса природы, мы возьмем наши ручки (зачем?) – чтоб помогать природе, и нашу улыбку (зачем?) – чтобы было весело в пути. Согласны? Тогда беритесь за руки и отправляемся («змейкой»):
По тропинке мы шагаем – воспитатель
Раз, два, три, четыре, пять! – дети
В лес весенний на полянку – воспитатель
Собрались мы погулять – дети
Ну-ка, встанем на носочки, - воспитатель
Чтоб опушку увидать – дети
Вон виднеется тропинка – воспитатель
Можно быстро добежать – дети
Подходим к доске с иллюстрацией леса, встаем полукругом (на доске обратной стороной иллюстрации рыси и дятла). Посмотрите, где это мы с вами находимся? (в лесу). В каком лесу? (В тихом, очень красивом, хвойном, лиственном, поющем, шумном, сказочном, волшебном). Какие красивые слова вы сказали о лесе. А кто главные жители леса? Чего в лесу много? (деревьев). Верно! Назовите, какие вы знаете деревья? Из каких частей состоит дерево? Дидактическая игра «Собери дерево» (карточки), добавляю иллюстрацию - куст. А это что? (куст). Как называется? (сирень). Чем отличается дерево от куста? (У дерева один ствол, а у куста много стволов). А здесь что-то стоит. Это кузовок, а в нем что-то лежит. Ребята, а ведь это лес приготовил для вас задания. Давайте посмотрим:
1. Что это у меня? (спилы деревьев). Можно ли по ним узнать, сколько дереву лет? (да) Как? (посчитать кольца, сколько колец столько дереву лет). Посчитай Алина и Даня.
2.Вот 2 шишки, с каких они деревьев? ( длинная, чешуйки прижаты – с ели, а поменьше и круглая – с сосны).
3.Узнайте с какого дерева кора? (с березы – кора белого цвета с черными пятнами). А это, с какого дерева? Потрогайте ее, она гладкая или шероховатая? Какого она цвета? Это кора с самого большого дерева на нашем участке, как оно называется? (липа).
4.Это плоды, сравните их и узнайте с каких они деревьев? (это с ясеня – плод называется крылатка, а это - с клена). По-научному плод называется двукрылаткой. Как вы думаете почему? Из скольких частей состоит плод? (из двух) и на что похожа каждая часть? (на крыло).
5.Как называется этот плод? (желудь). С какого он дерева? (с дуба). Сейчас мы с вами будем выращивать дуб. Разделимся на три группы. Первая группа будет работать с карточками. Вторая группа будет собирать из частей целое, а третья группа по типу пазлов. Приступаем. Проверяем, как справились. А теперь, ребята, давайте посидим под деревьями (на стулья, рядом елочки) и вдохнем чистого воздуха. А кто еще в лесу живет? (звери, птицы, насекомые). Назовите зверей, которые живут в лесу? А сейчас лес нам одного из них покажет, мы издали за ним понаблюдаем. (Включается грамзапись о буром медведе). Видно он чувствует, что мы где-то рядом, давайте не будем его беспокоить. А лучше поиграем в веселую игру «Кто живет в родном лесу?» (я называю животных, а вы выбираете только тех, кто живет в наших лесах, если живут – хлопайте в ладоши, если нет – топайте):
= белка = мышка = жираф = кашалот =
= заяц = кабан = крокодил = бегемот =
= волки = верблюды = моржи и тюлени =
= медведь = слоны = обезьяны = олени =
Воспитатель: Молодцы! А лес – то наш волшебный, здесь каждый о себе сам рассказывает (переворачиваю картинку рысь, сразу же включается грамзапись, на которой записан небольшой рассказ): «Здравствуйте, ребята! Не надо меня бояться, я ваш новый лесной друг – Рысь. Расскажу немного о себе: от своих кошачьих родственников я отличаюсь тем, что лапы у меня короткие, а на ушах – кисточки. Я очень ловкая и на земле и на деревьях. Да и плаваю я отлично. Я – хищница, охочусь обычно на зайцев, но иногда нападаю на лосей и кабанов. Добычу подстерегаю в засаде. Зимой меня спасает густая шерсть, широкие лохматые лапы помогают мне передвигаться по снегу. Живу я в лесной чащобе, людей здесь почти не бывает. На земле нас рысей осталось не так уж и много. Нас надо беречь!»
Воспитатель: Спасибо, тебе Рысь за рассказ. А сейчас я вам загадаю загадку:
«Вдруг в лесу раздался стук,
Это кто-то долбит сук,
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит» (дятел).
(Переворачиваю картинку и снова включается грамзапись с рассказом о дятле): «Конечно это я. Меня вы услышите сразу. Целый день стучу я клювом, насекомых из – под коры добываю. У меня длинный тонкий язык с зазубриной на конце. Им я из любой трещинки достану личинку или жучка. Посмотрите, какие у меня коготки цепкие, острые. Они помогают мне по самому гладкому стволу, как по лесенке бегать. Клюв у меня очень крепкий. Им я сам достаю разных насекомых, жуков, личинок. А зимой я срываю сосновую шишку, нахожу дерево с расщелиной, воткну туда шишку, усядусь на стволе, хвостом упрусь и начинаю шишку долбить. Такая расщелина – где я шишку долблю, называется «дятлова кузница». Ну, мне пора! Тук – тук».
Воспитатель: Спасибо, дятел. Ребята, а давайте повторим дробь дятла (пальчиковая гимнастика):
«Дятел на суку сидит,
Клювом дерево долбит.
День долбит, два долбит,
Клювом в небо угодит» (стучат пальцы вместе – врозь).
Воспитатель: Мы с вами так громко стучали, что разбудили весь лес (включается грамзапись «Голоса птиц»). Чьи голоса раздаются в лесу? Каких птиц вы узнали по голосу? (ворона, кукушка). Можно ли услышать ее сейчас в природе? (нет). Почему? (еще не возвратились перелетные птицы). А что птицы умеют делать? (петь, чирикать, жить, кормиться, щебетать, куковать, гнезда вить, лес лечить, перелетать с ветки на ветку, летать в небе). А вы знаете, что перед полетом птицы разминаются.
Физкультминутка «Птицы в лесу».
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложим назад (дети на места).
Воспитатель: А как называются птицы, которые с нами зимовали? (зимующие) Назовите их. А как называются птицы, которые улетели от нас в теплые края? (перелетные) Назовите их. Какие птицы улетели от нас самыми первыми? (стрижи и ласточки) Почему? (питаются насекомыми, а их не стало) Какие улетели чуть позже? (грачи, дрозды, кукушки). Почему? (они кроме насекомых могут питаться ягодами, плодами, зернами). А какие улетели от нас самыми последними? (утки, гуси, лебеди). Когда? (когда замерзли водоемы). А какое сейчас время года? (весна). А какие-то птицы к нам уже прилетели? (да, грачи). Давайте убедим перелетных птиц, что они могут возвращаться в наши края. Называем признаки весны по серии сюжетных картин. Хороший рассказ получился. Я думаю, что вы убедили птиц. Давайте сделаем им друзей, которые будут их встречать.
Конструирование птиц (квадратик из материала, в него комок ваты, перетянуть резинкой, наклеить из бумаги глаза, клюв и крылья).
Воспитатель: Вот сколько птиц к нам прилетело. Скажите , для птицы дерево – это…..(столовая, пища, дом, место укрытия от врагов, место для
постройки гнезда). Для жука дерево – это…..(жилище, место, где откладывает личинки, место, где находит пищу). Для человека дерево – это……..(пища, место, где можно укрыться от жары, место, где можно отдохнуть).
Воспитатель: А вы, ребята, отдыхали в лесу с родителями? (да) А мусор после себя оставляли? А куда вы его убирали? А как надо вести себя в лесу, чтобы он оставался чистым и красивым? А как вы думаете, в лесу есть мусор?
Дидактическая игра «Очистим лес от мусора» (елки, пеньки, целлофановый пакет, фантик, бумага, пластиковая бутылка, стаканчик, опавшие листья, сухая трава, веточки, соломинка). Дети убирают мусор в пакет, остаются листья, сухая трава и веточки.
Воспитатель: А это мусор? (нет) Куда все это денется, кому все это будет нужно? (веточки, травка – птицам для постройки гнезда, опавшие листья со временем съедят дождевые черви). В природе все так взаимосвязано, что лишнего ничего нет. Вот мы с вами очистили лес от мусора, помогли ему, а лес поможет людям. Ученые установили, что многие лесные деревья укрепляют иммунитет, снимают усталость. Вот мы с вами по лесу прогулялись, свежим воздухом надышались, пора и возвращаться. Но теперь надо с лесом проститься, положим, руку на дерево, чувствуете, как деревья отдают нам силу, энергию, а мы им наши добрые пожелания:
«Добрый лес, могучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем!»
Давайте скажем: «Спасибо, лес!» Песня «Лесной марш» (беремся за руки, нам пора возвращаться в детский сад).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ» Для детей старшей логопедической группы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОСЕНЬ»Для детей старшей логопедической группыЦель: Закрепить знания по данной теме. Учить дифференцировать обобщающие понятия «овощи», «фрукты». Развивать у...
Конспект интегрированного занятия на тему: «Беседа об осени» в старшей группе.
Цель: обобщение знаний детей о времени года «Осень».Задачи: Содействовать:· Обобщению представлений детей об осени по основным, существенны...
Конспект интегрированного занятия на тему «Луговые цветы» (подготовительная к школе группа)
Материал предназначен для воспитателей детскогосада по ознакомлению старших дошкольников с миром природы....
Конспект интегрированного занятия на тему "Прогулка с колобком" в младшей группе.
Интегрированное занятие«Прогулка с Колобком»(младшая группа №3 «Светлячок») Воспитатели: Кондрашова Анастасия ОлеговнаСеменова Татьяна Сергеев...
Конспект интегрированного занятия на тему «Прекрасная пора – Осень» в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия на тему «Прекрасная пора – Осень» в подготовительной группеЦель: Закрепление знаний у детей об осенних явлениях в природе.Задачи:Образовательны...
Конспект интегрированного занятия на тему «Русская народная игрушка» в подготовительной группе
(ознакомление с окружающим миром, музыка, аппликация) Подготовительная группа.Программное содержание: Обобщить знания детей о русских народных игрушках: глиняных, деревянных.Познакомить детей с истори...
Конспект интегрированного занятия на тему: «Моя семья» для детей старшей группы.
Конспект интегрированного занятия на тему: «Моя семья»Программные задачи: создать условия для формирования у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друг...