конспект занятия по познавательному развитию "Наши маленькие соседи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_nashi_malenkie_sosedi.docx | 27.85 КБ |
nasekomye.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшей группы «Наши маленькие соседи»
МАДОУ ЦРР детский сад
«Сказка»
Воспитатель:
Куваева Наталья Борисовна
2017 год
Конспект занятия для детей старшей группы «Наши маленькие соседи»
Цель. Расширять и закреплять знания о насекомых (бабочки, муравьи, жуки, пчелы, местах их обитания, особенностях поведения в природе).
Задачи:
Уточнить представление детей о сезонных изменениях в природе. Продолжить знакомство с объектами живой природы. Активизировать речь детей.
Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых.
Воспитывать любовь и бережное отношение к маленьким обитателям полей и лесов – насекомым.
Планируемый результат: дети называют насекомых, выразительно читают стихи, участвуют в инсценировках.
Предварительная работа: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках», беседы о весне и лете, наблюдение на участке за насекомыми и растениями, разучивание стихотворений и загадок о насекомых, изготовление шапочек с изображением насекомых.
Материал: Шапочки с изображением насекомых и деревьев, цветы из картона, мультимедийная презентация, письмо от Старичка-Лесовичка.
Ход:
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся с гостями, улыбнемся друг другу и гостям и подарим всем хорошее настроение.
Все мы дружные ребята!
Мы ребята – дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Ребята, сегодня я получила письмо от Старичка-Лесовичка. Давайте его прочитаем? «Дорогие ребята! Я узнал, что вы интересуетесь жизнью насекомых. В моем лесу живут разные насекомые, поэтому я приглашаю вас на экскурсию в мой лес – понаблюдать за ними». Хотите попасть в весенний лес? (слайд 2)
Инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках»
Участники – воспитатель и дети в шапочках насекомых и деревьев.
Ребенок. Побываю я в лесу,
Там я пчелок найду.
И шумят и жужжат,
И работать спешат!
Воспитатель. Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрылись и выпустили молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко – разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке.
Пчелки. Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!
Яблонька. Нет. Вы прилетели слишком рано: мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни разузнать.
Воспитатель. Полетели пчелки к вишне.
Пчелки. Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочков для голодных пчелок?
Вишня. Наведайтесь, милочки, завтра. Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроюсь, я буду рада гостям.
Воспитатель. Полетели пчелки к тюльпану; заглянули в его пеструю головку, но не было в ней, ни запаха, ни нектара.
Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветок: это была фиалка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой.
Воспитатель. Как называют человека, занимающегося разведением пчел? (Пчеловод). Где живут пчелы? (В улье) (слайд 3) Пчела из воска строит соты – большие пластины с шестигранными ячейками. Сюда она откладывает нектар, который со временем превратится в мед (слайд 4). Давайте вспомним загадку о пчеле?
Ребенок.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужком.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Воспитатель. Мед очень полезен. Им лечатся при кашле и простуде. А еще его добавляют в чай и выпечку.
Воспитатель. Дети, назовите насекомое похожее на пчелу. Правда, оно толще, тяжелее. (Шмель). Посмотрите, он летит к нам.
Ребенок.
Шмель, тяжелый, полосатый,
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал: - Трудна работа.
Ведь цветам в саду нет счета!
Е. Фейерабенд
Воспитатель. Шмель тяжелый, а крылья у него маленькие, но сильные. Они бьют по воздуху часто-часто. ( слайд 5 )
Ребята, посмотрите, что за жук к нам летит? (слайд 6)
Ребенок. (в шапочке жука)
Я веселый майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над полянами кружу,
А зовут меня Жу-Жу.
Почему зовут Жу-Жу?
Потому что я жужжу!
«Летит» и находит другого жука (ребенок в шапочке жука).
Инсценировка стихотворения М. Веховой «Разговор с жуком»
1-й жук.
Эй, жук!
Мой друг!
Расскажи, где ты живешь?
Что нас в гости не зовешь?
Ты себе построил дом?
2-й жук.
А зачем мне строить дом?
Я живу под лопухом!..
Широка его ладошка,
Будто взлетная дорожка!
Посмотри, я зажужжал…
Я завелся! Побежал…
И взлетел! И лечу!
И лечу, куда хочу-у-у-у…
«Летят» за своей подружкой – божьей коровкой.
Божья коровка.
Платье в горошек у божьей коровки.
Божьей коровке плохо в коробке.
Божью коровку пальцем не трогай,
Пусть уползает зеленой дорогой,
Пусть улетает синей дорогой,
Божью коровку не надо, не трогай!
Ю. Вронский
Воспитатель: Божья коровка – очень полезное насекомое. Она поедает других насекомых-вредителей сада и огорода. (слайд 7) Каких жуков вы еще знаете? (жук-носорог, жук-бомбардир)
Воспитатель. Отгадайте загадку:
На поляне, возле елок.
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем – миллион. (Муравейник) (слайд 8)
Воспитатель. Что за жильцы живут в этом доме? (Муравьи). Как муравьи находят свой домик? (По муравьиной дорожке). А как находят дорожку? (По запаху). Посмотрите, сам муравей идет к нам.
Появляется ребенок в шапочке муравья.
Муравей.
Муравьишки - торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
Все, что только он увидит,
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
А. Бабаджан
Воспитатель: (слайд 9) Муравей – самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых – вредителей леса.
Ребята, посмотрите, а это кто? (слайд 10) (кузнечик) Давайте, и мы с вами превратимся на минутку в кузнечиков.
Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
Воспитатель раздает цветы, дети раскладывают их на полу.
Воспитатель. Какая красивая полянка получилась! А теперь уберите цветы. Что произошло? Не стало красоты! Снова разложите цветы на поляне. А теперь стало красиво? (Ответы детей). ( Слайд 11)
Ребенок.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Т. Собакин
Воспитатель. Какое насекомое издали напоминает цветок, а подойдешь поближе, он вспорхнет и улетит? (Бабочка). (Слайд 12)
Дети - в шапочках бабочек – читают стихи.
Ребенок. Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел…
Ребенок.
Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел…
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Четыре ребенка в шапочках насекомых стоят в ряд. Дети называют насекомых, а затем закрывают глаза. Одно насекомое улетает, дети открывают глаза, определяют, какого насекомого не стало. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша прогулка в весенний лес.
(слайд 13)
Ребенок.
Я на кусте у родника
Не тронул сети паука.
Я поглядел на муравьев:
У них домище –
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил.
В лесу я просто погостил!
Н. Красильников
Воспитатель: Каких насекомых вы встретили? Каких еще насекомых вы знаете? Сколько ног у насекомых? Что интересного или нового вы узнали?
Воспитатель. Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника, не сорвали цветов, не нарушали тишины и гармонии. Пусть прыгают в траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию «Город Шарыпово – моя маленькая Родина»
Занятие для детей 6-7 лет знакомит с их малой Родиной, с известными людьми города. Ребята через опытно-экспериментальную деятельность узнают о свойствах угля, добываемого на Берёзовском разрезе....
Конспект занятия по познавательному развитию для детей раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя маленькая Родина»
Программные задачи:1. Продолжать знакомить детей с малой родиной – городом Белореченском, воспитывать любовь к ней.2. Обогащать знания детей о станице (её достопримечательностях: улицы, здания, ...
Конспект занятия по познавательному развитию 2 младшая группа МБДОУ ДС № 456 Тема: «Маленькие исследователи» Разработала: Васильева Наталья Ивановна.
Конспект занятия по позновательному развитию для 2- ой младшей группы. Тема "Маленькие исследователи" проводится в весеннее время года, так как в конце занятия есть практическая часть посадк...
Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) во второй группе раннего возраста "Большой- маленький».
формирование умения группировать предметы разных величин и обозначать их словами: «большой», «маленький» путём добавления предмета к предмету....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе c использованием кинезиологических упражнений по теме: «Чудеса маленьких волшебников».
quot;Чудеса маленьких волшебников» ( с использованием здоровьесберегающей технологии ...
Конспект занятия По познавательному Развитию ФЭМП Большие и маленькие мячики
Конспект занятияПо познавательномуРазвитию ФЭМПБольшие и маленькие мячики...