конспект занятия по познавательному развитию "Наши маленькие соседи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Куваева Наталья Борисовна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nashi_malenkie_sosedi.docx27.85 КБ
Файл nasekomye.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы «Наши маленькие соседи»

             

        МАДОУ ЦРР детский сад

«Сказка»

 Воспитатель:

Куваева Наталья Борисовна

2017 год

Конспект занятия  для детей старшей группы «Наши  маленькие соседи»

Цель. Расширять и закреплять знания о насекомых (бабочки, муравьи, жуки, пчелы, местах их обитания, особенностях поведения в природе).

Задачи:

 Уточнить представление детей о сезонных изменениях в природе. Продолжить знакомство с объектами живой природы. Активизировать речь детей.

Развивать  у детей познавательный интерес к миру насекомых.

Воспитывать любовь и бережное отношение к маленьким обитателям полей и лесов – насекомым.

Планируемый результат:  дети называют насекомых, выразительно читают стихи, участвуют в инсценировках.

Предварительная работа: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках», беседы о весне и лете, наблюдение на участке за насекомыми и растениями, разучивание стихотворений и загадок о насекомых, изготовление шапочек с изображением насекомых.

Материал:  Шапочки  с изображением насекомых и деревьев,  цветы из картона,  мультимедийная презентация, письмо от Старичка-Лесовичка.

Ход:

Воспитатель:  Доброе утро,  ребята! Давайте поздороваемся с гостями, улыбнемся друг другу и гостям и подарим всем хорошее настроение.

Все мы дружные ребята!

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Ребята, сегодня я получила письмо от Старичка-Лесовичка. Давайте его прочитаем?  «Дорогие ребята! Я узнал,  что вы интересуетесь жизнью насекомых. В моем лесу живут разные насекомые, поэтому  я приглашаю вас на экскурсию в мой лес – понаблюдать за ними». Хотите попасть  в весенний лес? (слайд 2)

Инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках»

Участники – воспитатель и дети в шапочках насекомых и деревьев.

Ребенок. Побываю я в лесу,

Там я пчелок найду.

И шумят и жужжат,

И работать спешат!

Воспитатель. Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрылись и выпустили молоденькие листочки.

Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко – разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?

Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке.

Пчелки. Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!

Яблонька. Нет. Вы прилетели слишком рано: мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайтесь у вишни разузнать.

Воспитатель. Полетели пчелки к вишне.

Пчелки. Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочков для голодных пчелок?

Вишня. Наведайтесь, милочки, завтра. Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроюсь, я буду рада гостям.

Воспитатель. Полетели пчелки к тюльпану; заглянули в его пеструю головку, но не было в ней, ни запаха, ни нектара.

Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветок: это была фиалка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой.

Воспитатель. Как называют человека, занимающегося разведением пчел? (Пчеловод).  Где живут пчелы? (В улье) (слайд 3)  Пчела из воска строит соты – большие пластины с шестигранными ячейками. Сюда она откладывает нектар, который со временем  превратится в мед (слайд 4). Давайте вспомним загадку о пчеле?

Ребенок. 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужком.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

Воспитатель. Мед очень полезен. Им лечатся при кашле и простуде. А еще его добавляют в чай и выпечку.

Воспитатель. Дети, назовите насекомое похожее на пчелу. Правда, оно толще, тяжелее. (Шмель). Посмотрите, он летит к нам.

Ребенок. 

Шмель, тяжелый, полосатый,

Целый день летал в саду.

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал.

Он ворчал: - Трудна работа.

Ведь цветам в саду нет счета!

Е. Фейерабенд

Воспитатель. Шмель тяжелый, а крылья у него маленькие, но сильные. Они бьют по воздуху часто-часто. ( слайд  5 )

Ребята, посмотрите, что за жук к нам летит? (слайд 6)

Ребенок.  (в шапочке жука)

Я веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над полянами кружу,

А зовут меня Жу-Жу.

Почему зовут Жу-Жу?

Потому что я жужжу!

«Летит» и находит другого жука (ребенок в шапочке жука).

Инсценировка стихотворения М. Веховой «Разговор с жуком»

1-й жук.

Эй, жук!

Мой друг!

Расскажи, где ты живешь?

Что нас в гости не зовешь?

Ты себе построил дом?

2-й жук.

А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом!..

Широка его ладошка,

Будто взлетная дорожка!

Посмотри, я зажужжал…

Я завелся! Побежал…

И взлетел! И лечу!

И лечу, куда хочу-у-у-у…

«Летят» за своей подружкой – божьей коровкой.

Божья коровка.

Платье в горошек у божьей коровки.

Божьей коровке плохо в коробке.

Божью коровку пальцем не трогай,

Пусть уползает зеленой дорогой,

Пусть улетает синей дорогой,

Божью коровку не надо, не трогай!

Ю. Вронский

Воспитатель: Божья коровка – очень полезное насекомое. Она поедает других насекомых-вредителей сада и огорода. (слайд 7)  Каких жуков вы еще знаете?  (жук-носорог, жук-бомбардир)

Воспитатель. Отгадайте загадку:

На поляне, возле елок.

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем – миллион.  (Муравейник) (слайд 8)

Воспитатель. Что за жильцы живут в этом доме? (Муравьи). Как муравьи находят свой домик? (По муравьиной дорожке). А как находят дорожку? (По запаху). Посмотрите, сам муравей идет к нам.

 Появляется ребенок в шапочке муравья.

Муравей.

 Муравьишки - торопыжки,

Не лентяи, не глупышки,

Друг за другом по дорожке

Тащат зернышки и крошки.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом:

Все, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай!

А. Бабаджан

Воспитатель:  (слайд 9) Муравей – самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых – вредителей леса.

Ребята, посмотрите, а это кто? (слайд 10)   (кузнечик)  Давайте,  и мы с вами превратимся на минутку в кузнечиков.

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

Воспитатель раздает цветы, дети раскладывают их на полу.

Воспитатель. Какая красивая полянка получилась! А теперь уберите цветы. Что произошло? Не стало красоты! Снова разложите цветы на поляне. А теперь стало красиво? (Ответы детей). ( Слайд 11)

Ребенок. 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Т. Собакин

Воспитатель. Какое насекомое издали напоминает цветок, а подойдешь поближе, он вспорхнет и улетит? (Бабочка).  (Слайд 12)

Дети -  в шапочках бабочек – читают стихи.

Ребенок. Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел…

Ребенок.

Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел…

Дидактическая игра «Кого не стало?»

Четыре ребенка в шапочках насекомых стоят в ряд. Дети называют насекомых, а затем закрывают глаза. Одно насекомое улетает, дети открывают глаза, определяют, какого насекомого не стало. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наша прогулка в  весенний лес.

 (слайд 13)

Ребенок. 

Я на кусте у родника

Не тронул сети паука.

Я поглядел на муравьев:

У них домище –

Будь здоров!        

Я долго по лесу шагал

И никого не напугал,

Нигде воды не замутил.

В лесу я просто погостил!

Н. Красильников

Воспитатель:   Каких насекомых вы встретили?  Каких еще насекомых вы знаете?  Сколько ног у насекомых?  Что интересного или нового вы узнали?

Воспитатель.   Вот мы и погуляли в лесу: не разрушили муравейника, не сорвали цветов, не нарушали тишины и гармонии. Пусть прыгают в  траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши маленькие соседи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Город Шарыпово – моя маленькая Родина»

Занятие для детей 6-7 лет знакомит с их малой Родиной, с известными людьми города. Ребята через опытно-экспериментальную деятельность узнают о свойствах угля, добываемого на Берёзовском разрезе....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя маленькая Родина»

Программные задачи:1. Продолжать знакомить детей с малой родиной – городом Белореченском, воспитывать любовь к ней.2. Обогащать знания детей о станице (её достопримечательностях: улицы, здания, ...

Конспект занятия по познавательному развитию 2 младшая группа МБДОУ ДС № 456 Тема: «Маленькие исследователи» Разработала: Васильева Наталья Ивановна.

Конспект занятия по позновательному развитию для 2- ой младшей группы. Тема "Маленькие исследователи" проводится в весеннее время года, так как в конце занятия есть практическая часть посадк...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) во второй группе раннего возраста "Большой- маленький».

формирование умения группировать предметы разных величин и обозначать их словами: «большой», «маленький» путём добавления предмета к предмету....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе c использованием кинезиологических упражнений по теме: «Чудеса маленьких волшебников».

quot;Чудеса  маленьких волшебников»           ( с  использованием   здоровьесберегающей технологии      ...

Конспект занятия По познавательному Развитию ФЭМП Большие и маленькие мячики

Конспект занятияПо познавательномуРазвитию   ФЭМПБольшие и маленькие мячики...