"Моя семья" конспект познавательного занятия в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пробенко Ольга Владимировна

материал о членах семьи, родственных отношениях, знакомство с родословной семей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме «Моя семья»

Цель: уточнять и обобщать знания детей о семье, родственных отношениях; развивать связную речь, логическое мышление; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о членах семьи, анализ содержания пословиц по теме «Семья»; работа со словами, обозначающими степень родства; рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи; объяснение слов «поколение», «предки», «потомки».

Материал: картинки с изображением людей: членов семьи и посторонних друг другу; эмблемы на стульчики для деления детей на подгруппы: символическое изображение папы, мамы, сына, дочери; организация выставки «Наши руки не для скуки» с работами членов семьи; заранее подготовленные работы «Родословная нашей семьи»; для рисования: листы бумаги, краски, кисти, подставки для кисточек, баночки  с водой, цветные карандаши.

Ход:

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворения и подумайте, о ком они.

1-й ребенок:                    Не терпит мой папа

                                         Безделья и скуки.

                                         У папы умелые, сильные руки.

                                         И если кому-нибудь надо помочь,

                                         Мой папа всегда поработать не прочь.

                                                           

2-й ребенок:                    С кем первым мы встречаемся,

                                         Придя на белый свет,-

                                         Так это наша мамочка,

                                         Ее милее нет.

                                         Вся жизнь вокруг нее вращается,

                                         Весь мир наш ею обогрет,

                                         Весь век она старается

                                         Нас уберечь от бед.

                                         Она опора в доме,

                                         Хлопочет каждый час.

                                         И никого нет кроме,

                                         Кто так любил бы нас.

3-й ребенок:                    Мой дедушка любимый,

                                         Ты в жизни мой кумир!

                                         Таким же буду умным,

                                         Прочту тьму книг до дыр!

                                         Когда же стану старше

                                         И вырасту большой,

                                         Наверно, стану важный

                                         И бизнесмен крутой!

                                         Быть на тебя похожим

                                         Хочу и всех любить!

                                         Для внуков своих тоже

                                         Хочу кумиром быть!

4-й ребенок:                   Со мною бабушка моя,

                                         И значит, главный дома – я.

                                                    Шкафы мне можно открывать,

                                                    Цветы кефиром поливать,

                                                    Играть подушкою в футбол,

                                                    И полотенцем чистить пол.

                                                    Могу я есть руками торт,

                                                    Нарочно хлопать дверью!

                                                    А с мамой это не пройдет.

                                                    Я уже проверил!

Воспитатель: О ком эти стихотворения? (ответы детей) А еще можно сказать – о членах семьи.

Как бы вы объяснили значение слова «семья»? Подскажите, семья – это кто? (дедушка, бабушка, папа, мама, дети…)

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть картинки и выбрать те, на которых изображены члены семьи (работа в подгруппах, разделение детей по картинкам – символам: изображение папы, мамы, сына, дочери на стульчиках).

 (Дети отбирают картинки, представители подгрупп объясняют выбор команды).

Воспитатель: как же члены семьи относятся друг к другу? (заботятся, уважают, помогают, любят). Как вы можете позаботиться о бабушке, младшей сестренке?

Я думаю, что вы очень любите своих мамочек и помогаете им. Покажите, как.      

Игра – пантомима «Я помогаю маме» (дети без словесного сопровождения показывают трудовые действия).

Воспитатель: Ребята, а кто вы для папы и мамы, для бабушки и дедушки, для тети и дяди, для брата и сестры?

Игра с мячом «Кто ты?» (дети встают в круг, по очереди ловят мяч и называют, кем они приходятся папе, бабушке, тете…)

Воспитатель: Как вы думаете, все ли семьи одинаковы? А чем они отличаются? (отличаются составом, т.е. количеством человек, внешностью, фамилией, именами, адресом проживания, историей своей семьи, интересами и т.д.)

(Предложить детям рассмотреть экспонаты выставки «Наши руки не для скуки» с работами родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

Вот какие разные увлечения в ваших семьях.

А еще мы говорили, что у каждой семьи своя история, своя родословная. И историю любой семьи можно представить в виде дерева (показ образца). Корни дерева – это первое поколение: дедушки и бабушки, нижние ветви – это второе поколение: ваши папы и мамы, верхние ветви – это дети: вы, ваши братья и сестры.

Давайте рассмотрим семейное дерево наших ребят и послушаем их рассказы…(2-3 ребенка представляют заранее подготовленные работы)

Семья – это главное, самое дорогое, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Вспомните, какие.

  • Вся семья вместе и душа на месте.
  • Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.
  • Русский человек без родни не живет.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • Семья ладом полна.

(Предложить детям объяснить смысл 2-3 пословиц).

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою семью. В своем рисунке постарайтесь показать, как вы всех любите, как заботитесь друг о друге, как интересно и весело проводите свободное время. Вашим родителям, бабушкам и дедушкам очень приятно будет увидеть эти рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие в старшей группе « Азбука дорожного движения»

Познавательное занятие в старшей  группе « Азбука дорожного движения»...

Познавательное занятие в старшей группе « Рождественские гулянья»

Познавательное занятие в старшей группе « Рождественские гулянья»...

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой»

Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой»Програмное содержание:Учить умению устанавливать причинно-следственные связи,  уточнить и расширить знания детей о воде, роли её в...

интегрированное познавательное занятие в старшей группе

Задачи:дополнить представления детей о государственных символах;развивать потребность в получении исторических сведений ;активизировать образное мышление, творческое воображение ;формировать спо...

конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....