ПРОЕКТ «Вода и её свойства»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

        Данный проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о воде, её свойствах и состояниях. Этот проект приобщает детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе. Способствует формированию представлений о воде  как среде обитания растений, животных, человека. Формирует у детей осознанное, бережное отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитывает экологическое сознание. Формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx466.28 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\3142581_large.jpg

   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22

 «Тополек»

ПРОЕКТ

«Вода и её свойства»

Средняя группа

Воспитатель

Вишнякова Екатерина Владимировна

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

   

           «Вода – это сама жизнь, которая наполняет нас неизменной радостью» 

Антуан Сент Экзюпери

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

     

                 Завтра мир будет таким, каким его спроектируют дети. Экологическое воспитание всего населения, является важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли.

                   Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

                   Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

                Актуальность вопросов экологического воспитания обусловлена:

  • Обострением экологической проблемы в стране и в мире, что диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  • Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

               Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчёркивает актуальность данного проекта.

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

       

        Данный проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о воде, её свойствах и состояниях. Этот проект приобщает детей и родителей к экологически грамотному поведению по отношению к воде в быту и на природе. Способствует формированию представлений о воде  как среде обитания растений, животных, человека. Формирует у детей осознанное, бережное отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитывает экологическое сознание. Формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности.

                ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование экологического мышления дошкольников.

ЗАДАЧИ

  • Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.
  • Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.
  • Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
  • Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.
  • Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земли. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте.
  • Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов).
  • Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками,  загадками по теме “Вода”.

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

ТИП ПРОЕКТА

Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

1 неделя

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети средней группы, воспитатели, родители.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

  • Наблюдения;
  • Опыты и исследования;
  • Развивающие игры;
  • Просмотр познавательного видео;
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Рисование;
  • Аппликация.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Формируются основы экологической грамотности у детей;
  • Воспитывается ответственность за свои действия по отношению к окружающей среде;
  • Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
  • Дети умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
  • У детей развиваются коммуникативные навыки;
  • Происходит активизация словарного запаса детей;
  • Дети получают удовлетворение от работы в коллективе.

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Изучен уровень знаний детей о воде и её свойствах
  • Поставлена цель и разработано содержание учебно-воспитательного процесса;
  • Собраны иллюстрации по теме проекта;
  • Отобрана художественная литература по теме проекта;
  • Собрана картотека бесед, наблюдений и опытов  (приложение 1,2,3);
  • Пополнен уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
  • Ознакомление  родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
  • Разработан цикл занятий по изодеятельности для создания творческих работ по теме.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Дата

Содержание

Беседа №1 “Вода вокруг нас”.

Беседа №2 “путешествие капельки”.

Наблюдение №1 – за водой.

Наблюдение №2 – за испарением.

Опыт №1 “Вода прозрачная, без цвета и вкуса”.

Опыт №2 “Вода жидкая”.

Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.

Рисование “Природные водоёмы: родник, ручей, озеро”.

Загадки о роднике, ручейке, озере.

Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра “Рыбка в озере живёт”.Физминутка “Дождик”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Звонкий ручей”.

Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А.Тараскин), “Ручеёк” (Т. Жиброва).

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

Беседа №3 “Вода нужна всем”.

Беседа №4 «Волшебница водица»

Беседа №5 “Берегите воду”.

Наблюдение №3 – за растениями.

Наблюдение №4 – за снегом.

Опыт №3 “Вода не имеет формы”.

Опыт №4 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.

Опыт №5 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.

Просмотр слайд-шоу “Водопады”.

Рисование “Где живет вода”.

Загадки о болоте, реке, водоёме.

Подвижная игра “Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.

Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы: шум водопада”.

Лепка “Озеро с камышами”.

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова).

Заклички, пословицы, поговорки.

Беседа № 6 «Водный транспорт»

Наблюдение №5 – за таянием льда, снега.

Наблюдение №6 – за облаками.

Опыт №6 “Вода бывает тёплой, холодной и горячей”.

Опыт №7 “Лёд – твёрдая вода, тает в тепле”.

Опыт №8 “Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно”.

Опыт №9 “В солёной воде предметы не тонут”.

Просмотр слайд-шоу “Подводный мир океана”.

Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”.

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Загадки о море, океане.

Подвижная игра “Снежиночки-пушиночки”, пальчиковая игра “Ветер на море”, физминутка “Снеговик”.C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Шум океана”, “Шум моря”, “Прибой”.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”.

Чтение стихотворений “Алёшка и снежок” (Е. Андреева), “Трудолюбивая вода” (В. Иванова).

 пословицы, поговорки.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Итоговое занятие по познавательно–исследовательской деятельности «Путешествие в царство воды».

Создание лепбука «Вода»

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

БЕСЕДЫ

Беседа №1 «Вода вокруг нас»

Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Ход беседы: Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. В реках, озёрах вода без вкуса. Вода обогащает озёра, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землёй. Родник – это подземная река. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная,

хрустальная, холодная.  Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду

мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а

её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых

людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!

Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь!2

Беседа №2 «Путешествие капельки»

Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Ход беседы:  Объяснить детям, что домик у капельки – море. Но капелька любит

путешествовать. Когда её пригреет солнце, она поднимается вверх и путешествует на облачке. Облачко начинает расти, становится большим, образуются капельки дождя и проливаются на землю. Вместе с ручейком капелька попадает в речку, а

из речки возвращается в свой домик «море». Понаблюдать за испарением воды.

Беседа №3 «Вода нужна всем»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Ход беседы: Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения? – Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

Беседа №4 «Волшебница вода»

Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п. Показать разнообразие воды в окружающей среде. Ход беседы: Обсудить вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Оказывается, вода бывает очень разной. Может, как волшебница, превращаться в дождь, снег, туман, иней, лёд. Сформировать представления у детей о том, что вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Беседа №5 «Берегите воду»

Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Ход беседы: Объяснить детям, откуда берётся вода в кране: капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.

Беседа №6 «Водный транспорт»

Цель: Познакомить детей с водным транспортом и значением водоёмов для перевозки людей и грузов.

Ход беседы: Посмотреть и обсудить слайд-шоу «Водный транспорт». Беседа проводится в вопросно -ответной форме. Задать вопросы: Как называется транспорт,  который передвигается по воде?  (водный)  Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход)  Кто управляет кораблём  (капитан) Как называется место, куда приплывают корабли? (порт)  Где можно встретить водныйтранспорт? (море, река, океан)

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

НАБЛЮДЕНИЕ

№1 Наблюдение за водой

Цель: Формировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно. Предложить детям запомнить, где и какую воду они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить детям подумать, где – в природе, в быту– ещё можно обнаружить воду. И для чего её используют

(для питья, полива, мытья, стирки, приготовления еды, для передвижения по воде).

Вывод: Человеку необходима вода.

№2 Наблюдение за испарением

Цель: Формировать у детей элементарные представления о круговороте воды в природе. Вместе с детьми налить воды в небольшие ёмкости. Отметить первоначальный уровень воды. Одну ёмкость поставить в солнечное место (подоконник), другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно? В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вод (испарилась, превратилась в пар).

Вывод: Капельки воды постоянно путешествуют.

№3 Наблюдение за растениями

Цель: Экспериментальным путём выявить зависимость жизнеспособности Растений от воды. В течение некоторого времени не поливать комнатное растение и наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали. На прогулке наблюдать за растениями и уточнить представления детей о том, как растения в природе получают воду (поливает дождь).

Вывод: Без воды комнатные растения не могут существовать. Комнатным цветам, в отличие от природных растений, необходима помощь человека.

№4 Наблюдение за снегом

Цель: Выявить свойства снега. Определить, как он изменяется в зависимости от погодных условий. Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда блестит? Когда хорошо лепится? Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег можно провалиться: в рыхлый или плотный? Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?

Вывод: Снег – это твёрдое состояние воды. Снег бывает разным в зависимости от

погодных условий. Снег тает от воздействия тепла.

№5 Наблюдение за таянием льда

Цель: Экспериментальным путём выявить, что процесс таяния льда зависит от воздействия тепла. В две миски положить кубики льда. Одну поставить в более тёплое место, например, на столик, возле отопительной батареи. Другую миску, в более холодное, например, на подоконник. И в течение дня наблюдать, как тает лёд: с одинаковой ли скоростью протекает процесс таяния в мисках.

Вывод: Лёд растаял от тепла и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает лёд. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

№6 Наблюдение за облаками

Цель: Выявить, что облака имеют различную форму и цвет. Развивать фантазию в процессе наблюдения за облаками. Напомнить, что облака состоят из капелек воды, которая испарилась с поверхности земли. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Облака различны по форме, цвету. Тучи – дождевые и снеговые – тоже облака. Понаблюдать за движением облаков и скоростью движения: всегда ли и все ли двигаются одинаково. На что похожи облака?

Вывод: Облака бывают различными по форме, цвету, скорости движения. Тучи –это тоже облака.

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                            ОПЫТЫ

Опыт № 1 «Вода прозрачная»

Описание опыта:

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой –  с молоком. В один стакан

положить ракушку,  в другой – ложку. В каком из стаканов они видны, а в каком –

нет?Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод:

Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт № 2 «Вода – жидкая»

Описание опыта:

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Предложить понаблюдать, как вода течёт из крана.

Вывод:

Вода – жидкая, может течь.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы»

Описание опыта:        

Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком. А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.

Вывод:

Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

Опыт №4 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»

Описание опыта:

Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло? Кристаллики соли полностью растворились в воде. Песок осел на дно стаканчика.

Вывод:

В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются.

Опыт № 5 « Вода,  растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах»

Описание опыта:

Напомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся стаканчики с водой. Дети растворяют в одном из них краску, рассматривают, как изменяется цвет воды. Предложить детям добавить в один стакан с водой ванилин. Что изменилось? Вода приобрела запах ванилина. Предложить детям растворить в воде кусочек сахара, размешать и попробовать на вкус через трубочку – вода стала сладкой.

Вывод:

Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.

Опыт № 6 « Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

Описание опыта:

Налить в стаканчики воды разной температуры. Дети пальчиками трогают стенки стаканчиков, определяя, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая горячая. Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую и холодную воду. Что получилось? – Тёплая вода. Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? – Её остудил холодный лёд.

Вывод:

Вода может иметь разную температуру.

C:\Users\андрей\Desktop\моя рабочая\проект вода\hello_html_mdb65fa2.jpg

Опыт № 7 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»

Описание опыта:

Напомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. Что произошло со льдом в процессе таяния? – Лёд превратился в жидкую воду.

Вывод:

Лёд – твёрдая вода, тает в тепле.

Опыт № 8 « Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно»

Описание опыта:

Предложить детям опускать в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Понаблюдать, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод:

Лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Опыт №9

 «В солёной воде предметы не тонут»

Описание опыта:

Предложить детям в одной широкой миске сделать солёную воду, растворив в ней соль. В другой миске остаётся обычная пресная вода. Попросить высказать свои предположения о том, утонут ли в мисках небольшие предметы. Провести опыт с картофелиной и яйцом: в миске с пресной водой они сразу опустились на дно, а в солёной воде свободно лежат на поверхности и не тонут.

Вывод:

В солёной воде предметы не тонут

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Вода и ее свойства"

Исследовательский проект для детей средней группы ( краткосрочный) по ознакомлению со свойствами воды и ее значение в жизни человека и других живых организмов...

презентация проекта" Вода и ее свойства"

Презентация исследовательского проекта...

Проект "Вода и ее свойства" (с фотоотчетом)

ПроектТема: Вода и ее свойстваФотоотчетгруппа №4 «Цветочный город»Воспитатели: Блинова О.Н....

Проект: "Вода и её свойства"

Тема: Вода и ее свойства группа №4 «Цветочный город»Воспитатели: Блинова О.Н....

Исследовательский проект «Вода и ее свойства» для детей средней группы.

Аннотация.Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг в разном состоянии (снег, туман, лед). Дошкольники узн...

Презентация исследовательского проекта «Вода и ее свойства» для детей средней группы.

Актуальность.Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой....

Проект «Вода и ее свойства»

Проект может быть использован при  работе с детьми по программе "От рождения до школы» под редакцией   Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 года) и соответствует ...