Стань природе другом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_nod_po_okruzhayke_stan_prirode_drugom.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида»
Конспект открытого НОД – викторины
по экологии в подготовительной группе
«Стань природе другом»
Подготовила и провела
воспитатель: Габова Наталия Владимировна
- Сыктывкар, 2017 -
Цель:
Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
- Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
- Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
- Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.
- Закрепить правила поведения в природе.
- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.
- развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.
Словарная работа: березняк, ельник, дубрава, овчарни, коровники, хищники, травоядные.
Материалы: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа.
Ход НОД:
Ребята, предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.
У нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга».
За каждый правильный ответ команды будут получать фишки.
Девиз команды «Солнышко»
Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!
Девиз команды «Радуга»
Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя!
- Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся?
- Приглашаю вас в путешествие по лесу.
- А вы были когда-нибудь в лесу?
- Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу") (слайд)
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.
- А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)
(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
- Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)
- А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)
Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.
1 конкурс «Чьи следы?».
Ребята, у Вас на столах карточки, что на них изображено? следы, давайте попробуем угадать, чьи они. Чтобы легче было угадать, загадаю Вам загадки:
Отвечает команда «Солнышко»
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2) Рыжая кума всех провела (Лиса)
Отвечает команда «Радуга»
1) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.
А проснулся – стал реветь.
Этот зверь лесной (медведь)
2) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
Отвечает команда «Солнышко»
Словарная работа:
1. Опиши внешний вид волка
2. Назови волчью семью: волк, волчица, волчата
3. Как называется дом волка? – логово
4. Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т.д.
5. Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.
Словарная работа:
1. Опиши внешний вид лисы.
2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята
3. Где спит лиса? – в норе
4.Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д.
5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней.
Отвечает команда «Радуга»
Словарная работа:
- Опиши внешний вид медведя
- Назови медвежью семью: медведь, медведица, медвежата
- Как называется дом медведя? – берлога
- Чем питается медведь? – он ест ягоды, мёд, ест травы, корни растений, желуди, орехи
- Как медведь готовится к зиме? - На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.
Словарная работа:
1. Опиши внешний вид белки.
2. Где спит белка? – в гнезде, дупле дерева
3. Чем питается белка? – орехами, грибами, семенами шишек.
4. Как белка готовится к зиме? – меняет рыжую шубу на теплую серебристо-серую. Готовит запасы: сушит грибы, собирает шишки, орехи.
Динамическая пауза.
Игра «Закончи предложение и покажи движение»
Команда «Солнышко» Команда «Радуга»
Хитрая, как …. Голодный, как…
Быстрый, как… Неуклюжий, как…
2 конкурс «Чей голос?»
Игра «Чей голос?» (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)
3 конкурс «Вопрос – ответ»
Вопросы:
1 «Солнце» – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)
2 «Радуга» - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
1 «Солнце» – Назовите перелетных птиц. (скворец, журавль, утки, лебеди, гуси, грачи, ласточки)
2 «Радуга» – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае. (голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы, снегири)
1«Солнце» – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
2 «Радуга» – Что птицам страшнее голод или холод? Почему? (Голод страшнее, т.к. когда они едят у них кровь циркулирует от этого им тепло)
1 «Солнце» – Кого называют лесным доктором? (дятла)
2 «Радуга» – Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
1 «Солнце» - Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)
2 «Радуга» - Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)
1 «Солнце» - Белобокая птица. (Сорока)
2 «Радуга» - Красногрудая птица. (Снегирь)
4 конкурс «Зимующие и перелетные птицы»
Выбрать зимующих и перелетных птиц. (по одному представителю из команд)
На столе:
Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова.
Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.
Команда «Солнце» выкладывают на мольберте: зимующие птицы.
Команда «Радуга» выкладывают на мольберте: перелетные птицы.
- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.
5 конкурс «Растения»
1 «Солнце» – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)
2 «Радуга» – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям. (кустарники)
1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками. (трава)
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)
- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)
Дидактическая игра «Кому – что?»
1 «Солнце» — Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
2 «Радуга» — Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
1 «Солнце» — Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
2 «Радуга» — Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
1 «Солнце» — Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
2 «Радуга» — Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой). (хищники: тигр, лев, медведь, волк. Травоядные: жираф, лось, корова, кролик, зебра)
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
6 конкурс «Загадки – задачки»
«Загадки- задачки»
«Солнышко» - у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
«Радуга» - наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут).
«Солнышко» - кто про себя может сказать такое: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?» (лиса)
«Радуга» - про кого говорят так: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать?» (еж)
7 конкурс « «Детки» к веткам»
А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.
8 конкурс «Блиц – опрос»
Блиц-опрос:
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
- Какие звери летают? – летучие мыши.
- Что такое «Красная книга»? (в книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)
9 конкурс «Кем был и кем стал».
Вы должны посовещаться, и команда делится на две подкоманды. Каждой команде достаётся по конверту с карточками из которых они выкладывают цепочки «Кем был и кем стал.”
Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).
Жёлудь – росток – дуб.
Яйцо – Цыплёнок – курица.
Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя.
Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила команда….!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Стань природе другом!"
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необход...
Родительское собрание "Стань природе другом"
Привлечь родителей к работе по экологическому воспитанию детей 6-7 лет...
Проект экологический «Стань природе другом»
Педагогический проект«Стань природе другом» для старшего дошкольного возрастаЦель: Формированть знания и представления о живой и неживой природе, воспитывать желание заботиться о природе, сохранять её...
Экологический проект «Стань природе другом»
краткосрочный Участники: родители, дети средней, старшей и подготовительных групп,Актуальность Как прекрасен этот мир! - говорим мы детям, обращая внимание на красивую бабочку, яркий цветочек в т...
Презентация проекта "Стань природе другом"
Презентация проекта по экологическому воспитанию "Стань природе другом" в средней группе...
Проект "Стань природе другом"
Проект о охране окружающей среды...
Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края...