Стань природе другом
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Габова Наталия Владимировна

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_nod_po_okruzhayke_stan_prirode_drugom.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида»

 





Конспект открытого НОД – викторины

по экологии в подготовительной группе

«Стань природе другом»






Подготовила и провела

воспитатель: Габова Наталия Владимировна

- Сыктывкар, 2017 -

Цель:

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
  2. Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
  3. Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.
  4. Закрепить правила поведения в природе.
  5. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.
  6. развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.

Словарная работа: березняк, ельник, дубрава, овчарни, коровники, хищники, травоядные.

Материалы: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа.

Ход НОД:

Ребята, предлагаю Вам сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

У нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга».

За каждый правильный ответ команды будут получать фишки.

Девиз команды «Солнышко»

Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде!

Девиз команды «Радуга»

Семь цветов – одна семья!  Друг без друга нам нельзя!

- Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся?

- Приглашаю вас в путешествие по лесу.

- А вы были когда-нибудь в лесу?

- Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу") (слайд)

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

- А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).

Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

- Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

- А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

Много дубов? (дубрава)

А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

1 конкурс «Чьи следы?».

Ребята, у Вас на столах карточки, что на них изображено? следы, давайте попробуем угадать, чьи они. Чтобы легче было угадать, загадаю Вам загадки:

Отвечает команда «Солнышко»

1) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2) Рыжая кума всех провела (Лиса)

Отвечает команда «Радуга»

1) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

А проснулся – стал реветь.

Этот зверь лесной (медведь)

2) Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

Отвечает команда «Солнышко»

Словарная работа:
1. Опиши внешний вид волка
2. Назови волчью семью: волк, волчица, волчата
3. Как называется дом волка? – логово
4. Чем питается волк? – волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, делает набеги на овчарни, коровники и т.д.
5. Как готовится волк к зиме – запасов на зиму волк не делает. К зиме шуба становится более пушистой, теплой.

Словарная работа:
1. Опиши внешний вид лисы.
2. Назови лисью семью: лис, лисица, лисята
3. Где спит лиса? – в норе
4.Чем питается лиса? – жуками, лягушками, ящерицами, мышами, зайчатиной, ягодами, курочками, ловит уток в водоемах и т.д.
5. Как готовится лиса к зиме? – Запасы лиса не делает. Окраску лисы не меняют, но с наступлением зимних холодов лисья шуба становится теплей и пышней. 

Отвечает команда «Радуга»

Словарная работа:

  1. Опиши внешний вид медведя
  2. Назови медвежью семью: медведь, медведица, медвежата
  3. Как называется дом медведя? – берлога
  4. Чем питается медведь? – он ест ягоды, мёд, ест травы, корни растений, желуди, орехи
  5. Как медведь готовится к зиме? - На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.

Словарная работа:
1. Опиши внешний вид белки.
2. Где спит белка? – в гнезде, дупле дерева
3. Чем питается белка? – орехами, грибами, семенами шишек.
4. Как белка готовится к зиме? – меняет рыжую шубу на теплую серебристо-серую. Готовит запасы: сушит грибы, собирает шишки, орехи.

Динамическая пауза.

Игра «Закончи предложение и покажи движение»

Команда «Солнышко»                              Команда «Радуга»

Хитрая, как ….                                               Голодный, как…

Быстрый, как…                                              Неуклюжий, как…

2 конкурс «Чей голос?»

Игра «Чей голос?» (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)

3 конкурс «Вопрос – ответ»

Вопросы:

1 «Солнце» – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку. (медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

2 «Радуга» - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

1 «Солнце» – Назовите перелетных птиц. (скворец, журавль, утки, лебеди, гуси, грачи, ласточки)

2 «Радуга» – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае. (голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы, снегири)

1«Солнце» – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

2 «Радуга» – Что птицам страшнее голод или холод? Почему? (Голод страшнее, т.к. когда они едят у них кровь циркулирует от этого им тепло)

1 «Солнце» – Кого называют лесным доктором? (дятла)

2 «Радуга» – Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

1 «Солнце» - Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)

2 «Радуга» -  Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

1 «Солнце» - Белобокая птица. (Сорока)

2 «Радуга» - Красногрудая птица. (Снегирь)

4 конкурс «Зимующие и перелетные птицы»

Выбрать зимующих и перелетных птиц. (по одному представителю из команд)

На столе:  

Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова.

Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.

Команда «Солнце» выкладывают на мольберте: зимующие птицы.

Команда «Радуга» выкладывают на мольберте: перелетные птицы.

- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

5 конкурс «Растения»

1 «Солнце» – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)

2 «Радуга» – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям. (кустарники)

1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками. (трава)

(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

Дидактическая игра «Кому – что?»

1 «Солнце» — Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

2 «Радуга» — Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

1 «Солнце» — Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

2 «Радуга» — Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

1 «Солнце» — Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

2 «Радуга» — Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой). (хищники: тигр, лев, медведь, волк.  Травоядные: жираф, лось, корова, кролик, зебра)

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

6 конкурс «Загадки – задачки»

«Загадки- задачки»

«Солнышко» - у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

«Радуга» - наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут).

«Солнышко» - кто про себя может сказать такое: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать?» (лиса)

«Радуга» - про кого говорят так: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать?» (еж)

7 конкурс « «Детки» к веткам»

А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.

8 конкурс «Блиц – опрос»

Блиц-опрос:

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

 - Какие звери летают? – летучие мыши.

- Что такое «Красная книга»? (в книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

9 конкурс «Кем был и кем стал».

Вы должны посовещаться, и команда делится на две подкоманды. Каждой команде достаётся по конверту с карточками из которых они выкладывают цепочки «Кем был и кем стал.”

Икринка – головастик – лягушка.
Семечко – росток – растение (одуванчик).

Жёлудь – росток – дуб.

Яйцо – Цыплёнок – курица.

Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила команда….!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Стань природе другом!"

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необход...

Родительское собрание "Стань природе другом"

Привлечь  родителей к работе по экологическому воспитанию детей 6-7 лет...

Проект экологический «Стань природе другом»

Педагогический проект«Стань природе другом» для старшего дошкольного возрастаЦель: Формированть знания и представления о живой и неживой природе, воспитывать желание заботиться о природе, сохранять её...

Экологический проект «Стань природе другом»

краткосрочный Участники: родители, дети средней, старшей и подготовительных групп,Актуальность Как прекрасен этот мир! - говорим мы детям, обращая внимание на красивую бабочку, яркий цветочек в т...

Презентация проекта "Стань природе другом"

Презентация проекта по экологическому воспитанию "Стань природе другом" в средней группе...

Проект "Стань природе другом"

Проект о охране окружающей среды...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...