проект "Стань природе другом!"
методическая разработка по окружающему миру (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Stan_prirode_drugom.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Стань природе другом!»
Руководитель проекта – Шаталова Е.П., воспитатель высшей квалификационной категории
№ п/п | Состав группы (Ф.И.О.) | Занимаемая должность | Стаж работы | Категория | Тема по самообразованию |
Затеева Т.А. | воспитатель | 19 лет | 2 | Экология и здоровье дошкольника. | |
Алиева Г.В. | воспитатель | 21 год | 2 | Экологическое воспитание и развитие детей средствами художественной литературы. | |
Остапчук Н.Н. | воспитатель | 25 лет | 1 | Проектный метод в экологическом воспитании детей. | |
Калачева М.С. | воспитатель | 23 года | 2 | Труд детей в природе | |
Мазур Н.В. | воспитатель | 23 года | 1 | Валеологическое воспитание дошкольника |
Актуальность и значимость инициативы:
- Глобальная причина:
Особенности нынешнего этапа становления цивилизации в целом связаны с обострением целого комплекса проблем развития общества: экономический, энергетический, экологический, демографический кризисы, нарастание социальных и национальных конфликтов. Преодоление экологического кризиса связано с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в биосфере. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному», то есть не разрушающему, а дополняющему, совершенствующему основные формы обменных процессов в биосфере. Необходимым условием такого перехода является устранение возникшей деформации, коррекция духовной культуры. Духовная культура- результат и процесс умственной деятельности людей: наука, искусство, мораль, образование. Именно через экологическое образование каждого человека можно достичь «природосообразного» поведения людей в окружающей среде.
Современную экологию нужно рассматривать как интегральную комплексную науку, которая:
- изучает взаимоотношения организмов и среды;
- определяет масштабы допустимого воздействия человека на среду;
- выявляет пути снижения этих воздействий до полной нейтрализации.
Современная экология – родоначальница нового мировоззрения. Человек и среда взаимозависимы. Измененная человеком природа вызывает изменения в человеческом организме.
Экологическая культура личности должна пониматься как единство культуры познания и понимания экологических процессов, культуры ответственной деятельности человека в окружающей среде, экологическая культура включает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса, как отдельной личности, так и общества в целом.
- Федеральная причина:
Сегодня речь идет о типе научного знания, обращенного в человека. Но, к сожалению, отмечаемая на всех уровнях «приоритетность экологического образования» не отражена в Федеральном Законе об образовании, сам предмет «Экология» не нашел место в учебном плане, а должность «эколог» в штатном расписании.
- Локальная причина:
Экология ХМАО – экология региона, где нефтегазоразработки явились причиной экологического неблагополучия в регионе (даже в заповеднике ведутся геологоразведочные работы и бурение), необходимо менять потребительское сознание человека, для которого ХМАО – постоянное место жительства, от которого зависит его здоровье и состояние окружающей среды.
В соответствии с учебным планом программы «Детство», реализуемой на сегодняшний день в детском саду, разделу «природный мир» отводится 2 занятия в месяц. В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания интегрированной направленности, способствующих:
- развитию нравственных качеств личности,
- формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями,
- воспитанию гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом,
- формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход
Характеристика воспитательно-образовательного пространства ДОУ
Кадровый потенциал
Количество педагогов - 18 человек
Педагогов, имеющих категорию - 16 человек: из них
первая категория - 6 педагогов
вторая категория - 10 педагогов
Контингент детей
НРМ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Солнышко» посещают 132 ребенка, распределенные по пяти группам: две младшие группы , 1 средняя группа, 1 старшая и 1 подготовительная группа.
Программно-методическое обеспечение реализации проекта
Здоровье дошкольника | Комплексная программа «Детство» Картушина М.Ю. Программа оздоровления дошкольников «Зелёный огонёк здоровья». | Бочкарева О.И. Система работы по формированию здорового образа жизни. В., 2008 Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. М.: Линка-пресс, 2000 Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым. М., Владос, 2003 Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребенка. М., Аркти, 1998 Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение. |
Познавательное развитие | Комплексная программа «Детство» | Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб, Детство-Пресс, 2003 Грекова Л.И. В союзе с природой. М., Илекса, Ставрополь, 2001. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., Мозаика-синтез, 2000 г. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., Сфера, 2005. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. СПб, Детство-пресс, 2010-09-06 Система экологического воспитания в ДОУ.//Под ред. О.Ф.Горбатенко. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. СПб., Детство-пресс, 2009 Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. |
Социальное развитие | Комплексная программа «Детство» Программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой | Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. М., Скрипотрий 2003, 2010. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2006. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г.. Социально-нравственное воспитание детей.М., Айрис – пресс, 2009 Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. //Под ред. Н.В. Коломиец. Волгоград, Учитель, 2011. |
Эколого-развивающая среда группы и детского сада
- Уголок природы в группах
- Экологическая тропа на участке детского сада
- Экологический мини-музей
- Огород на участке
- Огород на окне
- Наглядный и демонстрационный материал
- Библиотека
Характеристика существующей системы работы по экологическому воспитанию
До настоящего времени в ДОУ реализуется система работы по экологическому воспитанию «Ребенок открывает мир природы», разработанная мной и успешно опробированная на протяжении уже 8 лет.
Цель системы: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.
Задачами работы по этой системе являются:
- Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
- Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Создание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:
- последовательное распределение программного материала с учётом возрастающей детской компетентности;
- интеграция программных областей знаний: экология + развитие речи + двигательная активность;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;
- рациональное сочетание разных видов детской деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки);
- обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;
- сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.
Суть системы в поэтапном освоении экологического материала, где деятельность воспитателя на каждом определенном этапе продиктована возрастными возможностями и особенностями ребенка-дошкольника.
Этап | Направление экологического воспитания | Основные задачи этапа |
1 этап 2 Младшая группа | Организация наблюдений в окружающем мире. |
|
2 этап Средняя группа | Интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология» | 1) Продолжать накапливать багаж экологических представлений детей с позиции осознанно-правильного отношения к природе 2) Направлять познавательную активность детей, совершенствуя и развивая речь 3) Развивать творческие способности, отражая полученные знания в продуктивных видах деятельности, в играх 4) Формировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности |
3 этап Старшая группа | Интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлений: «Природа + движение». | 1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе. 2) Расширять знания о неповторимости и многообразии объектов живой и неживой природы. 3) Формировать потребность в здоровом образе жизни через совершенствование разных видов движений, применять игровые упражнения в ежедневной активной деятельности. 4) Повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности |
4 этап Подготовительная группа | Старшие дошкольники – исследователи и защитники природы. | Цель работы: сформировать у детей подготовительной группы основы экологической культуры личности. Задачи:
|
Проблема:
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Но увеличить нагрузку на воспитанников без ущерба для здоровья нельзя.
Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
Объект исследования:
Экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения
Предмет исследования:
Создание системы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Суть проектного предложения:
Создать целостную систему экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий в контексте единого воспитательно-образовательное пространства ДОУ и семьи
Получение экологических ЗУН на занятиях | Получение знаний на прогулке | Получение экологических ЗУН вне занятий | Культурно-досуговая деятельность | Развитие экологической среды в группе и экологического пространства в ДОУ | Внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание | Деятельность вне детского сада | Летняя оздоровительная работа | Создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ | Повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры |
*Занятия по «природному миру» (2 раза в месяц) *Интеграция экологических знаний в другие разделы программы «Детство» (межпред метные связи) | Наблюдения в природе Осенние прогулки по окресностям Подвижные игры | - природо- охранная деятельность («Зеленый патруль») - работа в «исследовательской лаборатории» (в уголке экспериментирования) | *Праздники *Вечера развлечений *Викторины *Интеллектуальные игры *Просмотр видеофиль мов *Конкурсы рисунков | Улучшение уголков экспериментирования в группах Создание картотек в помощь педагогу Создание дидактических пособий и игр Создание макетов Создание «Поляны сказок» | Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий Экологические физкультминутки Динамические паузы Подвижные игры в группе Создание дорожек здоровья для взбадривающей гимнастики | *Экологические акции в поселке, на прилегающей территории; (Творческая инициативная группа сотрудников ДОУ «Экологический ОМОН») *Издание экологической газеты «Экологический альманах» *Участие в конкурсах акции «Спасти и сохранить» | Создание экологической тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе | Детско-родительские проекты Туристические походы Участие в экологических праздниках Участие в конкурсах акции «Спасти и сохранить» Облагораживание и озеленение территории детского сада | Работа творческой группы «ЭКОП» Мастер-классы Открытые занятия и мероприятия Выставка методических наработок Создание новых методических пособий Распространение опыта работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровне Участие в конкурсах |
Мы собираемся экспериментально подтвердить, что в результате действия в ДОУ предложенной системы экологического воспитания у дошкольников сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения,
А значит, выпускник ДОУ станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья.
Цель:
Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья
Задачи:
- Провести «экологический всеобуч» для членов творческой группы по способам (технологиям, методикам, формам) эффективной организации экологического воспитания и образования дошкольников
- Создать систему экологического воспитания дошкольников через:
- Получение экологических ЗУН на занятиях
- Получение экологических ЗУН вне занятий
- Получение знаний на прогулке
- Получение экологических ЗУН в рамках культурно-досуговой деятельности
- Развитие экологической среды в группе и экологического пространства в ДОУ
- Внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание
- Деятельность вне детского сада
- Летняя оздоровительная работа
- Создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ
- Повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры
- Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, приобретения навыков здорового образа жизни, сохранения параметров здоровья.
Гипотеза:
ЕСЛИ | ТО |
Создать систему экологического воспитания в ДОУ | удастся дать необходимые экологические знания представления и избежать перегрузки учащихся |
дать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии | интерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастет |
осуществлять воспитательно-образовательный процесс с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий | удастся дать необходимые экологические знания и сохранить здоровье дошкольников |
применять на занятиях по «природному миру» нестандартные формы работы | появиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детей |
с помощью активных форм обучения и воспитания на занятиях раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм» | появится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве возрастет |
предусмотреть в планах работы семейных клубов по проекту «Содружество: детский сад+семья» активные формы работы с детского сада с семьей | просвещенность родителей в вопросах экологии и их заинтересованность в экологическом просвещении детей возрастет |
улучшить предметно-развивающую среду | будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников |
экологические знания будут интегрироваться в различные аспекты дошкольной жизни | экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей: человек (живой организм) общество окруж. живые неживая среда организмы природа |
через весь учебно- воспитательный пройдут «красной нитью»: знания: о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом; умения: исследовать явления и объекты окружающего мира; навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде | то удастся сформировать основы экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья |
Сроки проведения:
2007/2008 - 2009/2010 (проект рассчитан на 3 года)
Представление интересов участников проекта.
Группа | Интересы участников проекта |
Общественность |
|
Родители |
|
Дошкольники |
|
Педагоги |
|
Деловые партнеры
- Музей ПСОШ № 1
- Музей ПСОШ № 4
- Детская библиотека «Радость»
Этапы реализации проекта
№ п/п | Сроки | Этапы эксперимента | Содержание деятельности на этапе. |
1. | 2007 / 2008 учебный год | Подготовительный (проектировочный) |
|
Методы исследования | Необходимые условия проведения эксперимента | Прогнозируемые результаты | Мониторинг успешности |
|
|
|
|
№ п/п | Сроки | Этапы эксперимента | Содержание деятельности на этапе. |
2. | Июнь– сентябрь 2008 г. | Организационный |
|
|
Методы исследования. | Необходимые условия проведения эксперимента. | Прогнозируемые результаты. | Мониторинг успешности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п | Сроки | Этапы эксперимента | Содержание деятельности на этапе |
3. | 2008/ 2009 учебный год | Практический |
|
4. | 2009-2010 учебный год | Обобщающий |
|
Методы исследования. | Необходимые условия проведения эксперимента. | Прогнозируемые результаты. | Мониторинг успешности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты проекта:
а) на уровне образовательного учреждения:
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства | Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников |
б) на уровне педагогического процесса:
совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход от узкопредметного обучения к интеграционному.
в) педагогической системы:
переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью активных форм и методов, внедрению здоровьесберегающих инновационных технологий
Результаты работы по проекту
Представленная ранее система работы по экологическому воспитанию «Ребёнок открывает мир природы» стала системообразующим звеном, лежащим в основе экологического воспитания детей в ДОУ.
Работа в творческой группе позволила усовершенствовать мою деятельность и качественно улучшить среду. Каждый этап моей работы был обновлен и дополнен по нескольким направлениям:
- Предметно-развивающая среда способна усовершенствовать и качественно дополнить деятельность педагога, расширить круг его возможностей в области воспитания и образования дошкольника
- Совершенствование педагогического мастерства, создание новых пособий
- Внедрение здоровьесберегающих технологий – непременного условия организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
- Совершенствование работы с родителями: экологическое воспитание дошкольников во многом определяется отношением родителей к данному вопросу в семье. Но заинтересовать родителей – не простая задача. На первый план здесь выступают активные формы сотрудничества, способные воодушевить и заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом.
Система работы по экологическому воспитанию предусматривала перспективный план работы с родителями, где отражены различные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные.
Но новая форма работы с родителями, введенная в рамках проекта, позволила увеличить количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе детского сада и своей группы. Рассмотрим внедренные на каждом этапе инновации более подробно:
Этап | Направление экологического воспитания | Инновации |
1 этап 2 Младшая группа | Организация наблюдений в окружающем мире. | 1) Внедрение здоровьесберегающих методик, которые способствуют раскрепощению детей во время занятий, более успешному усвоению знаний (физкультминутки, динамические паузы, музыкотерапия, сказкотерапия, подвижные игры, пальчиковые игры, релаксационные паузы). 2) С целью обновления и усовершенствования предметно-развивающей среды на территории ДОУ была создана «Поляна сказок», включающая в себя альпийскую горку, скульптуры животных. Дети приходят в гости к животным, рассказывают им сказки, играют. 3) Разработаны творческой группой «Экология и здоровье» оздоровительные дорожки для взбадривающей гимнастики после дневного сна. Каждая из дорожек сугубо индивидуальна, несет в себе природоведческую направленность (чудо-река, веселая гусеница и т.д.) 4) Создан сборник наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки. А также сборник физкультминуток «Веселый зоопарк», картотека игр с водой и песком. |
2 этап Средняя группа | Интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология» | 2) Интегрированный подход к проведению занятий по экологии и развитию речи нашел отклик в деятельности и полноправном сотрудничестве детей и родителей. Содержательная сторона совместной деятельности помогает осуществить поставленные цели и задачи по 2-му этапу уже в первой половине года. Совместно с родителями были созданы: - макет «Дары реки Обь» - сборник экологических сказок - годовой проект «Экологическая почта» - макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования - видеотека «Любимые питомцы» - уголок «Времена года» - дидактическая игра «Волшебный зонт» - книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» |
3 этап Старшая группа | Интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлени: «Природа + движение». | 1) В помощь педагогу и в рамках обмена опытом созданы: - сборник интегрированных занятий «Экология + движение» - сборник развлечений «Путешествия по экологии» 2) Для усовершенствования предметно-развивающей среды и включение здоровьесберегающих технологий в процесс работы созданы: - дорожки здоровья - картотека физминуток, динамических пауз - пособие «Экран настроения» |
4 этап Подготовительная группа | Старшие дошкольники – исследователи и защитники природы. | 1) В помощь педагогу для работы с детьми на занятии был создан сборник «Экологические сказки» 2) В ходе работы по самообразованию были созданы: - авторская игра «Удивительный круг»; - «Полезные советы для детей и взрослых»; - книжка – малышка авторских стихов «Загляни в прекрасное»; 3) Для усовершенствования предметно-развивающей среды расширен и реконструирован - Уголок экспериментирования в группе 4) Для активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс было реализовано несколько совместных детско-родительских проектов: Проект «Экологическая почта» Проект «Экологические сказки» Проект «Красная книга Югории» Проект «Красота вокруг нас» Проект «Экологический календарь» Проведена акция «Твой рисунок – на календарь» А также выпускалась газета для родителей «Экологический альманах» |
Диагностические данные по экологическому воспитанию доказывают, что уровень знаний детей достаточно высок.
Работа творческой группы выразилась не только в улучшении качества моей работы, но и улучшении качества воспитательно-образовательной работы с детьми всех участников творческой группы.
Результатами деятельности творческой группы стало:
- Увеличение количества локальных актов, разработанных творческой группой и регламентирующих не только методическую деятельность ДОУ, но и деятельность педагогов, работающих над экологическим воспитанием и образованием детей и взрослых (Положение о творческой группе педагогов, Положение о педагоге, работающем на самоконтроле, Положение об экологической газете, Положение об организации инновационной деятельности в ДОУ, Положение о конкурсе рисунков, Положение об уголке экспериментирования, Положение о конкурсе фотографий)
- Увеличение количества совместных с родителями проектов, увеличение количества семей с активной педагогической позицией
- Совершенствование мастерства педагогов, работающих по экологическому воспитанию, увеличение количества методических и наглядных пособий, авторских игр и т.п.
- Обмен накопленным педагогическим опытом, совершенствование методической работы в ДОУ
- Повышение профессионализма педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегательных технологий. Диагностика профессиональной компетентности педагога в вопросах организации экологического воспитания в группе показала повышение ее уровня на 27 %.
Обобщение и распространение данный проект по экологическому воспитанию в ДОУ уже получил как на муниципальном, так и региональном и всероссийском уровне. Он был представлен:
на муниципальном уровне:
- на сайте виртуального методического объединения по дошкольному образованию
на региональном уровне:
- на региональном совещании-семинаре «Организация и проведение экспертной деятельности в ходе аттестации педагогических работников образовательных учреждений»
на всероссийском уровне:
- на общероссийском педагогическом сайте «Фестиваль педагогических идей», в разделе «работа с дошкольниками» (www.1september.festival.ru)
- на V Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» (г. Нижневартовск, 2010)
И хотя впереди еще много работы, но полученные результаты убеждают, что объединение семьи и дошкольного учреждения поможет вырастить из маленького человечка гармоничную личность. Задача остается неизменной – научить детей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу. Твердо уверена, что большая экология – та, от которой зависят судьбы планеты Земля, начинаются с первых шагов маленьких ножек. Я люблю свою работу. Своих детей. Свой детский сад. Это – моя судьба, мое призвание, моя жизнь. Все, что я делаю, я делаю ради детей, ведь они – наше будущее. Я смотрю в их глаза и твердо знаю, что это будущее будет счастливым, но только для этого нужно выбрать свою дорогу и смело идти вперед, не жалея себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Войди в природу другом
Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...
"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.
"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...
Открытое занятие по экологии "Будь природе другом".
ситематизация и уточнения представлений свойств воды и воздуха....
ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"
В проектной деятельности "Будь природе другом" воспитываю в детях заботливое отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю знания о растениях, животных, деревья...
Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".
Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру. Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...
"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")
Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....
Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края...