Консультация для воспитателя
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Шадрина Надежда

           ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ И СХЕМ В ДИДАКТИЧЕСКИХ

                             ИГРАХ ПО ЭКОЛОГИИ

 

 

Для вашего внимания можно предложить массу дидактических игр экологического содержания. Многие из них тесно переплетаются с дидактическими играми по развитию речи, грамоте, математике и другой познавательной деятельности, проходящей в рамках дошкольного образовании. Вы все играете с детьми в дидактические игры подобные тем,  которые будут предложены вам на  этой консультации. Прежде чем начать нашу консультацию, я хочу дать несложную классификацию дидактическим играм по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_vospitateley.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

           ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ И СХЕМ В ДИДАКТИЧЕСКИХ

                             ИГРАХ ПО ЭКОЛОГИИ

Для вашего внимания можно предложить массу дидактических игр экологического содержания. Многие из них тесно переплетаются с дидактическими играми по развитию речи, грамоте, математике и другой познавательной деятельности, проходящей в рамках дошкольного образовании. Вы все играете с детьми в дидактические игры подобные тем,  которые будут предложены вам на  этой консультации. Прежде чем начать нашу консультацию, я хочу дать несложную классификацию дидактическим играм по экологии

Различают 3 вида эколого-дидактических игр:

1.ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

-о многообразии природных объектов;

-о взаимосвязях в природе;

-о человеке, как части природы;

-о культуре поведения в природе.

2.ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯК ПРИРОДЕ:

-для развития эстетического восприятия природы;

-для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе.

3.ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

                 (игры-практикумы).

1 БЛОК

  • ВИД ИГРЫ

«Живая - неживая природа»

 Воспитатель называет объекты живой или неживой природы, а дети показывают соответствующий рисунок-схему.

«Растение – животное»  

Называются различные растения или животные, а дети показывают карточки-схемы.

Воспитатель и дети могут поменяться ролями.

 Очень сложно для ребенка определить понятие «экосистема», выявлять различия между лугом, лесом, водоемом и другими экосистемами, но когда материал преподносится с помощью моделирования, ребенок намного лучше усваивает  тему. При рассматривании различных игровых ситуаций ребенку проще ориентироваться в изучаемых вопросах.

  • ВИД ИГРЫ

  «Экосистемы»

Воспитатель составляет на доске модель любой экосистемы и задает проблемную ситуацию, например, что произойдет, если почва загрязнена в данной экосистеме, и что необходимо сделать для исправления  образовавшейся  ситуации. Дети пытаются   самостоятельно решить проблему, а воспитатель контролирует ситуацию, и наталкивает мысли детей к правильному   решению.

  • ВИД ИГРЫ

«Сделаем наш город чистым»

Детям предлагается картина, на которой изображен грязный город. Воспитатель спрашивает детей, нравится ли им такой город, хотели бы они жить в таком городе?

Если нет, тогда давайте подумаем, как можно исправить положение. Дети  выполняют работу над колажем, они создают город таким, каким хотят его видеть сами. Работа может занимать от нескольких часов до нескольких дней. В колажировании можно использовать разные виды  изодеятельности  (здесь и аппликация, и рисование красками и карандашами и др.).  При сравнении картин выясняется, что калаж детей намного лучше. Воспитатель подводит итог и делает вывод о том, что если мы будем выполнять правила поведения в природе, то наш город может  быть таким, как на нашем калаже.

 

  • ВИД ИГРЫ

«Правила поведения»

Дети изучают правила поведения в природе, ассоциируют их с соответствующими знаками. В качестве закрепления воспитатель раскладывает правила ,перевернув их значением вниз, а дети выбирают любое правило,  и пытаются объяснить его.

2 БЛОК

  • ВИД ИГРЫ

«Детки на ветках»

Дети изучают  деревья, цветы и др. Для лучшего усвоения материала воспитатель может обозначить любые части растений соответствующим знаком. Например: у рябины схематическое изображение ягод, у клена - крылаток и т.д., или  схемы лепестков у цветка. Задача детей подобрать плод к растению, а лепесток к цветку.

Игру можно проводить и с натуральными объектами и с гербариями.

  • ВИД ИГРЫ

«Скорая помощь»

Уход за комнатными растениями будет осуществляться намного эффективней, если каждый этап обозначить  определенной карточкой – схемой, глядя на которую ребенок поэтапно  выполняет действия уже знакомые и ранее опробованные им.

3 БЛОК

В этом блоке проводятся игры – практикумы аналогичные следующим: «посадка семян в грунт»; «выгонка луковичных»; «выращивание комнатных растений из черенков» и др. Воспитатель объясняет тему практикума и закрепляет свои действия соответствующими схемами. После объяснения дети проигрывают свои действия  сначала на схемах, а затем самостоятельно осуществляют  работу, опираясь на схематические карточки.

 В конце консультации можно провести  с воспитателями игру «растение - животное».

  • копытень – р.
  • Мятлик –р.
  • колонок – ж.
  • киви – р., ж.
  • горихвостка – ж.
  • грибы – р.+ж.
  • орляк – р.
  • поганка – ж.
  • подорлик – ж.
  • плаун – р.
  • плавунец – ж.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...