"Этот удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
: Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Этот удивительный мир насекомых».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekl.proekt.docx | 410.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СП ГБОУ СОШ «ОЦ» имени С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий
детский сад «Золотое зёрнышко».
Проектная деятельность
с дошкольниками в средней группе.
Тема: «Этот удивительный мир насекомых».
Составила: воспитатель
высшей квалификационной
категории
Сураева Наталья Юрьевна.
2017 год.
Экологический проект
«Этот удивительный мир насекомых»
Паспорт проекта
Полное название проекта: «Этот удивительный мир насекомых».
Участники проекта: Воспитанники СП ГБОУ СОШ «ОЦ» имени С.Ф. Зинченко ДС «Золотое зёрнышко» средней группы «Золотая рыбка», воспитатель, родители.
Вид, тип проекта: Групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательский.
Сроки проведения: 17.04. - 28.04.2017 год.
Возраст детей: 4-5 лет.
Форма проведения: дневная (в рамках организации непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности детей и педагога, предполагаемой самостоятельной деятельности).
Описание проекта
Идея проекта: Наблюдая за клопами-солдатиками во время прогулки, часть детей выражало неподдельный к ним интерес, некоторые из воспитанников пытались посадить насекомых в ведёрко и унести в группу, а некоторые попросту испугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить солдатиков. Мнения разделились. Воспитательница поинтересовалась у ребят: каких ещё насекомых малыши знают, и хотели бы они узнать что-то новое об удивительном мире насекомых? Так родилась идея - собрать как можно больше материала о мире насекомых. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Актуальность: Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Этот удивительный мир насекомых».
Проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Цель проекта: Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых, их пользе и значимости в экологической пирамиде.
Задачи проекта:
- Формировать у детей глубокие представления о насекомых, их строении, способах передвижения, защите от врагов и пользе, которую они приносят.
- Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
- Продолжать формировать опыт исследовательской деятельности.
- Развивать любознательность и наблюдательность, умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
- Способствовать развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, развивая эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, познавательную активность и интеллектуальную инициативу.
- Вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к миру насекомых, прививая бережное отношение к ним.
Линии развития личности:
Физическое развитие:
- Способствовать развитию двигательной активности, потребности в положительном эмоциональном фоне при общении со сверстниками и взрослыми.
Социально - коммуникативное развитие:
- Развивать опыт свободного межличностного общения, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Формировать умение осознавать функции речи (культура общения во время проведения разных видов совместной и самостоятельной деятельности: наблюдений, НОД, сюжетно - ролевых игр, экспериментирования, рассматривания иллюстраций и многое другое)
- Повысить уровень коммуникативной компетентности через увлечённость общим делом.
Познавательное развитие:
- Систематизировать представления о мире насекомых.
Художественно - эстетическое развитие:
- Углубленно приобщать к осознанно - бережному отношению к природным объектам через чтение художественной литературы о насекомых.
- Умение отображать богатый мир насекомых в рисунках и поделках.
Предполагаемый результат проекта:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
экологическое викторина «Что мы знаем о насекомых»
Взаимодействие с семьёй:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
• Оформление книжек-малышек о насекомых
• Папка-передвижка «Если ребёнок боится насекомых»
Продукты проекта:
• Для детей: творческие работы (поделки, рисунки), оформление лепбука «Мир насекомых»;
• Для педагога: образец планирования, конспекты мероприятий, презентации «Насекомые», «Насекомые в загадках», проекта «Этот удивительный мир насекомых»;
• Для родителей: образцы совместного творчества, авторские книжки-малышки о насекомых, интерес к новому сотрудничеству в детском саду.
Ожидаемый результат по проекту:
• Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов.
— Развитие музыкально-творческих способностей.
• Для родителей:
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых.
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.
Этапы проекта: подготовительный, практический, заключительный.
I. Подготовительный этап
1-2 день — знакомство с пчелой
3-4 день — знакомство с бабочкой
5-6 день — знакомство с муравьем
7-8 день — знакомство с комаром
9-10 день — знакомство с божьей коровкой
• подбор масок, эмблем
• подбор энциклопедий, журналов о насекомых
• подбор художественного слова
• подбор дидактических игр (лото, пазлы)
• подбор дисков со звуками насекомых
II. Практический этап
Знакомство с пчелой.
1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Н.Павловой «Находка».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле.
2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых, местом их обитания, их повадками.
3) Наблюдение за пчелами на прогулке.
Цель: уточнить знания детей о том, какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара.
4) Подвижная игра «Медведь и пчелы».
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
5) Беседа: «Что дети знают о пчелах?»
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.
6) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».
Цель: развивать память и чувство ритма, речь.
7) Рисование сотовых ячеек по шаблонам. (В качестве трафарета можно использовать крупную мозаику)
Цель: развивать точность движения и мелкую моторику.
Знакомство с бабочкой
1) Художественное слово, загадки о бабочке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.
2) Рассматривание энциклопедий, журналов. Просмотр видео «Бабочки».
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых, цикле из развития.
3) Наблюдение за бабочками на клумбе.
Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек.
4) Беседа с детьми о бабочке.
Цель: познакомить с разновидностями бабочек; развить фразовую речь, активизировать словарь по теме; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.
5) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
6) Изобразительная деятельность «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница».
Цель: развивать точность движения руки, воображение.
7) Украшение веранды бабочками на нитке.
Цель: вызвать желание украсить участок получившимися бабочками.
Знакомство с муравьем
1) Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
2) Экскурсия в лес (на огород). Наблюдение за муравейником.
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
3) Беседа с детьми о муравье.
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.
4) Логоритмическое упражнение «Друзья помогли».
Цель: развитие чувства ритма.
5) Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.
6) Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.
Знакомство с комаром
1) Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост».
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре.
2) Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Комаринская».
Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям, провести аналогию между ритмом музыки и полетом насекомого.
3) Наблюдение за комарами в разных местах участка.
Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность.
4) Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.
5) Беседа с детьми о комаре.
Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.
6) Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом»
Цель: развить чувство ритма, фонематический слух
7) Ручной труд из природного материала «Комар»
Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев.
Знакомство с божьей коровкой
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.
2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок.
3) Наблюдение на прогулке за божьей коровкой.
Цель: развивать наблюдательность.
3) Беседа с детьми «Наша любимая божья коровка»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь; заполнение карточек-схем согласно алгоритма исследовательской деятельности.
4) Изодеятельность «Раскрась божью коровку»
Цель: уточнить знания детей о строении насекомых; развитие графических навыков и мелкой моторики.
5) Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цель: закрепление знаний детей о насекомых.
III. Заключительный этап
• Оформление выставки детских работ.
• Оформление лепбука «Мир насекомых»
. Выставка книжек-малышек о насекомых
• Создание презентации проекта.
Литература:
1. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду: Планирование и конспекты.» 3-е изд., доп. и испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015г.
2. В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
3. Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
4. Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
5. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.
Приложение к проекту:
1 день «Знакомство с пчелой»
Загадки:
Кто на них руками машет - Нос и лоб зелёнкой мажет. А кто к ним не пристаёт – С мёдом ест и с мёдом пьёт. (Пчёлы.) | Кто на пасеке живет И приносит в улей мёд, Там по сотам разливает, Где он вскоре застывает. У неё врагов не мало И, хотя у каждой жало, На защиту целый рой Собирается порой. Кто поесть любитель сладко - Отгадал уже загадку. И в деревне, и в посёлке Уважают дети...(Пчёлку) |
Художественное слово:
Настоящая тельняшка, Полосатая рубашка. Только это не матрос, И не птица альбатрос, Это пчелка нарядилась, На работу снарядилась, На лужок, да на цветок, Сладкий собирать медок. А. Тесленко | С цветка на цветок, Летает пчела. Готовит медок, Всегда весела. С зари до зари, В трудах и заботах, Бездельницей слыть, Ей совсем неохота. С. Бахрушина |
«Находка» Н.Павлова
Молодая пчёлка дождаться не могла, когда ей стукнет две недели. С этого дня сёстры обещали брать её с собой за мёдом. Пока пчёлке не минуло недели, её совсем не выпускали из дому. Потом позволили каждый день вылетать ненадолго из улья, порхать над ним и поглядывать по сторонам. Это было очень весело. Светло, просторно, воздух лёгкий-лёгкий, не то, что в улье.
Но пчёлку так манило улететь подальше! Рассмотреть хорошенько эти голубые и жёлтые пятна, которые называют цветами, - чудесные цветы, где спрятан мёд.
И вот наконец настал этот день: молодая пчёлка полетела с сёстрами за мёдом.
- Соберу мёду больше всех, больше всех принесу его в улей! – гудела молодая пчёлка.
Они прилетели к большим жёлтым блестящим цветам. До чего эти цветы были красивы! Молодая пчёлка обомлела, глядя на них.
Но когда ей показали, где мёд, она с жаром принялась за дело. Только вот горе: не в каждом цветке был мёд. В одном есть, в другом пусто; в одном есть, в другом пусто. Кажется, вот в этом уж непременно мёд, а посмотришь – ни капельки! Молодая пчёлка очень огорчалась и беспокоилась, что мало соберёт.
- Да ты не суетись, - говорили ей сёстры. – Не выбирай цветы, а пробуй всё подряд. Всё равно не угадаешь, где ещё есть мёд, а где его уже нет.
- Ну зачем же так неудобно сделано? – удивлялась молодая пчёлка.
И тут же начинала суетиться ещё больше. Она очень боялась, что сёстры её обгонят.
А так и случилось. Как плохо окончился этот день, которого она так ждала! Мёду она собрала меньше всех, а устала больше всех. Но зато утро следующего дня началось чудесно. Прилетела пчёлка-разведчица. И весь улей, глядя на неё, развеселился: догадались, что разведчица принесла добрую весть.
- Находка, находка! Новые цветы! – загудели пчёлы.
Разведчица дала им попробовать мёду, который она принесла с новых цветов, а потом пошла танцевать весёлый танец «Находка». Молодая пчёлка подбежала к ней, обхватила её лапками за брюшко и тоже пустилась в пляс. А сзади прицепились друг за другом ещё шесть пчёл. Танцуя, разведчица рассказала, что цветы она нашла недалеко, и объяснила, куда за ними лететь.
Потом она вылетела из улья и помчалась показывать свою находку. А пчёлы-сёстры – за нею. И молодая пчёлка, конечно, тоже во всю прыть.
Они прилетели в тенистое место на берегу ручья. Вблизи шумел водопад. Шумел, как огромный улей. И молодой пчёлке слышалось, что он гудит:
- Находка, находка! Новые цветы!
А какие удивительные были эти новые цветы! На одном стебельке и розовые, и голубые, и синие, и фиолетовые цветки. Молодая пчёлка сунула язычок в розовый цветок. Как много мёду! Высосала и перелетела опять на розовый цветок. И там мёд! Просто чудо: в каждом розовом цветке – мёд. И молодая пчёлка быстро-быстро набрала его полный зобик.
- Садитесь только на розовые цветы, - загудели пчёлы-сёстры, - розовые молодые, а остальные старые – в них мёда нет.
Тут уже молодая пчёлка старалась недаром. Она собрала так много мёда, что вечером все сёстры удивлялись и очень её хвалили.
- Какой хороший, умный цветок, - сказала молодая пчёлка, - Он сам говорит, где у него мёд!
- Да, - сказала пчела-мама, - это чудесный цветок. Я слышу про него каждый год. Его зовут медуница. Мёд – это самое хорошее на свете. Вот почему этот дивный цветок и назвали медуницей.
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Дети разделяются на две неравные группы — пчел и медведей, большинство составляют пчелы. Пчелы живут в ульях по 2-3 (на дереве, бревне, большом пне), медведи - в берлоге (условно обозначенном месте). По сигналу пчелы вылетают из ульев, летают по лесу, собирают мед и жужжат. Когда пчелы покинут ульи, медведи выбегают из берлоги и забираются в них, лакомятся медом. Как только взрослый скажет: «Медведи!», медведи спешат спрятаться в берлогу, а пчелы летят к ульям и жалят (дотрагиваются рукой) тех медведей, которые не успели убежать.
После нескольких повторений играющие меняются ролями.
В ясный, солнечный денёк,
Весело порхая,
Собирает мёд
Пчёлка полевая.
У пчелы полно забот:
Над цветком пчела кружит,
Добывать ей надо мёд,
Про дела свои жужжит –
Жу-жу-жу-жу.
Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают.
ж-ж-ж,
Дружно песенку запели – ж-ж-ж:
- Я устали не знаю – ж-ж-ж,
Среди цветков летаю – ж-ж-ж,
И мёд там собираю – ж-ж-ж.
- Осторожно, пчёлки! Воспитатель предупреждает.
Здесь медведь за ёлкой.
В улей улетайте
И свой мёд спасайте. Пчёлки улетают.
Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» (по методике расскажи стихи руками)
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться,
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
2 день «Знакомство с бабочкой»
Загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. | Расту червяком, питаюсь листком, Потом засыпаю, себя обмотаю, Не ем, не гляжу, неподвижно лежу. Но с новой весною я вдруг оживаю, Свой дом покидаю, как птичка порхаю. (Бабочка) |
Художественное слово:
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, А четыре – улетела. | Бабочка-красавица, В ярком, цветном платьице, Покружилась, полетала, Села на цветок, устала… - Не для отдыха я села, Я нектар цветочный ела. С. Богдан |
3 день «Знакомство с муравьем»
Загадки:
А вот малюсенький малыш, На плечах – соломинка. Его в очках не разглядишь, А он сильнее слоника. (Муравей) | На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион. (Муравейник) |
Художественное слово:
Муравьи живут семьёй. Как их много, ой-ёй-ёй! Дом в лесу стоит средь ёлок. Из сухой травы, иголок, Мелких сучьев и земли. Всё, что притащить смогли. Этот сказочный бугор Заселил сосновый бор. Муравьишки есть - солдаты. Очень смелые ребята. Дом отважно защищают, И врагов не подпускают Есть рабочие, трудяги. Устают они, бедняги. Целый день они в работе, О жилье своём в заботе. Входы-выходы копают, Из гнезда сор убирают. Корм приносят про запас. Прячут на зиму припас Яйца самочки отложат, В гнёзда аккуратно сложат. Выведут из них детишек, Рыжих, бойких муравьишек. Муравьи в лесу полезны – Сберегают от болезней. Вредных мошек поглощают, Тем деревья защищают. Чтобы летом и весною, Лес шумел своей листвою. Осень - чудная пора. Собирайся, детвора, В лес по ягоды, грибочки, Обходи кусты и кочки. Муравейник не ломай. От беды оберегай. Р. Новикова | Муравей нашел былинку. Много было с ней хлопот. Как бревно, взвалив на спинку, Он домой ее несет… Он сгибается под ношей, Он ползет уже с трудом. Но зато какой хороший Муравьи возводят дом. З. Александрова. |
Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
(Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой)
Ножку тонкую он поломал. Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
(Ритмично сгибают и разгибают ноги)
Травкой быстро ее обмотал,
(Обматывают)
В муравейник скорей побежал.
(Бегут на месте)
Ну а солнце за лес уж зашло. Ох-ох-ох-ох!
(Делают ритмичную пружинку)
Стало сразу так страшно, темно. Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
(Ритмично закрывают глаза ладонями)
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли. Мо-лод-цы!
(Ритмично хлопают в ладоши)
4 день «Знакомство с комаром»
Загадки:
Летом в открытые наши окошки С писком влетают кусачие крошки. Больно – пребольно кусаются Даже на взрослых бросаются. (Комары.) | Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит. (Комар) |
Художественное слово:
Антошка и комар. -Эй, крылатый шприц с ногами! Надоел ты мне и маме! Подучился бы немножко - Был бы ты бесценной мошкой: Прививал бы всем вакцины, Жил для пользы медицины. А пока ты кто? Пират! И никто тебе не рад. Рассердился тут Антошка, Размахнулся и ладошкой Комаришку- хлоп! Не кусался чтоб! Л.Мирошникова | -Комары, комары! Вы уж будьте так добры: Не кусайте вы меня Столько раз средь бела дня. Отвечали комары: - Мы и так к тебе добры. Ведь кусаем мы тебя, Хоть до крови, но любя. |
Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.
Дополнительно: веревка длиной 0,5 метра, платочек.
К верёвочке привязывают платочек - "комар". Веревку с комаром можно прикрепить к прутику, а можно держать в руке. Взрослый держит веревочку так, чтобы "комар" находился на 5-10 см. выше поднятой руки ребёнка. Ребёнок, подпрыгивая, старается прихлопнуть комара ладонями.
Вариант: вместо веревки с платочком можно использовать бубен. Ребёнок, подпрыгивая, стучит ладонью в бубен.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
(Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками)
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
(Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
(Ритмично притопывают ногами)
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
(Ритмично хлопают в ладоши)
5 день «Знакомство с божьей коровкой»
Загадки:
Отгадайте-ка, ребятки, Что за жук на нашей грядке: Не вредитель, жук любезный, Для растений он полезный. Тлей проворно поедает, Так растения спасает. Что за жук-черноголовка? Это - ... (Божия коровка!) | Я - пятнистая букашка, Если в руки попаду, Притворюсь больною тяжко, В обморок я упаду. (Божья коровка) |
Художественное слово:
Красная горошина, Чёрненькие точки. Я коровку божию Вижу на листочке. Но от этого жучка Не дождаться молочка. Нет копытцев у коровки, И рога ей не "к лицу". Пьёт нектар коровка ловко, Ест цветочную пыльцу, В огороде ловит тлю – Я за то её люблю. Вот сейчас разделит спинку На две ярких крышечки, А под каждой половинкой – Тоненькие крылышки. Мне не нужно хлеба, Улетай на небо! Покорми своих телят И потом вернись назад. Н. Борисова Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого . . . Божья коровка, Полети на небко, Там твои дети Кушают конфетки (котлетки), Всем по одной, а тебе ни одной. | Гуляла за городом Божья коровка, По веткам травинок карабкалась ловко, Глядела, как в небе плывут облака… И вдруг опустилась Большая Рука. И мирно гулявшую Божью коровку Засунула в спичечную коробку. Коровка ужасно сердилась сначала, Мычала и в стены коробки стучала… Но тщетно! Забыли о ней в коробке, Закрыли Коровку в шкафу, в пиджаке. Ах, как тосковала в коробке бедняжка! Ей снились лужайка, и клевер, и кашка… Неужто в неволе остаться навек?! Коровка решила готовить побег. Три дня и три ночи рвалась она к цели. И вот, наконец, вылезает из щели… Но где же деревья, цветы, облака? Коровка попала в карман пиджака. Однако она, не теряя надежды, Бежит на свободу из душной одежды: Там солнце, и ветер, и запахи трав… Но вместо свободы увидела шкаф! Тоскливо и страшно Божьей коровке. Опять она в тёмной пустынной коробке. Вдруг видит: вверху, где вставляется ключ, Сквозь щёлочку в шкаф пробивается луч! Скорее на волю! Коровка отважно, Зажмурясь, штурмует замочную скважину… И вновь оказалась в глухом коробке С огромною люстрой на потолке. Однако Коровка на редкость упряма: Нашла, где неплотно захлопнута рама… И вот вылезает она из окна — Ура! Наконец на свободе она! И вновь на знакомой лужайке букашка. Под нею, как прежде, колышется кашка, Над нею плывут в вышине облака… Но смотрит на мир осторожно Коровка: А вдруг это тоже Большая коробка, Где солнце и небо внутри коробка?! Андрей Усачёв |
Информация о божьей коровке:
Почему это насекомое назвали божьей коровкой, когда оно жук? Что божья - понятно: жук невелик и кажется безобидным. По твоей руке он бежит не торопясь. Но прикоснись к нему легонько, и из сгибов ножек тут же выделится оранжевая жидкость - “молочко”, как говорят в народе. Вот почему - коровка!
Птице или ящерице, которая захотят поймать жучка, это “молочко” сразу перебьёт аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет. А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я не съедобен!
Божья коровка, несмотря на безобидный вид, хищница. Поедает она малоподвижных тлей - вредителей растений.
Викторина «Что мы знаем о насекомых?»
- Разгадай загадку:
Рано утром просыпаюсь, На работу собираюсь – Мне весь тёплый летний день Мёд носить домой не лень! (Бабочка) | Красный, маленький комочек, ( Божья Коровка) |
Кто они? Откуда! Чьи? Льются чёрные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (Муравьи) | Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит. (Комар) |
Работник садовый, Поясок медовый. Зажужжала, как пила, Полосатая... (Пчела) |
- «Узнай насекомое и расскажи о нем» при помощи карточек-схем.
- «Угадай насекомое» при помощи пантомимы.
- Награждение участников викторины.
Хвастливый комар Автор: Виктор Шамонин-Версенев
Ночь крылом укрыла лес, Зайчик спать в кусты полез, Удалился спать и волк, Поворчал он и замолк, И медведь в берлогу лёг, В юность сон его волок, Под сосной и лев сомлел, Сны он чудные глядел, На сосне комар уснул, В ус себе совсем не дул. В полночь лев глаза открыл, Грозным рыком лес покрыл. Вмиг комар пред львом завис, Перед ним комар не кис: — Спать ты, лев, мне не даёшь, Рык давай-ка свой стреножь, А иначе, лев, побью, Я и храбр и смел в бою! Под сосною лев присел, От угроз он не бледнел: — Хвастунишка ты, дружок, Я, комар, от страха взмок! Разошёлся вновь комар, Комара бросает в жар: — Ты, я вижу, лев герой, Выходи со мной на бой! Лев чуть в смехе не упал, В смехе лев ему сказал: — Видно, нужно попотеть, Дай тебя мне разглядеть, А то правда, убоюсь, Пред тобой, комар, прогнусь! Смело в бой комар вступил, Не жалел совсем он сил; Тут же сел на львиный нос, Хоботком к нему прирос. Лев зрачки на носик свёл, Вдруг почувствовал укол; | Неприятен был укус, Да комар вошёл во вкус, Не даёт он льву скучать, Продолжает льва кусать! Стал кататься лев в кустах, Лапы он пустил в размах. Вмиг проснулся спящий лес, Лес не зрел таких чудес! Лев как будто сам не свой, Странной занят он игрой; Во все стороны глядит, На кого-то лев кричит! В страхе лев на пень присел, Речью он едва владел: — Всё, комар, сдаюсь, сдаюсь, Проиграл я, признаюсь! И комар от льва отстал, На сосне он речь держал: — Впредь умнее, лев, ты будь, Мой урок не позабудь! Вижу, носик твой припух, Да и взгляд твой, друг, потух! Лесом лев побрёл к реке, Скоро скрылся вдалеке, А комар пошёл в полёт, На весь лес комар орёт: — Я в лесу сильнее всех, Вы мне, звери, для утех! Есть ли, кто меня сильней, Выходи на бой скорей! Целый час летал комар, Нёс в лесу словесный пар. Подлетел комар к ручью, У ручья сел на краю. Тут лягушка в разворот, Перед ним открыла рот; Облизнулась и молчит, Ей такой обед не в стыд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир насекомых"
Проблема экологии относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали больш...
Проект "Этот удивительный мир насекомых"
Проект составлен по итогам тематической недели "Мир насекомых"...
занятие "Этот удивительный мир насекомых".
· ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...
«Этот удивительный мир насекомых»
Современные дети много времени проводят у телевизора и компьютера, мир компьютерный яркий и красочный, ребенка привлекает яркость красок. Часто меняющиеся сюжеты, действия героев подобны действиям дет...
Проект: "Этот удивительный мир насекомых"
Познавательно - исследовательский проект...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя "Этот удивительный мир насекомых!"
Задачи:коррекционно-образовательные:учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и визуальным признакам;расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умени...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Этот удивительный мир насекомых» (старший возраст)
Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового в...