Конспект открытого занятия в старшей группе "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Перелётные птицы»
Программное содержание:
1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.
5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Предварительная работа
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование; работа со штампами; выполнение упражнений в тетради в клетку; знакомство с пальчиковой азбукой.
Материал к занятию
Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, мнемотаблицы, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, гуашь синего цвета, штампы; листы бумаги в клетку, простые карандаши, прищепки, обручи, мяч, медали «Друг птиц».
Ход занятия
Организационный момент.
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
— Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
Беседа «Перелетные птицы»
- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
- А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
- В какое время года птиц больше? (летом)
- Почему? (и зимующие, и перелетные)
- Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
- В какое время года они возвращаются? (весной)
Пальчиковая гимнастика
Пришла весна,
сосульки тают,
Запели первые ручьи,
Медведь берлогу
покидает,
А на полях кричат грачи.
Поочередное загибание пальцев на каждое слово
Хлопки на каждое слово
Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям
Ритмичные хлопки на каждое слово
В: Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?
Игра с мячом «Поймай и назови»
Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.
- Проверьте, правильно ли подобраны птицы?
Игра «Кто лишний»
На магнитной доске среди изображений перелетных птиц есть картинки с изображением зимующих птиц. Дети их убирают.
- Пришло время расколдовать наших птиц.
Работа с мнемотаблицами
В.: Расскажите, какие птицы здесь спрятались. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).
Например:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»
«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»
«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»
«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»
Дети составляют два-три рассказа по мнемотаблицам. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:
Беседа о птицах
- Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)
- Чем он питается? (мелкими грызунами)
- Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)
- Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)
Дети поочередно отдают мнемотаблицу воспитателю и берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.
- А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.
В.: Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А вы слышите пение птиц? ( нет) Что же делать? Кто нам поможет?
Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.
П.: Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.
В.: Кто Вы такой?
П.: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?
Д.: Птенцами..
П.: Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?
Д.: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.
П.: Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам .на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.
Д.: Сначала птицы летели прямо, потом повернули на право, на лево, еще раз на право и прилетели на родину.
П.: Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он держит штамп, хвалит за аккуратность и т. д.
П.: Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.
Работа с картинкой «Дерево»
- какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)
- какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)
- какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)
- что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)
- что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)
- что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)
- что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
- где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)
- где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)
П.: А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.
Игра «Птицы, гнезда, птенцы»
Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.
По команде « Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)
Повторить игру два раза.
В.: Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика. Скворечник
Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг
В.: Построим скворечник на листе бумаги в клетку. Посмотрите, на листе в клетку слева рисунок, надо нарисовать по клеткам точно такой же рисунок справа. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру будете рисовать сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!
Работа в тетради
Во время работы детей повторить гигиенические правила письма.
В.: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.
Беседа «Птицы и люди»
- Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
В.: Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью пальчиковой азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». Тема: Зимующие и перелётные птицы.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Тема: Зимующие и перелётные птицыВоспитатель дошкольного отделения МОУ СОШ №1 г.Твери Наталья Васильевна Алексе...
конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима. Зимующие птицы"
конспект открытого подгруппового занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима.Зимующие птицы"...
Конспект открытого занятия в старшей и подготовительной группе «Зимующие птицы»
Конспект открытого занятия...
Конспект открытого занятия в старшей группе «Покормите птиц зимой»
Конспект открытого занятия в старшей группе "Покормите птиц зимой"...
Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию Тема: «Декоративные птицы».
Познакомить с особенностями декоративных птиц - волнистым попугайчиком....
Конспект открытого занятия в старшей группе "Птицы весной"
Занятие построено в игровой форме. Дети получают письмо от одного из Эколят Шалуна, получают задание. В ходе занятия дети изучают городских птиц (макет города и картинки птиц), лесных птиц (макет леса...
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи «Зимующие птицы»
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи «Зимующие птицы»...