Проект "Из Реутова в космос"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Купцова Вера Алексеевна

Цели проекта: - расширять представления детей об окружающем мире: о космосе, космонавтах, Галактике, Солнечной системе, планетах, звездах,

- познакомить детей с работой градообразующего предприятия - ОАО «ВПО «НПО машиностроения», его специалистами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Купцова Вера Алексеевна,

старший воспитатель

МДОУ  № 16 «Ягодка» г.Реутов.

Это было 50 лет назад. 12 апреля 1961 года. В космос впервые поднялся ЧЕЛОВЕК. Это событием имело большое значение. И мы очень горды тем, что первым космонавтом стал гражданин нашей страны - Ю.А. Гагарин. Он не только национальный герой, но и герой, и любимец всего мира. Этот обаятельный человек, с открытой улыбкой и добрыми глазами, стал символом покорения космоса

За это время наука – космонавтика шагнула далеко вперед. Постепенно человек приоткрывает тайны, восстанавливает неизвестные события прошлого, стремиться предугадать будущее Земли, звезд, Галактики, Вселенной. От всего этого зависит жизнь и существование человечества на единственной (пока известной) планете, где существует жизнь, существуют разумные существа – люди. И разум людей, приведший их в космос, должен сделать космическое пространство научным, технологичным, но самое главное – мирным.

Сейчас время модернизации, инноваций, нанотехнологий. И одним из предприятий, реализующих все это в жизнь является градообразующее предприятие нашего города – наукограда. НПО машиностроения»- высокотехнологическое предприятие, выпускающее современную продукцию. Развитие современных технологий и инноваций, модернизация страны - это все, чем живет наш город в настоящее время.

        В рамках года космонавтики педагогами нашего ДОУ был реализован проект «Из Реутова в космос»

        В нем продолжалась апробация направлений и технологий, по которым в настоящее время работает учреждение:

-Организация проектной и экспериментально- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (педагоги ДОУ),

-Знакомство с компьютерными технологиями и программами для рисования (Шкарупа Т.П.- педагог гр. №6)

-Работа в рамках реализации городской программы «Юные интеллектуалы» (которая является  частью городской программы «Одаренные дети» ) (педагоги ДОУ)

ПРОЕКТ

«ИЗ РЕУТОВА В КОСМОС»

Проект краткосрочный: сроки реализации с 28 марта по 12 апреля 2014 года.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Цели проекта:

образовательные:

- расширять представления детей об окружающем мире: о космосе, космонавтах, Галактике, Солнечной системе, планетах, звездах,

- познакомить детей с работой градообразующего предприятия - ОАО «ВПО «НПО машиностроения», его специалистами,

воспитательные:

- продолжить знакомить с историческим прошлым и настоящим  нашей страны,

- воспитывать патриотические чувства: гордость за научные достижения, уважение к людям - покорителям космоса,

- формировать эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

развивающие:

-продолжать развивать умственные способности детей: внимание, память, логическое мышление, смекалку, интеллект.

                

1 этап. Подготовительный. Разработка проекта

 Создание творческой группы (включаются педагоги группы №6, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО)

 Довести до участников проекта значимость данной темы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.

 Подбор методической, научно-популярной и  художественной литературы, видео – и фотоматериалов, презентаций, видеофильмов, иллюстративного материала по данной теме.

 Подготовка к проведению встреч с сотрудниками НПО машиностроения.

 Связь с краеведческим музеем. Организация экскурсии.

 Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех педагогов.

 Выявления объема знаний по данному вопросу у воспитанников ДОУ

2 этап.   Выполнение проекта

Схема реализации проекта

Формы работы

Примерные темы мероприятий

Задачи

Ответственные

Место и способ

5

Беседы

- «Земля - наш дом во Вселенной»

- «Звезда по имени Солнце»

- «Покорители космоса. Они были первыми»

Расширение знаний об окружающем мире

ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

группа

6

Занятия:

- «Дорога в космос» (развитие речи)

- «Большое космическое путешествие» (РЭМП)

- «Наша Солнечная система»

- «Юные интеллектуалы в космосе»

Развитие умственных способностей, воспитание на положительных примерах, героических фактах из истории нашей Родины

ст. воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Занятия, направленные на знакомство детей с ОАО «ВПК «НПО машиностроения»

- «Из Реутова в космос»

- «Первый руководитель НПО – В.Н.Челомей» (беседа)

Краеведение, патриотическое воспитание, знакомство с промышленными предприятиями города, проф- ориентационная работа

ст. воспитатель,

воспитатели

7

Экскурсии:

- Краеведческий музей

- НПО машиностроения

ст. воспитатель,

воспитатели

по месту

9

Встречи с интересными людьми

- работниками НПО,

- ветеранами НПО

ст. воспитатель,

воспитатели

группа

Экспериментально- исследовательская деятельность

Развитие познавательных способностей

10

«Юные интеллектуалы в космосе» (кроссворды, задания на развитие смекалки, логического мышления, внимания, памяти, воображения)

Развитие интеллектуальных способностей,

ст. воспитатель,

воспитатели

11

Викторина «12  вопросов к 12 апреля»

Систематизация знаний, анализ и синтез, учить из нескольких вариантов выбирать правильный

ст. воспитатель,

воспитатели

12

Спортивные и музыкальные занятия с космической тематикой

Психофизеческое развитие детей, развитие творческих способностей

инструктор ФИЗО, муз. руководители

зал

13

Рисование и конструирование (плановая и самостоятельная творческая деятельность детей)

Развитие творческих способностей, воображения, ориентировки в пространстве

ст. воспитатель,

воспитатели

группа

14

Организация выставки рисунков «Наш космос»

Развитие творческого потенциала  

ст. воспитатель,

воспитатели

зал

15

Работа с книгой:

- изучение справочников, энциклопедий, атласов, космических карт

- чтение художественной литературы

ст. воспитатель,

воспитатели

группа

16

Игровая деятельность:

-дидактические, настольно печатные игры («Звездный путь», «Найди лишнее», «Планеты», «Созвездия», «Космические разведчики», «Что изменилось?» и др)

- строительные («Космодром», «Ракеты и космические станции» и др.)

- подвижные («Ракеты на старте» и др)

-сюжетно- ролевые («Отправляемся в полет», «Будущие космонавты», «Космические встречи», «Высадка на новую планету» и др.

Развитие игровых навыков, нравственных качеств

ст.воспитатель,

воспитатели,

специалисты

группа, участок

17

Работа с компьютером:

-компьютерная графика (знакомство и работы детей)

-просмотр презентаций, слайдов

-просмотр видеоматериалов

Знакомство с новыми технологиями

ст. воспитатель,

воспитатель Шкарупа Т.П.

класс

18

Сочинение фантастических рассказов на космическую тему.

Развитие речи, обогащение словарного запаса, упражнении в

ст. воспитатель,

воспитатели

группа

Формы и методы работы с педагогами:

№п/п

Формы работы

Задачи

Ответственные

Место проведения

1

Консультации «Организация работы по ознакомлению детей с историей космонавтики»,

«Космос и дети»

создание условий для работы педагогов по реализации проекта

ст воспитатель

группа, совместно с детьми

2

Работа с методической, справочной и художественной литературой

3

Организация предметно-развивающей среды (подбор материалов, пособий, оборудования, игр, игрушек и т.д.)

Формы и методы работы с родителями:

п/п

Формы работы

Задачи

Ответственные

Место проведения

1

Выпуск информационных листков «Детям о космосе», «Покорение космоса»

привлечение к реализации проекта

ст воспитатель,

воспитатели,

специалисты

группа

2

Привлечение родителей к проведению экскурсий, праздников и выставок

по обстановке

3 этап.   Презентация проекта

№п/п

Формы работы

Задачи

Ответственные

Место проведения

1

Праздник для детей «Мы – дети Галактики, но самое главное: мы – дети твои, дорогая Земля…»

подведение итогов реализации проекта

ст воспитатель,

воспитатели,

специалисты

муз зал

2

Оформление альбома детских рисунков «Наш космос»

группа, совместно с детьми

3

Оформление книжки- малышки «Космические сказки»

4

Создание фотопрезентации проекта

метод кабинет

5

Оформление фотовыставки для  родителей

фае учреждения. стенд для родителей

4 этап.  Заключительный.

 Подведение итогов реализации проекта, дальнейшая работа по данной теме;

 Определение задач для новых проектов.

 

        В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к данной теме. На всем протяжении работы дети активно участвовали в его реализации: приносили новые книги, видеоматериалы, рисунки, поделки. Дети познакомились с работой на компьютере в программе Paint, учились создавать рисунки на космическую тему. Продолжалась работа по проведению экспериментально- исследовательской  деятельности: «Смена дня и ночи», «Как Земля вращается вокруг солнца» и др., узнавали свойства красок, влияние на них различных температур и физического воздействия.

Проводилась работа в рамках реализации методики «Организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» профессора А.И. Савенкова. После изучения темы, просмотра TV - и видеоматериалов, использования Интернет - ресурсов, работы с книгами, журналами, справочниками, консультированиями с родителями, специалистами, после проведения опытов, дети делали небольшие сообщения – доклады по теме.

Одно из занятий проекта было проведено в рамках реализации городской программы «Юные интеллектуалы», которая реализуется в нашем городе с участием А.И. Савенкова. Целями этого занятия было развитие интеллекта, логического мышления, воображения, познавательных процессов, памяти, внимания, установления связей и взаимосвязей, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять..

В результате, по итогам занятия,  5 детей набрали максимальное количество баллов, 9 выше среднего и 2 –среднее количество, детей, которые не справились с заданиями, не было. (Примерные задания помещены в приложении №1)

        На заключительном этапе, кроме досуга «Мы – дети Галактики, но самое главное: мы – дети твои, дорогая Земля…», была проведена викторина «12 вопросов к 12 апреля».

Викторина проводилась в форме теста, где (в первых девяти вопросов) из трех предложенных вариантов нужно было выбрать один правильный. А далее  (с 10 по 12 вопросы) ответы нарисовать.  (Приложение №2). По итогам работы все дети справились с заданиями, трудности при ответе на отдельные вопросы,  испытывали те дети, которые по различным причинам, в данный период времени, не регулярно посещали детский сад.  Итоги: 8- справились на отлично, 6 –ошиблись при ответе на 1-2 вопроса, 3- допустили от 3 до 5ошибок. В  конце занятия дети получили «звезды»  и грамоту о приеме их в отряд «Юных космонавтов» ДОУ №16.

        Интересными для детей стали занятия с проведениями опытов и экспериментов, встречи с сотрудниками НПО машиностроения. Хочется поблагодарить всех, кто откликнулся и оказал помощь в реализации проекта, предоставлении материалов о НПО машиностроения: Рыбакова Н.Н., Вайсбурд Р.Р., Мартынова В.И.

        Дети решили продолжить знакомиться с историей развития космонавтики в нашей стране и за рубежом, собирать материалы о Ю.А.Гагарине, других космонавтах, о нашем предприятии НПО и его сотрудниках. Так же оформить альбом с рисунками и книжку – малышку со сказками о космосе.

Список литературы.

  1.  «60 лет самоотверженного труда во имя мира», Энциклопедический  сборник, под ред. Ефремова Г.А,  ФГУП «НПО машиностроения», 2004
  2.  «Лунариум», М., Молодая Гвардия, 1976
  3. «Реутов –Наукоград. Инновационное развитие. Достойная жизнь», 2007
  4.  «Реутов» информационный сборник,  2004
  5. «Реутов» информационный сборник,  2006
  6. «Реутов» информационный сборник,  2010
  7.  «Советский человек в космосе» (специальный выпуск) М., Известия, 1961
  8.  Бендер Л. « Наука. Детская краткая энциклопедия», Издательство «Слово»
  9.  Гагарин В. А. «Мой брат Юрий», М., Московский рабочий, 1979
  10.  Гагарина  А.Т. «Сердце матери», М., 1979
  11. Гонтарук Т.И. Серия «Я познаю мир». Детская энциклопедия «Космос», М., АСТ, 1999
  12. Дихтярь А.Б. «Жизнь – прекрасное мгновенье», М., Молодая гвардия, 1974
  13.  Журнал «Реутенок» №1 (9), 2011
  14.  Модестова С.Ю. «Космос» (справочник школьника), С-П., Литера, 2005
  15.  Романов А.П. «Космонавт – два», М., Изд. политической литературы, 1979
  16.  Сергеев Е.К. «Реутов и Подмосковье: страницы истории»,М., Велинор, 2004
  17.  Сергеев Е.К. «Реутов от хутора до града». М., Изд. фирма «А.В. Туров», 1997
  18. Скоролупова О.А. «Покорение космосa», М , Скрипторий, 2002
  19.  Титов Г.С. «Голубая моя планета», М, Военное издательство мин обороны, 1977
  20. Шаталов В.А., РебровМ.Ф. «Космос: рабочая площадка», М., Детская литература, 1979
  21.  Шурлыгин В.Г. «Старт в бесконечность», Ленинград, Детская литература, 1979
  22.  Юбелакер Д.Э. «Солнце», Издательство «Слово»

Приложение №1

Вставь недостающую фигуру

1

2

3 Что пропущено?

                                                …        

4. Дорисуй и преврати геометрические фигуры в космические объекты.

Приложение №2

Викторина

«12 вопросов к 12 апреля»

Выбери правильный ответ:

1. Раньше человека в космический полет отправились животные. Как звали двух известных собак, которые побывали в космосе?

а) Белка и Стрелка                

б) Мышка и Стрелка        

в) Белка и Лучик                        

2Как звали первого космонавта?

а) Герман Титов                

б) Андриян Николаев        

в) Юрий Гагарин                

3. Как назывался космический корабль- спутник на котором Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос?

а) Восток

б) Север

в) Запад

4. Как звали первую женщину – космонавта?

а) Светлана Савицкая

б) Валентина Терешкова

в) Елена Кондакова

5.В нашей Солнечной системе 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца по своим орбитам и удалены от него на разное расстояние. Какая по счету от Солнца наша планета Земля?

а) Вторая

б) Третья

в) Четвертая

2. Многие планеты нашей Солнечной системы имеют естественные спутники. Сколько естественных спутников у Земли?

а) Один

б) Два

в) Три

7. Как называется предприятие нашего города, на котором разрабатываются и выпускаются аппараты для исследования космоса?

а) НПО ракетостроения

б) НПО техникостроения

в) НПО машиностроения

8. За годы работы специалисты нашего предприятия разработали и сдали в производство более 25-и ракетных и космических комплексов различного назначения.  Какое название носит космическая система, разработанная на нашем заводе и предназначенная для глобального наблюдения поверхности Земли?

а) Гранит

б) Алмаз

в) Рубин

9. Как называется аппарат, предназначенный для исследования  поверхности Луны?

а) Луноход

б) Вездеход

в) Луноисследователь

Нарисуйте:

10. Фазы луны (растущая, убывающая, полная луна)

11. Сатурн

12. Первый искусственный спутник.

                                                                        Подготовила Купцова В.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 «Журавлик» города Реутова Московской области на 2017-2018 учебный год

План социально-педагогической работы социального педагога дошкольного образовательного учреждения....

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...

Космос это интересно Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина. Задачи: Закрепить знания о космосе, Ю. Гагарине;.

Ход занятия:На экран проецируется Картинка с названием занятия.слайд1Воспитатель: Какой на этой недели был праздник? (ответы детей)Верно  12 апреля отмечают день космонавтики и авиации (слайд2) К...