Туристическая деятельность дошкольников, как средство экологического воспитания.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 52
Туристическая деятельность дошкольников,
как средство экологического воспитания.
Воспитатель: Скрипко Светлана Владимировна
г. Армавир, 2017
Зовите меня варваром в педагогике,
но я вынес из впечатлений своей
юности, что день, проведенный ребенком
среди рощ и полей... заменяет
много недель на учебной скамье.
К.Д. Ушинский
В экологическом воспитании детей применяются разные формы, методы, приемы, средства учебно-воспитательной работы. Объем и глубина усвоенных детьми экологических знаний год от года усложняются и увеличиваются. Но традиционных и даже нетрадиционных форм и методов работы для того, чтобы заинтересовать детей проблемами экологического характера, отказывается недостаточно.
К туристической деятельности как одному из средств работы в дошкольных учреждениях прибегают крайне редко: считается, что туризм это дело средней общеобразовательной школы. Мы уверены, что туристическая деятельность в экологическом воспитании может и должна использоваться в качестве вспомогательного средства. Предлагаемая технология, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках экологического воспитания, а с другой - способствует развитию интереса к путешествиям.
Экологическое воспитание дошкольников, предусматривающее познавательную деятельность, направлено на ознакомление детей с природными объектами и явлениями, на формирование у них представления о необходимости охраны природы, на укрепление их здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе. Эмоции, возникающие при непосредственном соприкосновении с красотой природных объектов, несут радость, наслаждение. Это становится возможным на прогулках.
Туристическая деятельность, включенная в процесс экологического воспитания, облегчает воспитателю решение следующих задач.
Ø развитие у детей стремления к познанию окружающего мира через туристско-краеведческую деятельность;
Ø ознакомление с природой родного края через объекты ближайшего окружения, воспитание любви и бережного отношения к ней;
Ø развитие физических качеств и привычки здорового образа жизни;
Ø формирование навыков поведения в природе, заботы о природе и её обитателях;
Ø расширение знаний детей о значении каждого объекта природы;
Ø формирование представлений о взаимосвязи явлений в природе;
Ø развитие эстетических чувств, воображения, внимания;
Ø воспитание уважения друг к другу и к старшим, чувства товарищества.
v Во время экскурсий по экологической тропе ДОУ дети уточняют представления о живой и неживой природе, об отношении человека к природе, учатся связной монологической речи.
v Все это способствует расширению кругозора в сфере естественнонаучных знаний, получению на практике умений детей взаимодействовать с природными объектами.
v Включение туристической деятельности в воспитательный процесс позволяет познакомить детей со снаряжением туриста-эколога, научить их собирать все необходимое для похода, следить за личной гигиеной и готовить и принимать пищу в походных условиях.
v В процессе участия в походе дети осваивают межличностные отношения, учатся выполнять правила общежития, исполнять различные обязанности («походные должности»).
v Выполняя различные задания, предусмотренные маршрутом, дети развивают свои двигательные навыки, укрепляют здоровье.
Подбирая «походный» коллектив, педагог учитывает интересы детей, уровень физической подготовленности, состояние здоровья. На практике, как правило, в группу включают детей одного возраста, поэтому педагогу заранее следует позаботиться о познавательном и физическом развитии детей своей группы с тем, чтобы вывести их примерно на один уровень.
Эколого-туристические прогулки проводятся, как правило, после завтрака.
Каждый выход на территорию детского сада имеет свои образовательно-воспитательные задачи, соответствующие целям экологического воспитания.
К каждому походу дети готовятся, они идут в поход как взрослые, имеющие определенные задачи, т.е. исследование окружающего природного и социального мира. Это исследование происходит не только во время туристической прогулки. Оно начинается с подготовки к ней, которая включает постановку целей и задач будущей прогулки (она может быть посвящена как общей познавательной теме, например выявлению изменений, происходящих в неживой природе, а также в жизни растений и животных в определенный сезон, так и конкретной, касающейся образа жизни определенного объекта: муравьи, утки, белка и т.п.), выбор названия для своего отряда (оно должно быть лаконичным и максимально отражать суть деятельности), эмблемы, проведение занятий, на которых дети знакомятся с простейшими топографическими знаками, учатся работать с картой, узнают общепринятые обозначения направления ветра (северный, южный и т.д.) и движения по карте (в восточном, северо-восточном направлении и т.д.).
Составляется карта (большое полотно зеленого цвета), на которую дети постепенно прикрепляют карточки с изображением природных объектов. Так появляется маршрутная лента, где или зарисовываются, или обозначаются карточками природные и социальные объекты, встретившиеся детям на пути. Направление движения по маршруту и по карте сначала обговаривается. Затем дети знакомятся с компасом, с помощью которого можно ориентироваться на местности и определять местонахождение объекта.
В ходе такой работы дети узнают: любой реальный объект может быть замещен условной моделью. Например, «дерево», «птица», «белка» — звучание этих слов вызывает в сознании определенный образ, определенную форму, на основании которых можно сделать условные наглядные модели объектов. В их роли могут выступать изображения, как приближенные к действительности, так и придуманные самими детьми, и общепринятые топографические изображения.
Детям показывают карточку с изображением лесного пейзажа. В ходе беседы педагог подводит их к выводу: все в природе имеет свой цвет, свою форму, свои особенности. Параллельно дети знакомятся с условными обозначениями
природного ландшафта на физических картах и глобусе. Так дети узнают, что любые объекты местности могут изображаться условными топографическими знаками.
Работа с карточками не только знакомит детей с топографическими изображениями объектов действительности, но и развивает внимание, наблюдательность, память, мышление, смекалку.
На «привале» дети совместно с воспитателем, инструктором по физической культуре играют в подвижные игры, сочиняют стихи и сказки об обитателях леса и т.д.
После каждого экологического похода появляется схема с подробным описанием маршрута и представителей животного и растительного мира. Дети с гордостью рассказывают о походе, о том, что видели, что понравилось больше.
Дети учатся использовать народные приметы, выбирая подходящий для выхода за территорию детского сада день, продумывают экологическую деятельность в ходе эколого-туристической прогулки, похода, составляют меню для принятия пищи на привале и т.д.
При подведении итогов реализации экологической программы и усвоения экологических знаний можно прибегать к таким формам работы, как итоговые эколого-туристические походы комплексного характера, экологические праздники, конкурсы, викторины «Цветик - семицветик», «Волшебное лукошко», «Знатоки природы», «Знатоки туризма» и т.п.
Наблюдения в ходе туристических прогулок имеют еще одну важную особенность: они пробуждают в детях интерес к той или иной науке, желание в будущем выбрать соответствующую профессию. Переход от ознакомления с окружающим миром к его исследованию становится важным звеном сложного процесса - познания мира и определения своего места в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez_gotovayaturisticheskaya_deyatelnost_doshkolnikov_1111.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта Ознакомление детей с природными объектами и явлениями , формирование у них представления о необходимости охраны природы , укрепление их здоровья за счет длительного пребывания на свежем воздухе.
Задачи проекта Развитие у детей стремления к познанию окружающего мира через туристско-краеведческую деятельность ; Развитие физических качеств и привычки здорового образа жизни ; Расширение знаний детей о значении каждого объекта природы ; Формирование представлений о взаимосвязи явлений в природе;
Сферы влияния туристической деятельности - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения основам туристических знаний, действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, основам выживания в природной среде; -развитие интереса к самостоятельным занятиям туризмом и краеведением, подвижными играми, формами активного отдыха и досуга;
Во время экскурсий по экологической тропе ДОУ дети уточняют представления о живой и неживой природе, об отношении человека к природе, учатся связной монологической речи. Все это способствует расширению кругозора в сфере естественнонаучных знаний, получению на практике умений детей взаимодействовать с природными объектами. Включение туристической деятельности в воспитательный процесс позволяет познакомить детей со снаряжением туриста-эколога, научить их собирать все необходимое для похода, следить за личной гигиеной и готовить и принимать пищу в походных условиях.
Я вчера ходил в поход - Кашу съел и бутерброд! Я сложил в рюкзак игрушки Мячик, удочки, подушку, Взял продукты на неделю, Книжку, папину гантелю , Кружку, ложку, котелок.... А поднять рюкзак не смог. Даже сдвинуть не сумел! Значит каши мало съел.
Заключение Туризм – это одно из наиболее эффективных средств воздействия на все стороны развития личности ребенка, позволяющее ребенку самореализоваться в окружающей действительности как личности, развить свои коммуникативные способности во взаимодействии с детьми, воспитателями, родителями, наиболее легко адаптироваться в современных изменяющихся условиях, закалить свою волю и характер. Только совместная деятельность в походных условиях оказывает наибольшее воспитательное воздействие на развитие самостоятельности и ответственности ребенка за свою деятельность .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....
Проект «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников».
Проект...
Презентация "Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания"
quot;Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания"...
Проектная деятельность как эффективное средство экологического воспитания
Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств экологического воспитания дошкольников. Включение детей в проектную деятельность позволяет воспитать сам...
Исследовательская деятельность дошкольников - как средство экологического воспитания
laquo;Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму»...
Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.
Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: Необходимо создавать систему не...
Обмен опытом работы по реализации проекта на тему: «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину ...