Проект «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников».
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
« ДЕТСКИЙ САД №7 «РАДУГА» ст. ГИАГИНСКОЙ»
Проект «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»
Автор: Карпенко О.М., воспитатель МБДОО №7 «Радуга» ст.Гиагинской
Содержание:
1. Актуальность
2. Цель, задачи проекта
3. Этапы проекта
4. Условия для реализации проекта
5. Методы реализации проекта
6.Работа с родителями
7. Ожидаемые результаты проекта
8. Заключение
9. Список литературы
Актуальность
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Отношение к нему может проявиться как в нравственных, так и в безнравственных поступках. Это часто связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы (ребенок ломает ветки деревьев, срывает цветы, мусорит, т.к. он не знает, какую пользу, приносят растения или какой вред приносит загрязнение окружающей среды, может в нем не закреплены знания данные ранее), поэтому важно сформулировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг.
Чтобы сыграть на сцене экологическую сказку, спектакль, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других. В связи с вышесказанным, мы разработали проект, осуществляющий детскую театрализованную деятельность с экологической направленностью.
Цель:
Формировать у дошкольников основы экологической культуры, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, путем театрализованных представлений.
Задачи:
1. Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
2. Формировать у детей первоначальные средства актерской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку театральной сценки.
3. Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения путем театрализованной деятельности с экологическим содержанием.
4. Воспитывать любовь к природе, желание охранять ее чистоту и первозданность.
5. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
Участники проекта: дети, воспитатели, младшие воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 1 год
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный этап.
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- разработка проекта
- привлечение родителей детей к обсуждению проекта;
- составление плана тематических мероприятий (наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, театрализованные игры, выставки фотографий «Я и природа», где изображена природа, рисунков о природе, изготовление поделок из природного материала;
- знакомство детей с театральным искусством, его историей и развитием;
- показ презентаций «Что такое театр?», «Виды театров», «Природа и я», «Лесные жители», «Вода» и др.
2. Основной этап.
Практическая деятельность с детьми детей в соответствии с тематическим планированием:
-разучивание потешек, песен, стихов, прозы;
-работа над актерским мастерством, мимикой, жестами, выразительностью речи;
-подготовка костюмов и атрибутов;
-рисование пригласительных, афиш, декораций;
-разучивание коротких сценок
3. Заключительный этап.
- назначение даты проведение спектакля;
- театрализованное представление (вручение пригласительных, реклама спектакля);
- видеосъемка;
- оформление представления на цифровом носителе;
- представление постановки для участия в интернет-конкурсе;
- анализ проведенной работы.
Условия для реализации проекта.
Для реализации проекта были созданы необходимые условия:
В детском саду имеется большой, просторный музыкальный и спортивный зал, где мы проводили различные мероприятия, репетиции, как с воспитателем, так и совместно с родителями, просматривали кинофильмы и мультфильмы, слушали музыку.
Имеется большая сцена для выступлений детей.
В группах оформлены уголки для детской театрализации с различными видами театров, где дети обыгрывают и придумывают разные сказки, настольный театр, куклы би-ба-бо, шапочки к разным сказкам, уголок ряженья и др.
А также в группах есть уголки экспериментирования, где в достаточном количестве находятся разные лесные штучки (шишки, скорлупки, ракушки, перышки, крупы, листики, песок), которые в основном приносят сами дети и самостоятельно проводят в этих уголках несложные опыты.
Для чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин в нашем детском саду имеется большая библиотека. Она также оснащена видео и аудиотекой.
Двор оснащен игровыми площадками, где дети также проявляют свое творчество, наблюдают, играют, познают. На улице имеется отдельный экологический участок для наблюдений и уходом за растениями.
Методы реализации проекта:
- этюдная работа - раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху, вкусу;
- знакомство с сюжетом - дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки;
- театрализованные игры и ситуации, игры-драматизации дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои, это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими;
- смена ролями - проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), у ребенка появляется возможность многократного перевоплощения;
А так же традиционные формы работы, такие как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые и обучающие ситуации, экологические занятия.
Для овладения навыками актерского мастерства много внимания мы уделяли этюдной работе. Она раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху, вкусу. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывали возраст зрителей, продолжительность его сделали легким для восприятия. В своей работе мы также использовали театрализованные игры и ситуации. Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку), дети по нескольку раз менялись ролями. Им удалось побыть волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, утенка. У детей была возможность многократного перевоплощения. Дети это делали с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удалось расшевелить самого скованного, зажатого ребенка.
Не забывали мы и о традиционных формах работы, такие как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые и обучающие ситуации, экологические занятия.
Большое значение уделяли рисованию с детьми природы, животных, опираясь на наблюдения, художественное слово, а также на их желание сотворить что либо прекрасное. Выставки рисунков на природную тематику у нас бывают регулярно: «Зимний лес», «Как звери зимуют», «Осенние листья», «Зима на моей улице», «Я и лето» и др.
Работа с родителями
Семья - в экологическом воспитании ребенка имеет первостепенное значение, поэтому привлечение родителей к нашему проекту являлось важным звеном в цепочке дети-родители-воспитатели. Родители ходили с детьми на экскурсию на природу, оказывали помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового и природного материала.
Родители помогли в оформлении фотовыставки «Я и природа», участвовали в выставках поделок из природного материала «Осенние сувениры», макетов, участвовали вместе с детьми в проектах на экологическую тему «Хочу, чтоб мой город был чистым», «Покормите птиц зимой», «Посади цветы», «Не рубите елки!», помогали разучивать слова, стихи и песни к инсценировкам.
Ожидаемый результат проекта:
1. Театрализованное представление на экологическую тему.
2. Активность и самостоятельность детей в театрализованной деятельности.
2. Желание у детей наблюдать и создавать образы.
3. Умение передавать в образах свои чувства и знания с помощью различных средств выразительности.
4. Участие детей и родителей в выставках работ на экологическую тему.
5. Формированние представлений у детей о растениях, животных, птицах, насекомых, природных явлениях, сезонных изменениях и их значимости в жизни человека.
На заключительном этапе нашего проекта для инсценировки была выбрана экологичекая сказка «Шалости козлят или берегите лес от пожаров», которая по выбору героев и содержанию была доступна, понятна и интересна дошкольникам. Дети с большим удовольствием взялись за дело. Сначала были разучены слова, прорепетированы отдельные сценки. Для наибольшей красочности постановки мы разучили танцы («Танец козлят», «Танец огня»), выучили песню «Берегите лес». Затем короткие эпизоды объединили в одно целое. Параллельно с репетициями шили костюмы, изготавливали декорации, подбирали музыку. В этом принимали участие все педагоги нашего коллектива и родители.
И вот спектакль состоялся. Были оформлены и розданы пригласительные билеты, назначена дата спектакля. Этот день стал особенно важным в эмоциональном настрое детей. Посмотреть премьеру пришли все, и родители маленьких артистов, и дети нашего детского сада. Спектакль прошел на «Ура!». Зрители громко аплодировали. И кричали «Браво!». Все было, как в настоящем театре.
Заключение.
Итак, в своей работе по формированию основ экологической культуры мы добились от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём. Самое главное, дети стали добрее и внимательнее относиться ко всему, что их окружает, а это и является той крупицей в решении глобальной проблемы - экологического воспитания человека. Создание экологического театра в нашем детском саду открыло новые возможности творческого поиска, результатом которого стали не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы, желание охранять ее чистоту и первозданность.
Театрализованная деятельность помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.
Список используемой литературы
1. Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
2. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 128 с. – (программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»0 (1).
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 240 с. (Программа развития).
4. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 с.
6. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
7. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).
8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
9. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004. – 112 с.
10. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 128 с.
12. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
13. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49
14. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз». 2001. – 432 с.
16. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.
17. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164.
18. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
19. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Проект по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...
«Краеведческая деятельность – как средство экологического воспитания дошкольников» Проект «Зеленая страна»
С началом работы нашей экспериментальной площадки мы задались вопросами: как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить м...
«Краеведческая деятельность – как средство экологического воспитания дошкольников» Проект «Зеленая страна»
С началом работы нашей экспериментальной площадки мы задались вопросами: как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить м...
Презентация "Театрализованная деятельность - одно из средств формирования основ безопасности жизнедеятельности"
фото участников театрализованных постановок по безопасности...
Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»
Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...
Лэпбук как одно из средств экологического воспитания дошкольников
Лэпбук как одно из средств экологического воспитания дошкольников...
Обмен опытом работы по реализации проекта на тему: «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину ...
- Мне нравится (1)