Исследовательская деятельность дошкольников - как средство экологического воспитания
опыты и эксперименты по окружающему миру

Будникова Екатерина Юрьевна

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания»

Слайд 2

Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Слайд 3

Актуальность темы Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. На сегодняшний день, детский сад - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений.

Слайд 4

Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и пощупать эти объекты, но и преобразовать их, изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений. В этом процессе ребенок выступает как настоящий экспериментатор: он неутомимо изобретает все новые способы воздействия на окружающие предметы и явления. Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Поэтому именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляются общее психическое развитие детей, формирование способностей, в том числе и такой фундаментальной, как способность к построению все более сложных иерархических структур собственной деятельности. Данная способность является универсальной, поскольку решение фактически любой более или менее сложной задачи требует мысленной постановки определенной последовательности целей, их иерархизации . Детское исследование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Следует подчеркнуть, что в процессе детского исследования получает развитие новая сторона мыслительной деятельности, которой обычно уделяется недостаточно внимания. Дело в том, что новые связи и отношения объектов, которых исследует ребенок, выступают вначале в виде не совсем ясных образов, в форме неотчетливых знаний, находящихся в процессе своего становления. Такие знания обладают чрезвычайной гибкостью, подвижностью. Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей четкую систему знаний, но и в том, чтобы научиться управлять формированием той, еще не совсем определенной сферы знаний, которая имеет важное значение для общего развития познавательной деятельности детей. В настоящее время эта область знаний складывается стихийно.

Слайд 5

выявить и обосновать возможности исследовательской деятельности как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. Целью исследовательской деятельности является:

Слайд 6

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 2. Охарактеризовать возможности исследовательской деятельности как средство, экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Изучить уровень экологической воспитанности старших дошкольников. экологический воспитание дошкольник 3. Разработать цикл занятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности. Задачами исследовательской деятельности являются:

Слайд 7

Задачи исследования: 1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 2. Охарактеризовать возможности исследовательской деятельности как средство, экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Изучить уровень экологической воспитанности старших дошкольников. экологический воспитание дошкольник 3. Разработать цикл занятий по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературе по проблеме исследования, обобщение факторов; методы эмпирического исследования - наблюдение, анкетирование. Исследовательская деятельность может являться эффективным средством экологического воспитания дошкольников, поскольку: - реализуется как через совместную со взрослым деятельность, так и через самостоятельную деятельность дошкольников; - образовательный процесс организуется совместными усилиями различных специалистов (воспитателя, эколога и др.); - проведение детьми самостоятельных исследований в специально оборудованном помещении (экологической лаборатории).

Слайд 8

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Проектно-исследовательский метод работы с детьми, позволяет заинтересовать воспитанников, объединить в поиске вариативного решения проблемы, а так же имеет возможность усложнения.

Слайд 9

Направления работы воспитателя: - сбор информации для некоторых разделов; экологизация видов деятельности дошкольников в группах; - создание условий для экологического образования в группе: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала и т.д.; - подбор растений и уход за ними (совместно с детьми); -просмотр короткометражных роликов из цикла наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью - за хомяком, зимой - за птицей, весной - за рыбами в аквариуме; - «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста; - проведение наблюдений на прогулках и в группах; - фиксация наблюдений в календарях природы; - чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки; выполнение отдельных экологических проектов; - работа с родителями.

Слайд 10

Создание экологической развивающей среды Зона коллекций: предназначена для знакомства детей с объектами природы, для обучения классификации по различным признакам; Зона экспериментирования: создана в группе для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований; Огород на окне: создан для наблюдений за ростом растений: Центр воды и песка: предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук; Центр науки: предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений. Кроме этого в группе действует уголок природы, для закрепления знаний широко используются дидактические игры.

Слайд 11

Результативность В результате исследовательской деятельности в экологическом воспитании, дети проявляют интерес к ярким явлениям природы, у них развита творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи, они бережно относятся к природе, умеют ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Данная косультация раскрывает значение экспериментирования для психического развития ребенка. Поможет организовать работу по исследовательской детельности. Создать мини-лаборатории в ДОУ....

Консультация для педагогов «Организация исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания». Воспитатель высшей квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Ребенок - это, прежде всего эстет:Он реагирует на внешность,На видимость, на очертания и формы.И. Бродский Дошкольники - прирожденные исследователи. И подтверждение тому – их любознательность, по...

Консультация для воспитателей: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»

Консультация для воспитателей:«Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания.»...

Туристическая деятельность дошкольников, как средство экологического воспитания.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 52...

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания

В процесс экологического воспитания дошкольников входят и такие виды деятельности, как экспериментирование и практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающиеся наблюдениями...

Презентация "Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания"

quot;Исследовательская деятельность дошкольников как средство экологического воспитания"...

Консультация для воспитателей «Организация проектно – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Организация проектно – исследовательской деятельности  дошкольников в процессе экологического воспитания...