Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.
консультация
Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: Необходимо создавать систему непрерывного экологического образования, первым звеном которого является, дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Экспериментальная деятельность как эффективное средство экологического воспитания детей.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: Необходимо создавать систему непрерывного экологического образования, первым звеном которого является, дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
Слайд №2, 3, 4
Все мы знаем, что дети очень любят экспериментировать. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано.
Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве.
Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно.
Слайд №5, 6, 7, 8
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Слайд №9
Основной целью деятельности нашего детского сада является формирование экологически развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.
Основными задачами являются
формирование у дошкольников мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе
формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через сказку, игру, наблюдение.
воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе
повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка
В своей работе мы опираемся на следующие программы
- Программа рекомендованная Министерством образования РФ «Юный эколог» автор С. Н. Николаева, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
- Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Мы разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
- Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
- Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
- Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
- Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ;
Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо было подобрать содержание, доступное их пониманию. Поэтому свою работу с детьми мы ведем по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:
Слайд №10, 11, 12, 13, 14,15
- ЖИВАЯ ПРИРОДА (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
Слайд №16, 17, 18, 19, 20
- НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет и др.);
Слайд №21, 22, 23, 24
- ЧЕЛОВЕК (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразова-тельные).
Потребность в общении с природой – один из наиболее характерных элементов экологического сознания дошкольника. Это отправная точка формирования экологической культуры ребенка. Потребность в общении с природой возникает рано, ребенок, как правило, не отделяет себя от природы, воспринимает себя ее частью.
Слайд №25
Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.
Эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой имеющие различные эмоциональные оттенки, положительные и отрицательные. При положительных формируется осознание ценности природы, эстетическое отношение к ней, происходит духовное обогащение личности.
Слайд №26, 27, 28, 29
Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.
Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями)
Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Воспитания и обучения детей дошкольного возраста требуют от педагога педагогического мастерства и творческого подхода, они опираются на новые педагогические технологии и методы воспитания и обучения дошкольников. Работая с педагогами, ставим перед ними следующие задачи:
Слайд №30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
- Построения предметно - развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов с детьми.
Слайд №38, 39
2. Ознакомление педагогов с содержанием, формами и методиками работы по опытно - экспериментальной деятельности.
Для решения этих задач проводить с педагогами такие консультации и семинары как: "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста", "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду", "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
Слайд №40, 41, 42, 43
Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Ежедневно обсуждать с родителями успехи и проблемы детей. Стараться привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом.
Для родителей мы проводили :
- Родительские собрания на тему: "Рекомендации по организации детского экспериментирования в домашних условиях".
- Открытое занятие по опытно- экспериментальной деятельности.
- Проведение совместных праздников и развлечений помогает познать возможности родителей и детей. Они направлены на обмен впечатлениями, мнениями, чувствами.
Проводя индивидуальные беседы и консультации с родителями, подбираем наглядный материал в родительский уголок, чтоб он был интересен им.
- Анкетирование родителей, где родители могут выразить своё отношение к экспериментальной деятельности детей.
- Памятка: "Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию".
- Рекомендации проведите с нами дома: "Домашняя лаборатория".
Работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей. Активизируется общение родителей между собой и обмен мнениями.
Слайд №44, 45, 46, 47
Диагностическое сопровождение состоит из двух этапов: начальное и итоговое. В начале учебного года и в конце, методом беседы, упражнений, наблюдений. Оцениваются параметры по пятибальной системе. При обследовании прослеживалась положительная динамика по формированию экологической культуры.
Результатом опыта работы явилось:
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность;
– самостоятельность, инициативность;
– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста становятся игры-экспериментирования.
Игры-эксперименты, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметами. Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.
Игры-путешествия заключаются в том, ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Слайд №48, 49, 50, 51, 52, 53, 54
У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Дети стали более отзывчивыми, у них возникло желания активно защищать, облагораживать природную среду. Это очень актуально, особенно в этом году, т.к. 2017 год - год Экологии
Слайд №55
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-305416-1390128612.jpg)
Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.
Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-305416-1390128612.jpg)
Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе
Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-305416-1390128612.jpg)
Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/22/picture-608849-1427037444.jpg)
консультация "Экспериментальная деятельность как эффективный метод экологического воспитания дошкольников"
Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления. Именно возможность самостоятельного проведения эксп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-598494-1424636900.jpg)
«Экспериментальная деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников любви к окружающему миру"
Эксперименты в домашних условиях...
Проектная деятельность как эффективное средство экологического воспитания
Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств экологического воспитания дошкольников. Включение детей в проектную деятельность позволяет воспитать сам...