Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию "Неизведанное рядом. Речка Уржумка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
На данном занятии происходит знакомство дошкольников с жизнь небольшой речки - её истоком, устьем. Дети учатся отслеживать путь русла реки по карте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reka_urzhumka.doc | 511 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию
Неизведанное рядом. Речка Уржумка.
Цель
Знакомство дошкольников с происхождением и жизнью небольшой речки.
Формирование образовательных результатов
Предметные:
- Познакомить дошкольников с жизнью небольшой реки (ручья) Уржумки;
- Дать понятия рождения (исток) реки, её питание.
- Развивать умение ориентироваться по карте;
- Учить определять местоположение предметов, движения предметов относительно заданной точки.
Универсальные:
* Когнитивные:
- Учить видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
- Учить анализировать, выделять главное и второстепенное;
- Учить моделировать.
*Коммуникативные:
Учить организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и со взрослыми.
* Регуляторные:
- Учить целеполаганию и планированию;
- Учить адекватно оценивать свои действия;
- Учить прогнозировать – устанавливать причинно-следственные связи.
Мотивационные:
- Воспитывать позитивное отношение к миру природы;
- Развивать стремление поступать правильно, «быть хорошим».
Словарная работа
Исто́к — место, где водоток (напр., река или ручей) берёт своё начало. На географической карте исток обычно представляется условной точкой.
Исток обычно соответствует месту, с которого появляется русло постоянного водотока или место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.
У́стье — конечный участок реки, место впадения реки в водохранилище, озеро, море, океан или другую реку.
Пита́ние рек, поступление в реки вод различного происхождения, определяющее их водный сток и режим. Выделяют четыре основных вида: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное (грунтовое).
Методы и приёмы
Проблемные вопросы, ориентировка по карте относительно предмета, составление схем, просмотр видеороликов, анализ полученной информации и формулирование выводов, составление рассказа.
Оборудование
Ноутбук, проектор, экран.
Демонстрационный материал
Карта (макет) района Машзавода города Златоуста, схема «Круговорот воды в природе».
Раздаточный материал
Белые листы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, непроливайки, кисточки, салфетки, указки для детей.
Работа по подгруппам 6 – 8 человек.
Утренний круг
На полочке представлений появляется карта (макет) местности, где берёт начало и протекает горная речушка (ручей). Она обозначена голубой извилистой линией. Педагог обращает внимание детей вопросами «Что это такое?» и «Откуда она взялась?»
Дети предполагают, что сегодня они будут искать ответы на эти вопросы.
Ход
Организационный момент
Воспитатель приглашает детей к карте.
В: - Ребята, посмотрите внимательно, вы можете предположить, что это за река.
Педагог обращает внимание детей на расположение зданий, улиц. Дошкольники понимают, что это их родной микрорайон и находят детский сад.
Д: - Так это наша река Уржумка, она протекает рядом с нашим детским садом.
В: - Как вы думаете у реки есть начало.
Д: - Да, она откуда-то начинается.
В: - А как она заканчивается?
Дети затрудняются с ответами.
Д: - А давайте мы сегодня это выясним.
В: - Как мы будем узнавать?
Д: - Мы рассмотрим карту, спросим у интернета.
В: - Тогда приступим.
Основная часть
Воспитатель вместе с детьми берут карту и располагаются за столом.
В: - Ребята, вспомните, когда мы ходили на экскурсию к речке, в какую сторону она текла относительно детского сада?
Дети вместе с воспитателем рассуждают, вспоминая ход течения реки.
Д: - Относительно центрального входа в детский сад она течёт слева направо.
В: - Мы можем предположить, где её начало.
Дети обратно по течению, ведя указкой, находят начало реки.
В: - Ребята, посмотрите, на карте начало реки, по-другому исток, обозначено как начало голубой линии. А что там происходит на самом деле мы не видим.
Д: - Давайте спросим у интернета.
Воспитатель предлагает видеоролик с электронного ресурса блогера «Жизнь в деревне» «Исток реки» https://yandex.ru/efir?stream_id=vtVBHPOSMaXU. Дошкольники располагаются перед экраном проектора.
В: - Ребята, наша речка начинается именно так. А теперь давайте рассмотрим карту и найдём, где заканчивается Уржумка.
Дети снова переходят к столу с картой. Ребята скрупулёзно рассматривают весь путь течения речи, её прохождения в черте города, как она виляет. Находят родничок, который впадает в неё (обозначен маленькой голубой ниточкой).
Д: - Так этот родничок находится рядом с нашим домом, мы туда с папой ходим за водой.
Д: - Марья Ивановна, посмотрите, Уржумка очень короткая река и она впадает в такую же маленькую речку Балашиха, а та впадает в нашу главную речку Ай. Ай утекает очень далеко, мы не можем здесь увидеть.
В: - Правильно, ребята, сегодня мы знакомимся только с жизнью речки Уржумка. Вы определили, где она заканчивается – это называется устье.
Д: - Давайте ещё раз попросим интернет показать, как сливаются две реки.
Дети снова переходят к экрану проектора. Педагог включает видеоролик с электронного ресурса блогера magmatronable «Река впадает в другую реку, рядом находится заповедник». https://www.youtube.com/watch?v=Ji9mQOnxjl4&t=1s (смотреть с 2:56).
Дети рассаживаются за столом с картой.
В: - Ребята, как вы думаете, почему в реке всегда есть вода?
Д: - Когда идёт дождь, вся вода стекает в речку.
Д: - Весной, тает снег и пополняет Уржумку своей водой.
Д: - Ещё ей помогает родничок, вода в нём никогда не заканчивается.
В: - Все ваши ответы, ребята, правильные. И, по-другому, это называется – питание реки.
В: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам составить свою карту и на ней обозначить речку. Выделить в ней исток, путь и устье.
Дети переходят к столам творчества, для них приготовлены листы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски.
Дошкольники рисуют (чертят) свои карты с речками.
Итог
В: - Ребята, кто хочет показать свою карту и рассказать, как живёт речка.
Ответы детей.
В: - Так как же начинается Уржумка, как заканчивается?
Д: - Её исток в лесу, рядом с железной дорогой, как маленький родничок. А устье – это впадение Уржумки в речку Балашиха.
В: - Как много мы сегодня узнали. В следующий раз мы пойдём на экскурсию к этой речке и посмотрим на неё с новыми знаниями. А вечером, после сончаса, мы посмотрим мультфильм блогера For the Golden children «Заяц Коська и Родничок» https://www.youtube.com/watch?v=NIrSFDs1lws
Литература
1. Заяц Коська и Родничок. Блогер For the Golden children. – Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=NIrSFDs1lws
2. Исток реки. Блогер «Жизнь в деревне». – Электронный ресурс: https://yandex.ru/efir?stream_id=vtVBHPOSMaXU.
3. Карта Златоуста. – Электронный ресурс: https://yandex.ru/maps/11202/zlatoust/?ll=59.738219%2C55.099008&source=wizgeo&utm_medium=maps-desktop&utm_source=serp&z=14
4. Река впадает в другую реку, рядом находится заповедник. Блогер magmatronable. – Электронный ресурс: «https://www.youtube.com/watch?v=Ji9mQOnxjl4&t=1s
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».
Приобщать детей к словесному искусству, развивать эмоциональное восприятие и эстетический вкус через разные виды детской деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)
« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Кто живет рядом с нами?»
Задачи:Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. («Здоровье»).Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. («Физическая культура»).Формировать у детей умение соблюдать...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»
Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...
Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа." В гости к Едейко и Ничейко!"
Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.Программное содержание:Обучающие задачи:· Познакомить дете...
Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа. "Красной ягоды глазок, золотистый завиток" Интеграция: музыка, ИЗО
Интеграция: музыка, рисование.Цель:Способствовать приобщению воспитанников к русской народной культуре.Задачи: Обучающие· Обогащать словарн...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Перспективное планирование НОД подготовительной к школе группы на 2022-2023 уч.гг....