Методическая разработка «Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников»
методическая разработка на тему
Составитель: Гончарова Ирина Сергеевна музыкальный руководитель
Содержание
Введение
I. Фольклор и экология как важные факторы развития личности
1.1 Экологическая культура как результат экологического образования
1.2 Фольклор – источник познания
II. Русский фольклор как средство воспитания экологической
культуры
2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания
Заключение
Литература.
Введение
Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.
Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.
Целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным,
В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально - экологического материала;
- недостаточно конкретного материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;
- дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.
Методика экологических занятий с дошкольниками на тему фольклорных произведений разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость моей исследовательской работы.
Цель исследования: выявить и опытным путем проверить роль фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство.
Предмет исследования: эффективность использования фольклорных произведений в процессе формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.
Задачи исследования
- разработать систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий;
- подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности;
- составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара;
- прививать интерес к русскому устному народному творчеству.
I Фольклор и экология как важные факторы развития личности
1.1 Экологическая культура как результат экологического образования
Вопросы экологической культуры подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году.
Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное осуществление, богатство нравственно- эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.
Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.
Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Пономарева и др.).
Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии исторического развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры.
Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на живые системы, предотвратить их деградацию.
Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией дошкольников.
Представляется, что таким основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой («единство организма и среды»). Оно универсально с разных точек зрения: с экологической - распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм; с педагогической - применимо для любого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообществах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о деятельности человека в природе и др.); с практической - оно предполагает наличие живых объектов природы, создание и поддержание определенных условий для них, т.е. практическую деятельность; с психологической - познание морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитания оказывается возможным через наблюдение, обсуждение, моделирование. Все обозначенные аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры.
Таким образом, экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.
Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры.
Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспитания детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.
1.2 Фольклор – источник познания
Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев ... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...
Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».
Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.
Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно.
Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.
Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы), и по задачам.
Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.).
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.
Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.
Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!
II. Русский фольклор как средство воспитания экологической культуры
2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания
В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы.
• Доступность содержания детям дошкольного возраста.
• Познавательная и нравственная значимость.
• Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.
Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угадывать» погоду на ближайшее время, находить дорогу домой ... Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.
Например.
Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.
Кошка скребет пол - жди метели.
Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
Утром нет росы на траве - жди дождя.
Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.
Воробьи купаются в пыли – к дождю.
Ласточки и стрижи летают низко скоро начнется дождь.
Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле. Некоторые дети сами «открывали» приметы погоды?
Заклички, приговорки. Их обычно произносят, когда что-то делают (например, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во время купания вода); обращаются к кому - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного) и т.п.
Заклички, приговорки были преисполнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.
Заклички и приговорки использую прежде всего как игровой прием.
Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.
Радуга - дуга,
Пришли нам дождя.
Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»
Уж дождь-дождем,
Поливай ковшом,
Поливай весь день
На наш ячмень.
На бабью рожь,
На мужиков овес,
На девичью гречу,
На маличье просо
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай
Сколько хочешь поливай
Когда дождь идет долго и дети не могут выйти на улицу, мы призываем солнышко.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни, высвети.
Твои детки плачут,
Пить, есть хотят.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Дам тебе веретешечко,
Насыплю горошечка.
С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.
Радуга-дуга,
Перебей дождя!
Радуга - дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко Колоколнышко!
Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит - к вёдру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.
Коровушка, буренушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровка,
Вёдро иль ненастье?
Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Благовещенье (7 апреля) выпускали птиц.
Синички - сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята - молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам скорей весну ведите!
Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. Поэтому эту закличку можно использовать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали разных птиц.
К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась трава шелковая; в других просили дать богатый урожай.
Весна-красна, появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи нам снежок,
Зазелени наш лужок
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
Использование в работе с детьми закличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки. Они, как правило, сопровождали игры с малышами (с их пальцами, руками, ногами).
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошка
Полное лукошко!
Домой принесите,
Всех угостите!
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, во борок
Грибы, ягоды собирать,
К зиме припасать!
В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром.
Например. Я показываю детям иллюстрации лошадей различной масти и читаю потешку:
У нашего дядюшки
Четыре лошадушки:
Первая лошадь, пегая,
Мимо двора бегала.
Другая - гнедуха
Ушла с голодухи.
Третью - савраску
Свел со двора Тараска,
А четвертый - соловой.
Его давит домовой.
Сиди, Ерема, дома.
Затем дети рассматривают иллюстрации и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красноваторыжая, с черным хвостом и черной гривой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.
Дети любят прибаутки (или маленькие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его реальным и понятным.
Дошкольники наблюдают, как убирают сено на участке дворники Алексей Иванович и Петр Николаевич; я объясняю, для чего это делают, и читаю прибаутку.
Стучит, бренчит на улице
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке -
Туда же по дорожке.
«Куда, Фома, едешь?»
«Сено косить»
«На что тебе сено?»
«Коровок кормить»
«На что тебе корова?»
«Молоко доить»
«На что тебе молоко?»
«Ребенка поить»
Среди прибауток много небылиц. Их используем для игр типа «Бывает - не бывает».
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Кочерыжка чтоб яичко снесла,
Чтобы веник раскудахтался,
Поварешка бы утят высидела?
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Журавелюшка всю ночь проходил,
Он насилу жеребеночка родил!
Ну, а уточка - телушечку,
Ну, а курочка - бычка, бычка!
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Чтоб зимою в поле травушка росла,
Чтоб зимою в саду роза зацвела.
А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток
Старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.
Песни и приговорные напевы сопровождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыгрывать содержание таких песен.
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо пололи, пололи.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушили, рушили.
А мы просо веяли, веяли.
А мы просо сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
В песне встречаются незнакомые детям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.
При посадке репы, огурцов, бобов, капусты и других овощей обязательно пели приговорные напевы.
Уродися, репка,
Ни густа, ни редка,
С мышиный хвост,
С тараканий нос.
Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят репку уродиться крупной, сочной.
Я колышек тешу,
Огород горожу.
Огород горожу
Да капустку сажу,
Сажу беленькую,
Развеселенькую.
Песни и приговорные напевы укрепляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль ей крапивушку нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь досыта, Буренушка моя!
Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д.
Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений.
· Апрель водой славен, почками красен.
· Без росы и трава не растет.
· Гусь как воевода в красных сапогах.
А чтобы понять суть некоторых пословиц, мы ставили опыты.
Для «проверки» пословицы «По семенам всходы» дети проводили два опыта. Первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения: По форме, величине и т.д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Второй опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбираемая пословица аналогична другой - «От худого семени не жди доброго племени».
Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми следующие вопросы.
· Почему некоторые птицы ночуют в снегу?
· Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?
· Почему трава под снегом остается зеленой?
· Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?
Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.
После проведения опытов я объясняла переносный смысл пословиц и предлагала детям зарисовать полученные результаты в своих альбомах-дневниках.
Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целесообразно порассуждать о прямом и переносном смысле этой пословицы.
Дети пробовали спелые ягоды рябины обыкновенной и калины (обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т.д.), а затем зарисовать их в альбоме-дневнике.
Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.
Много загадок посвящено землянике.
Капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает.
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки.
Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.
В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например.
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубой,
А порой такой красивый,
Кружевной и синий - синий.
Постелен ковер,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать.
По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерно,
Черный белого позвал,
Белый зерно поклевал.
Чтобы дети могли отгадать эти загадки, я организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды: В ясный день (перистые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).
Разбирая загадки, обращала внимание на сравнения, образные выражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помогало детям составить свои интересные и образные загадки.
Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:
У красы-березки
Платье серебрится,
У красы-березки
Зелены косицы.
Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку:
Со двора к березке
Выбежали козы,
Стали гнуть березку,
А березка - в слезы!
Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца.
Защищать березку
Выбежим гурьбой,
Чтоб росла березка,
Выросла большой!
Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол.
Такими сценками и словом, и игровым действием воспитываю любовь к природному окружению.
Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,
• Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.
• Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.
• Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».
• Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.
• Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.
• Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).
• В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.
Работу по ознакомлению с фольклором проводила одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).
В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.
Дети, видя отдельные явления природы, воспринимают их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ними картины мира. Моя задача - помочь ребятам обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношении к окружающему миру.
Сказанное позволяет подчеркнуть: познавательная ценность и воспитательное значение фольклора для самых маленьких в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Занятия по экологии я преподношу только в светлых тонах, при этом ярко выделяю позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности.
Заключение
Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, я использую каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.
Помощником образного, яркого, эстетического отражения явления природы в слове является фольклор. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, я выделяю круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.
Я передаю детям свою способность тонко чувствовать природу, акцентирую внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Ведь ребенок в своих воззрениях на мир «идет» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективные реалии человеческого бытия.
Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь.
Многозначность и многогранность фольклорной тематики требуют от меня не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Я стараюсь привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия проходят не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.
Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий вершина педагогического мастерства. Не случайно именно на фольклорных занятиях многие воспитатели «открывают» себя.
Фольклорные произведения для дошкольников несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви.
Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей - народная дидактика, школа материнства.
Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.
Ценность фольклорных произведений для экологического воспитания обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для дошкольного возраста, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют детей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, то есть моя. Рассказывая о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды). Что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом жаркое), а луна - не всегда круглой. Я учу ребенка «видеть» и «слышать» природу. Дети усваивают эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта и с помощью фольклора.
Основная задача заключалась в том, чтобы разработать систему знакомства дошкольников с жизнью родной, близкой, непосредственно окружающей их природы. Вторая задача познакомить детей с образом жизни, традициями и наследием их предков, ориентируясь на даты народного календаря.
Литература
1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2002. – 335 с.
2. Кондратьева, Н.Н. «Мы» - программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А.. Маркова, Т.А.. Виноградова. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2002. – 227 с.
3. Волосникова, Т.В, Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. – 6. – С. 16-17
4. Даль, В. И Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – Москва: 1955.
5. Забелин М Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.
6. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков /Сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. Новосибирск, 1981.
7. Ковалев В. М, Могильный Н Я. Русская кухня: традиции и обычаи. М., ;1990.
8. Крылов Г В. Травы жизни и их искатели. Новосибирск, 1972.
9. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Лапшина Г.А.- Волгоград: Учитель, 2006.
10. Ляховская Л П Энциклопедия православной обрядовой кухни. СПб., 1993.
11. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. В 2-х томах. М., 1993. (Репринтное воспроизведение издания XIX в.)
12. Менра. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. М., 1991.
13. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество. Детство/Сост. В.П.Аникин. М., 1991.
14. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. Г. Д. Рыженков. М., 1992.
15. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М., 1988.
16. Сахаров П. И. Сказания русского народа/ Сост. В. П. Аникин. М" 1989.
17. Соколова В. К. Весенне - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX - нач. хх в. М., 1979.
18. Старинная кухня. Нижний Новгород, 1993.
19. Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского. М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на воспитание экологической культуры дошкольников
Методическая разработка...
Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...
Воспитание экологической культуры дошкольников посредством фольклора
В консультации представлен материал по формированию основ экологической культуры у дошкольников через использование фольклора (устного народного творчества)...
Методическая разработка "Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника"
Методическая разработка предназначена для детей подготовительного к школе возраста. В данном материале представлен паспорт проекта, план реализации и анализ проектной деятельности....
Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы:Экологическое образование человека начинается с детства. Стихи...
Методическая разработка «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»
Методическая разработка«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника» ПаспортПостановка проблемы: Экологическое образование человека начинается с детства....
Методическая разработка "Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
quot;Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста"...