Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир) "Приключения Красной Шапочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ревягина Марина Сергеевна

В ходе НОД  дети уточняют и систематизируют знания о растениях (деревьях, кустарниках,первоцветах) весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_priklyucheniya_krasnoy_shapochki.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности                                                         по познавательному развитию (природный мир) в средней группе

                                                             

                                                                      Автор воспитатель Ревягина М.С.

                                     

Тема: «Приключения Красной Шапочки»

Цель:  Уточнить и систематизировать знания детей о растениях (деревьях, кустарниках, первоцветах) весной.

Задачи:

а) образовательные:                                                                                                            

-  Расширять представления детей об изменениях в растительном  мире весной;                  - Формировать умения детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему;

- Совершенствовать умения выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);

-  Расширять и углублять представления детей о первоцветах, их строении;

б) развивающие:

-  Развивать интерес к миру растений;

-  Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников,  

   первоцветов, частей растений);

-  Развивать умение работать в группах;                                                                        

-  Развивать познавательную активность, любознательность;

в) воспитательные:

-  Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе;

-  Воспитывать бережное отношение к природе;

-  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Пособия и оборудование:

 Игрушка ворона в красной шапочке, письмо, схемы «Дерево»«Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников, изображения деревьев и кустарников, картинки - гнезда с вороной и еж с ежатами, ноутбук, презентация.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево»«кустарник», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников, первоцветов.

Содержание НОД:

1. Ведение: Ребята, любите ли вы сказки? Хотите попасть в сказку? Вокруг себя повернись и в сказке очутись. Ой, смотрите ворона. Да она не простая, у нее в клюве какая - то шапочка красного цвета. А в шапочке письмо и план – схема.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто нам прислал письмо (дети предлагают варианты)

Воспитатель читает письмо:

 Ребята, нам пришло письмо от Красной Шапочки.

Она пишет:

«Дорогие ребята, у меня заболела бабушка и ей надо отнести лекарства. Мама мне сказала, чтобы добраться до бабушки мне надо идти по тропинке, возле которой растут деревья, а возле которой растут кустарники по ней идти не нужно, можно прийти к волку в дремучий лес. Но, к сожалению, я не знаю, что такое дерево и, что такое кустарник. Помогите, пожалуйста, мне разобраться какое же растение называют деревом, а какое кустарником, и найти правильную дорогу к бабушке. И еще одна неприятность. Около дома бабушки находится  полянка с цветами- первоцветами. Но зима заморозила их, помогите им  прорасти, чтобы моя бабушка радовалась цветам»

                                                                                             Красная шапочка

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Красной Шапочке? Здесь еще и карта, чтобы было всем видно поместим ее на экран.

Дети соглашаются помочь Красной Шапочке.

Воспитатель: Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?

Дети: Эта схема подходит дереву.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

Воспитатель: Правильно! А какому растению подходит вторая схема?

Дети: Эта схема подходит кустарнику.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

Воспитатель: По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Воспитатель:  Как вы думаешь, чем похожи деревья и кустарники?

Дети: У деревьев и кустарников есть корни и листья.

Воспитатель:  Как вы думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?

Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много.

Воспитатель: Ну вот, мы немного разобрались, что такое дерево и что такое кустарник.

Воспитатель:  Ребята, Красная  Шапочка пойдет  в лес весной. Давайте расскажем ей, о том, что происходит с деревьями и  кустарниками весной.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие изменения происходит с деревьями и кустарниками весной, после долгого сна? (начинается сокодвижение, набухают почки, появляются листочки).

Воспитатель: Ребята, а почему листочки так важны для нас?

( Они дают нам кислород, которым мы дышим. Поэтому очень важно беречь деревья; деревья – наши самые большие друзья; без них не смог бы существовать человек и все живые существа)

Воспитатель: А для чего ещё деревья нужны? Что делают, изготавливают из дерева?     (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях. Если Вы отгадаете правильно, то на экране появится это растение с весенними распускающимися  почками. Я буду вам показывать картинку растения, и мы будем её вешать под нужную схему – дерево или куст.

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?. .

Дети: Клен

Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали. Если да, то на экране появится веточка клена с весенними с почками. (Слайд)

Воспитатель: Клен – это дерево или кустарник?

Дети: Дерево.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что у клена один ствол.

Воспитатель: Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

Дети: Под схему «дерево».

Воспитатель:

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается…

Дети: Сирень

Воспитатель: Сирень – это дерево или кустарник?

Дети: Кустарник

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у сирени много тонких стволов.

Воспитатель:

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем! (Дуб)

Дети отгадывают загадки. Смотрят на картинки и говорят дерево или куст, помещают под нужную схему.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Нам надо разделиться на две команды.

Дидактическая игра 

Игра «Вот деревья, вот кусты»

Оборудование: предметные картинки с изображениями деревьев и кустов, раздаточный  материал (картинки -  гнезда с вороной и ежихи с ежатами)

Ход игры. Педагог читает стихотворение:

Вот деревья и кусты.

Различить их можем мы?

Есть у деревьев толстый ствол,

 Листья, ветки, крона.

В кроне спрятано гнездо,

Там сидит ворона.

У кустов же нет стволов,

Много тонких веток.

Под кустами от волков

Ежик спрятал деток.

                             

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах изображения деревьев и кустарников, гнезда с вороной и ежа с ежатами. Вам надо -

Выбрать все картинки с изображениями деревьев и  поместить на них гнезда,       выбрать картинки с изображениями кустов, и  поместить  ежа с ежатами под кусты.

Воспитатель: Молодцы! Давайте проверим как справились команды.( проверяют друг у друга меняясь местами)

(Либо – 1 команда - выбрать все картинки с изображениями деревьев и  поместить на них гнезда. Объяснить, почему они выбрали эти картинки.

– 2 команда -  выбрать картинки с изображениями кустов, и  поместить  ежа с ежатами под кусты. Объяснить, почему они выбрали эти картинки.)

Воспитатель: Ну вот, теперь Красная Шапочка сможет определить, где дерево, а где куст и выберет дорогу из деревьев. Давайте на карте покажем Красной Шапочке эту дорогу (слайд).

Воспитатель: По  какой дороге  надо идти Красной Шапочке мы подсказали, осталось разбудить цветы на полянке около дома бабушки Красной Шапочки.

Физкультминутка:  «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Воспитатель: Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

(они вырастают там, где полянка освещена ярким светом, хорошо прогреваемая солнцем, где быстро растаял снег)

 Воспитатель: А раз они первые цветы, то их еще называют первоцветами. Давайте правильно произнесем это слово. (Хором ПЕРВОЦВЕТЫ)

Воспитатель: Какие первоцветы вы знаете?

А вы любите первоцветы? За что?

Воспитатель: Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в тоже время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(слайд) Подснежник.

Рассматривание картинки с изображением цветка:

– Как называется этот цветок?

– Назовите части растения? (листья, стебель, цветок)

– Какой стебель? (невысокий)

– Какие цветки у растения? (белого цвета)

Воспитатель: Давайте продолжим знакомиться с первоцветами.

(слайд) «Мать-и-мачеха».

Воспитатель: Как называется этот цветок?

Послушайте, пожалуйста, стихотворение о мать-и-мачехе

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

Описание педагогом растения: Мать-и-мачеха одна из самых первых зацветает по весне. У неё небольшие желтенькие цветочки на толстенькой ножке-стебельке. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная.

Воспитатель: Следующее растение

(слайд) «Одуванчик»

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик –

Первый, молодой.

У него чудесный,

Золотистый цвет.

Он – большого солнца

Маленький портрет!

(О. Высотская)

Воспитатель: На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

Воспитатель: Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. Головка цветка всегда движется за солнышком. (С. Красиков) Когда одуванчик отцветает, на месте желтой головки появляется белый шарик из пушинок. На каждой пушинке крепится семечка, и когда дует ветер, он пушинки разлетаются и разносят семена одуванчика.

Воспитатель:  Какой первоцвет появится сейчас вы узнаете, если отгадаете загадку.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

«Белые горошки на зелёной ножке»

(слайд) «Ландыш».

Описание ландыша педагогом: Правильно, это ландыш. Растение – символ весны. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты, их нельзя трогать.

Воспитатель: Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

(слайд) Словесная игра: «Один – много»

Воспитатель называет единственное число существительного, а дети – множественное.

Одуванчик – (одуванчики); подснежник – (подснежники); ландыш – (ландыши).

 (слайд) Игра «Найди лишнее»

(слайд) Игра «Назови и запомни»

(слайд) Можно рвать первоцветы? (нет) Почему?

Помни правила:

• Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.

• Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

• Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.

Воспитатель: Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Но зима заморозила их, давайте им поможем прорасти.

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим,

Дождичек польет,

Оно прорастет,

Сначала стебелек,

А затем листок.

Ну, вот и появился первый весенний цветок.

Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли Красной Шапочке. Понравилось ли вам помогать Красной Шапочке! Что нового узнали? Вам было интересно сегодня? Если у вас веселое, радостное настроение, и все было понятно и не было трудностей встаньте около цветочка, а кому грустно и были затруднения – встаньте около весеннего дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи "Приключения Красной шапочки в городе"

Конспект комплексно-интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по логопедии для воспитанников подготовительной группы, имеющих общее недоразвитие речи...

Конспект открытого НОД по развитию речи "На помощь Красной Шапочке"

Данный материал предназначен для младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски....

Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир) ТЕМА: «Природная кладовая»

Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир)...

Конспект игры-фантазирования в подготовительной группе «Новые приключения Красной шапочки»

Цель данного занятия: Формирование интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию....

ОС по познавательному развитию с элементами развития изобразительной деятельности "Приключения Красной шапочки"

конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами развития изобразительной деятельности (аппликация), практическая часть, приложения...

Конспект НОД по речевому развитию "В гостях у красной Шапочки" в средней группе

Конспект НОД по речевому развитию "В гостях у Красной Шапочки" в средней группе...

Конспект НОД по познавательному развитию (природное окружение) "По страницам красной книги"

Цель: формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.Задачи: познакомить детей с Красной ...