Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир) "Приключения Красной Шапочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
В ходе НОД дети уточняют и систематизируют знания о растениях (деревьях, кустарниках,первоцветах) весной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_priklyucheniya_krasnoy_shapochki.docx | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (природный мир) в средней группе
Автор воспитатель Ревягина М.С.
Тема: «Приключения Красной Шапочки»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях (деревьях, кустарниках, первоцветах) весной.
Задачи:
а) образовательные:
- Расширять представления детей об изменениях в растительном мире весной; - Формировать умения детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему;
- Совершенствовать умения выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много);
- Расширять и углублять представления детей о первоцветах, их строении;
б) развивающие:
- Развивать интерес к миру растений;
- Развивать речь детей, обогащать активный словарь (названия деревьев, кустарников,
первоцветов, частей растений);
- Развивать умение работать в группах;
- Развивать познавательную активность, любознательность;
в) воспитательные:
- Воспитывать эстетические чувства и любовь к природе;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Пособия и оборудование:
Игрушка ворона в красной шапочке, письмо, схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников, изображения деревьев и кустарников, картинки - гнезда с вороной и еж с ежатами, ноутбук, презентация.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников, первоцветов.
Содержание НОД:
1. Ведение: Ребята, любите ли вы сказки? Хотите попасть в сказку? Вокруг себя повернись и в сказке очутись. Ой, смотрите ворона. Да она не простая, у нее в клюве какая - то шапочка красного цвета. А в шапочке письмо и план – схема.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто нам прислал письмо (дети предлагают варианты)
Воспитатель читает письмо:
Ребята, нам пришло письмо от Красной Шапочки.
Она пишет:
«Дорогие ребята, у меня заболела бабушка и ей надо отнести лекарства. Мама мне сказала, чтобы добраться до бабушки мне надо идти по тропинке, возле которой растут деревья, а возле которой растут кустарники по ней идти не нужно, можно прийти к волку в дремучий лес. Но, к сожалению, я не знаю, что такое дерево и, что такое кустарник. Помогите, пожалуйста, мне разобраться какое же растение называют деревом, а какое кустарником, и найти правильную дорогу к бабушке. И еще одна неприятность. Около дома бабушки находится полянка с цветами- первоцветами. Но зима заморозила их, помогите им прорасти, чтобы моя бабушка радовалась цветам»
Красная шапочка
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Красной Шапочке? Здесь еще и карта, чтобы было всем видно поместим ее на экран.
Дети соглашаются помочь Красной Шапочке.
Воспитатель: Вот, посмотрите, перед вами 2 схемы. Как вы думаете, какому растению подходит первая схема?
Дети: Эта схема подходит дереву.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.
Воспитатель: Правильно! А какому растению подходит вторая схема?
Дети: Эта схема подходит кустарнику.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.
Воспитатель: По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.
Воспитатель: Как вы думаешь, чем похожи деревья и кустарники?
Дети: У деревьев и кустарников есть корни и листья.
Воспитатель: Как вы думаешь, чем отличаются деревья и кустарники?
Дети: У дерева один ствол, а у кустарника много.
Воспитатель: Ну вот, мы немного разобрались, что такое дерево и что такое кустарник.
Воспитатель: Ребята, Красная Шапочка пойдет в лес весной. Давайте расскажем ей, о том, что происходит с деревьями и кустарниками весной.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие изменения происходит с деревьями и кустарниками весной, после долгого сна? (начинается сокодвижение, набухают почки, появляются листочки).
Воспитатель: Ребята, а почему листочки так важны для нас?
( Они дают нам кислород, которым мы дышим. Поэтому очень важно беречь деревья; деревья – наши самые большие друзья; без них не смог бы существовать человек и все живые существа)
Воспитатель: А для чего ещё деревья нужны? Что делают, изготавливают из дерева? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях. Если Вы отгадаете правильно, то на экране появится это растение с весенними распускающимися почками. Я буду вам показывать картинку растения, и мы будем её вешать под нужную схему – дерево или куст.
Он стоит высокий стройный.
Лист на нем резной, узорный,
Ветками качает он.
Кто скажите это?. .
Дети: Клен
Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали. Если да, то на экране появится веточка клена с весенними с почками. (Слайд)
Воспитатель: Клен – это дерево или кустарник?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому, что у клена один ствол.
Воспитатель: Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?
Дети: Под схему «дерево».
Воспитатель:
На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается…
Дети: Сирень
Воспитатель: Сирень – это дерево или кустарник?
Дети: Кустарник
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что у сирени много тонких стволов.
Воспитатель:
В сарафане белом ходит.
И в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем! (Дуб)
Дети отгадывают загадки. Смотрят на картинки и говорят дерево или куст, помещают под нужную схему.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Нам надо разделиться на две команды.
Дидактическая игра
Игра «Вот деревья, вот кусты»
Оборудование: предметные картинки с изображениями деревьев и кустов, раздаточный материал (картинки - гнезда с вороной и ежихи с ежатами)
Ход игры. Педагог читает стихотворение:
Вот деревья и кусты.
Различить их можем мы?
Есть у деревьев толстый ствол,
Листья, ветки, крона.
В кроне спрятано гнездо,
Там сидит ворона.
У кустов же нет стволов,
Много тонких веток.
Под кустами от волков
Ежик спрятал деток.
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах изображения деревьев и кустарников, гнезда с вороной и ежа с ежатами. Вам надо -
Выбрать все картинки с изображениями деревьев и поместить на них гнезда, выбрать картинки с изображениями кустов, и поместить ежа с ежатами под кусты.
Воспитатель: Молодцы! Давайте проверим как справились команды.( проверяют друг у друга меняясь местами)
(Либо – 1 команда - выбрать все картинки с изображениями деревьев и поместить на них гнезда. Объяснить, почему они выбрали эти картинки.
– 2 команда - выбрать картинки с изображениями кустов, и поместить ежа с ежатами под кусты. Объяснить, почему они выбрали эти картинки.)
Воспитатель: Ну вот, теперь Красная Шапочка сможет определить, где дерево, а где куст и выберет дорогу из деревьев. Давайте на карте покажем Красной Шапочке эту дорогу (слайд).
Воспитатель: По какой дороге надо идти Красной Шапочке мы подсказали, осталось разбудить цветы на полянке около дома бабушки Красной Шапочки.
Физкультминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).
(они вырастают там, где полянка освещена ярким светом, хорошо прогреваемая солнцем, где быстро растаял снег)
Воспитатель: А раз они первые цветы, то их еще называют первоцветами. Давайте правильно произнесем это слово. (Хором ПЕРВОЦВЕТЫ)
Воспитатель: Какие первоцветы вы знаете?
А вы любите первоцветы? За что?
Воспитатель: Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в тоже время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(слайд) Подснежник.
Рассматривание картинки с изображением цветка:
– Как называется этот цветок?
– Назовите части растения? (листья, стебель, цветок)
– Какой стебель? (невысокий)
– Какие цветки у растения? (белого цвета)
Воспитатель: Давайте продолжим знакомиться с первоцветами.
(слайд) «Мать-и-мачеха».
Воспитатель: Как называется этот цветок?
Послушайте, пожалуйста, стихотворение о мать-и-мачехе
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
Описание педагогом растения: Мать-и-мачеха одна из самых первых зацветает по весне. У неё небольшие желтенькие цветочки на толстенькой ножке-стебельке. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная.
Воспитатель: Следующее растение
(слайд) «Одуванчик»
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый, молодой.
У него чудесный,
Золотистый цвет.
Он – большого солнца
Маленький портрет!
(О. Высотская)
Воспитатель: На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)
Воспитатель: Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. Головка цветка всегда движется за солнышком. (С. Красиков) Когда одуванчик отцветает, на месте желтой головки появляется белый шарик из пушинок. На каждой пушинке крепится семечка, и когда дует ветер, он пушинки разлетаются и разносят семена одуванчика.
Воспитатель: Какой первоцвет появится сейчас вы узнаете, если отгадаете загадку.
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
«Белые горошки на зелёной ножке»
(слайд) «Ландыш».
Описание ландыша педагогом: Правильно, это ландыш. Растение – символ весны. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты, их нельзя трогать.
Воспитатель: Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)
(слайд) Словесная игра: «Один – много»
Воспитатель называет единственное число существительного, а дети – множественное.
Одуванчик – (одуванчики); подснежник – (подснежники); ландыш – (ландыши).
(слайд) Игра «Найди лишнее»
(слайд) Игра «Назови и запомни»
(слайд) Можно рвать первоцветы? (нет) Почему?
Помни правила:
• Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
• Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
• Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
Воспитатель: Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.
Но зима заморозила их, давайте им поможем прорасти.
Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим,
Дождичек польет,
Оно прорастет,
Сначала стебелек,
А затем листок.
Ну, вот и появился первый весенний цветок.
Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли Красной Шапочке. Понравилось ли вам помогать Красной Шапочке! Что нового узнали? Вам было интересно сегодня? Если у вас веселое, радостное настроение, и все было понятно и не было трудностей встаньте около цветочка, а кому грустно и были затруднения – встаньте около весеннего дерева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи "Приключения Красной шапочки в городе"
Конспект комплексно-интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по логопедии для воспитанников подготовительной группы, имеющих общее недоразвитие речи...
Конспект открытого НОД по развитию речи "На помощь Красной Шапочке"
Данный материал предназначен для младшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски....
Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир) ТЕМА: «Природная кладовая»
Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир)...
Конспект игры-фантазирования в подготовительной группе «Новые приключения Красной шапочки»
Цель данного занятия: Формирование интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию....
ОС по познавательному развитию с элементами развития изобразительной деятельности "Приключения Красной шапочки"
конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами развития изобразительной деятельности (аппликация), практическая часть, приложения...
Конспект НОД по речевому развитию "В гостях у красной Шапочки" в средней группе
Конспект НОД по речевому развитию "В гостях у Красной Шапочки" в средней группе...
Конспект НОД по познавательному развитию (природное окружение) "По страницам красной книги"
Цель: формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.Задачи: познакомить детей с Красной ...