самоанализ занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Агапова Татьяна Викторовна

Самоанализ интегрированной непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Тема НОД: «О том, чего не замечают взрослые»

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие: расширять и уточнять представления детей об особенностях природы в осенний период

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи в интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Учить детей делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями, высказывать свою точку зрения, строить свои высказываниями. Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение к труду. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Упражнять в образовании однокоренных слов (медведица – медвежонок).  Обогащать словарь детей прилагательными. Продолжать формировать умение поддерживать беседу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение проявлять заботу об окружающих. Формировать нормы и ценности, принятые в обществе, воспитывать моральные и нравственные качества детей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Расширять и уточнять представления детей о природе родного края. Закреплять умение наблюдать за объектами живой природы. Расширять и уточнять знания детей о рябине. Закреплять понятие « лес» ( смешанный ). Расширять представления детей о диких животных: где живут, как готовятся к зиме. Развивать логическое мышление, умение решать проблемные ситуации, проявлять инициативу в решении познавательных задач, внимание, наблюдательность, сообразительность, интерес к природе. Формировать желание действовать с интерактивной игрой. Воспитывать умение видеть необычное в простом, красивое в повседневном.

Образовательная область «Речевое развитие»

- Продолжать развивать интерес детей к художественному слову. Учить уместно употреблять пословицы и поговорки. Обогащать речь детей наречиями, обозначающими отношение к труду. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.  Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Учить детей употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Учить внимательно слушать рассказ, отгадывать загадки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

- Приобщать  детей к изобразительному искусству: познакомить с произведением Василия Поленова «Золотая осень» о природе Тульского края. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус. Закреплять знания о формах объектов природы, развивать чувство формы, пропорций. Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины. Учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее. Продолжать развивать интерес к музыке, отзывчивость на нее. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки. Продолжать формировать технические умения и навыки работы  с разнообразными материалами.  Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

 Образовательная область «Физическое развитие»

- Обогащать двигательный опыт детей, развивать крупную и мелкую моторику детей. Вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, развивать внимание, память, слух.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы,  изобразительная, элементарный бытовой труд, двигательная деятельность.  

Разнообразные формы организации детской деятельности обеспечивали работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия.

Основной идеей занятия послужили рассуждения о красоте. Перед собой поставила задачу: воспитывать у детей умение видеть необычное в простом, красивое в повседневном.

На протяжении двух недель с детьми проводилась предварительная работа, которая позволила актуализировать знания детей о приметах осени:

- чтение художественной литературы: В. Бояринов «Почему у дуба облетели листья», И. Бунин «Березовый лист», Н. Артюхова «Большая береза», Л. Толстой «Как ходят деревья»,  легенды о рябине, отгадывание загадок о диких животных, деревьях, приметах осени, лабиринты.

- интерактивная игра  «С какого дерева листок», дидактические игры «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», «Круглый год»,  просмотр презентации «Сентябрь»,  ЛЭП бук «Осень».

- опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу, определение толщины и высоты деревьев, тень деревьев в разные части суток

- слушание музыки: Ф. Шопен «Осенний вальс»,  А. Вивальди «Осень»; музыкально -  ритмические движения « Осенние листочки»;  «Осенний пейзаж» коллаж, «Осенние деревья» обрывная аппликация, рисование «Ветка рябины»; плетение из бисера: береза, сказочные деревья, клен, дуб, рябина.

- упражнения: «Веточка», «Деревце»; бег между деревьями; релаксация  «Обними дерево», подвижная игра «Найди свое дерево», упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно».

Определенным образом была расставлена мебель. Часть столов была убрана, стулья были расставлены так, чтобы все дети сидели вместе напротив интерактивной доски и все могли видеть. Это позволило освободить пространство группы для двигательной деятельности. А столы для продуктивной деятельности  стояли возле окна, что обеспечило достаточное количество  освещения. Во время продуктивной деятельности дети могли сидеть на корточках, на коленях.

Для успешного решения образовательных задач подготовила следующий материал:

 Оборудование для педагога:

 Информационные технологии: интерактивная доска SMART, ноутбук, мультимедийный проигрыватель, презентация «Осень» с музыкальным сопровождением «Осенний вальс» В. А. Моцарта  для гостей, презентация «Волшебная зарядка», лабиринт «Помоги белке найти бельчонка», интерактивная игра «Запасы белки».

В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П. И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»  

Слайды: «Белка», «Рябина», «Корзина с гроздьями рябины и анимация белки»

 Пейзаж В. Поленова «Золотая осень», поделки из бисера (деревья, сделанные совместно с детьми), вырезанные из картона силуэты листьев, гроздья рябины, игра с песком, отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Осень в лесу»

Оборудование для детей: гроздья рябины, листы картона с нарисованной веткой рябины без ягод и листьев, наклеенным на него слоем двустороннего скотча, бусины, пайетки, камешки, губки для посуды, пуговицы, бусины пенопласта оранжевого и красного цветов, вырезанные из бумаги и салфеток для уборки  одинарные листочки рябины, желуди, семена остролистного и американского клена

Данный материал  помог мне раскрыть тему ярко, интересно.

Чтобы завершить физкультминутку «Осенние листочки», использовала речевую  ситуацию, поделки из бисера (деревья, сделанные с детьми с свободное время).

Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья на занятии использовала здоровье сберегающие технологии:

- музыкотерапия, которая усиливала эмоциональное восприятие.

- лабиринт «Помоги белке найти бельчонка» организован с целью развития мелкой моторики рук

- релаксационное упражнение «Осень», физкультминутки «Осенние листочки», пальчиковая игра «На что походи листья», что помогло в интересной игровой форме реализовать обучающую задачу – уточнять и расширять представления детей о природе родного края.

- музыкальная пауза «Волшебная зарядка» - упражнения под музыку с использованием интерактивной доски, что помогло в интересной форме обогащать двигательный опыт детей

- использование интерактивной игры «Запасы белки»  помогло расширить представления детей о диком животном (где живет, как готовится к зиме)

В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала коллективную и индивидуальную формы организации детской деятельности .

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д.

Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий: высказывание своей точки зрения, выполнение трудовых поручений.

В процессе занятия дети были активны, внимательны, сохраняли интерес.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.

На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Организационный прием – коммуникативная игра «Доброе утро» была направлен на развитие коммуникативных навыков, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми, детьми и гостями.

Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 25 минут (старшая группа). Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

Занятие динамичное, оно включает разные формы работы, которые предусматривают быструю смену деятельности: беседа, нахождение выхода из проблемной ситуации, релаксационное упражнение, восприятие музыкального произведения и художественной литературы, формирование представлений о видах искусства, физкультминутка, игра с речевым сопровождением, рассматривание с дальнейшим обсуждением, интеллектуальная игра, театрализованная деятельность, считалка, музыкально- ритмические движения, ручной труд

Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта.

Создание поисковых, проблемных ситуаций во время общения, активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, приводила к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение

Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени).

Итог занятия был организован в виде игровой  ситуации (сюрпризного момента) так, чтобы  проверить качество усвоения материала и проверить умение детей самостоятельно высказывать свои впечатления и эмоциональную отзывчивость, проявлять дружеские отношения со сверстниками, таким образом подтвердить успешную реализацию образовательных задач.

Чтобы подвести  итог занятия, я привлекла  к этому детей, попросила высказаться по теме. Смогла создать ситуацию успеха. Заявленная тема полностью соответствует содержанию непосредственно образовательной деятельности. Я считаю, что поставленные образовательные  задачи в ходе занятия были реализованы.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению рассказывания по методике Воробьёвой В.К. в старшей группе детей с ОНР + самоанализ занятия

Тема: «Знакомство с правилами смысловой связи в рассказе. Рыбак и бельчонок»...

Занятие в детском саду по теме "Профессии" и самоанализ занятия.

Обобщающее занятие по английскому языку в подготовительной группе  детского сада по теме "Профессии" с самоанализом....

Занятие в детском саду по теме "Еда" и самоанализ занятия.

Обобщающее занятие в подготовительной группе детского сада по английскому языку по теме "Еда" с самоанализом....

Конспект итогового занятия по ФЭМП "Космический полёт" и самоанализ занятия.

Конспект итогового занятия по ФЭМП "Космический полёт"  в подготовительной группе...

Самоанализ занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе. Тема занятия: «Буква М и звук м».

Образец самоанализа занятия по подготовке к обучению грамоте детей в старшей группе....

Презентация занятия по конструированию из металлического конструктора "Самокат для смешариков" + конспект занятия + самоанализ занятия

Фотоотчёт открытого занятия по конструированию из металлического конструктора + конспект занятия + самоанализ занятия...