Народные промыслы родного края. Подмосковье.
календарно-тематическое планирование по рисованию (подготовительная группа) по теме
Цель занятий - познакомить детей с прикладным искусством Подмосковья в детском саду.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие. Для составления плана непосредственно образовательной деятельности были испоьзованы пособия Соломенникова О.А. "Радость творчества" ознакомление детей с народным искусством"; Скоролуповаа О.А. "Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly_rodogo_kraya._podmoskove.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные промыслы
родного края.
Подмосковье.
Соломенникова О.А. «Радость творчества» ознакомление детей с народным искусством»;
Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством»
Селезнева Н.И
Учитель ИЗО
МАДОУ Шугаровский ЦРР – д/с «Колосок»
2012 г.
Народные промыслы родного края.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, В.Я.Езикеева, Н.С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, В. Н. Чуракова, 3. А. Богатеева, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М. Василенко, В.С. Воронов, М.А.Некрасова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я.Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Известный педагог Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
«Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства, — пишет Т. С. Комарова, — соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу».
Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, — расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.
Цель занятий — познакомить детей с прикладным искусством Подмосковья.
Основные задачи занятий
Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства Подмосковья.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
Познакомить с приемами работы народных мастеров. Закреплять умение рисовать декоративные элементы — точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.
Формировать эстетический вкус. Развивать творчество
и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.
Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребенка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и всестороннее развитие.
Для составления плана занятий были использованы пособия:
- Соломенникова О.А. «Радость творчества» ознакомление детей с народным искусством»;
- Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством»
Представленная в пособии Соломенниковой О.А. «Радость творчества» ознакомление детей с народным искусством» система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т. С. Комаровой. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:
тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно прикладное);
интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и т.д.);
активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;
широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось;
использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.
Для проведения занятий рекомендуют:
- с индивидуальными занятиями предлагают использовать коллективные формы создания изображений.
- в конце каждой темы рекомендуется организовывать выставку детских работ.
- к работе с детьми желательно привлекать родителей, профессиональных художников и народных мастеров.
- количество детей в группе не должно превышать 12 человек.
- в первые дни занятий нужно выявить интересы и уровень подготовленности детей. Все занятия и уроки построены на интеграции разных видов искусства и художественно-творческой деятельности.
- на основе Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении, утвержденных приказом Минобразования России от 22.08.96 №448, дополнительные занятия продолжительностью 20-25 минут в детском саду рекомендуется проводить два раза в неделю во второй половине дня.
Для проведения дополнительной диагностики интеллектуально-эстетического развития детей рекомендуется использовать книгу «Народное искусство в воспитании детей» (см. книгу «Народное искусство в воспитании детей»/Под ред. Т. С. Комаровой. — М.: Педагогическое общество России, 2000).
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Всего | Ознакомление с искусством | Художественная деятельность |
1 | Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством | 1 | 1 | Игры «Выложи узор из геометрических форм» «Третий лишний» «Цветные капельки» |
1.Голубая Гжель |
2 | Ознакомление с гжельской керамикой | 5 | 2 |
3 | Рисование элементов гжельской росписи | Точки и прямые линии. |
Бордюры. Капелька |
1 | Мазок с тенью. Мазковая роспись: Цветочек. |
4 | Роспись гжельских изделий | 1 | Праздничное блюдо. |
1 | Гжельский чайник. |
2.Русская матрешка |
5 | Путешествие с матрешкой | 2 | 1 | Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрешки. |
1 | Копирование матрешек, сделанных в Сергиевом Посаде (Загорске) |
3.Павловопосадские шали |
6 | Павловопосадские шали | 2 | 1 | Познакомить с историей создания русских шалей |
7 | Узор для платка матрешки | 1 | Элементы народных росписей, геометрических растительных орнаментов |
4.Богородская игрушка |
8 | Богородская игрушка | 2 | 1 | Лепка. Богородского медведя. |
1 | Лепка «Конек-горбунок» |
5. Жостово. |
9 | Искусство Жостово | 5 | 1 | Ознакомление с искусством. |
2 | Рисование элементов жостовской росписи |
2 | Жостовский поднос |
10 | 6.Федоскинская фабрика миниатюр | 1 |
11 | 7. Хотьковская фабрика резных художественных изделий | 1 | 1 |
12 | 8.Абрамцево – Кудринская резьба |
Литература:
Князева О.Л., Маханева М.Д. Программа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург: Акцидент, 1997.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7лет с народным искусством. – М.:Мозаика-Синтез,2008.
Скоролупова. О.А.Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.Скрипторий, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».
Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Народные промыслы и ремесла Подмосковья"
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ПОДМОСКОВЬЯ...
Итоговый исследовательский проект "Традиционные народные промыслы и ремесла Подмосковья"
Исследовательский проект по теме обучения на курсах повышения квалификации "Культура и искусство Подмосковья" ГОУ педагогическая академия последипломного образования...
Районный фестиваль семейных традиций Промыслы родного края,история и современность
С 1962 года в нашей семье существует очень интересная традиция, которая со временем стала считаться небольшим сувенирным ремеслом....
Дидактическая игра с использованием интерактивного оборудования «Приобщение старших дошкольников к труду через ознакомление с народными промыслами родного края»
Цель: Способствовать формированию представлений старших дошкольников о народных промыслах родного края....
Мастер-класс «Промыслы родного края» Народная тряпичная кукла-мотанка (Cтолбушка)
Распространение педагогического опыта работы по изготовлению народной тряпичной куклы-столбушки Орловской области, воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям....
Народные промыслы родного края!
https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/12/08/russkie_narodnye_promysly_1.docx...