Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе «Семья и семейные ценности».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шумский детский сад

Цель: Создать условия для формирования  определения понятия «семья», формирования понятия «счастливая семья».

Задачи:

- Организовать деятельность для формирования раскрытия  понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.                                                       

- Организовать  коммуникативную  деятельность  детей посредством беседы.
- Организовать деятельность по формированию умений  размышлять, развивать артикуляционную речь.
- Организовать рефлексивную деятельность.

Материалы и оборудование: карточки с надписями «Семья», «Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус.

Предварительная работа:                                                                                                                                                                                                  Здоровьесберегающие технологии: Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luginina_semya_i_semey_nye_tsennosti_r.n_gr.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

                                              (технологии системно – деятельностного подхода, автор Петерсон Л. Г.)

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская                          разновозрастная группа

Тема: «Семья и семейные ценности».

Цель: Создать условия для формирования  определения понятия «семья», формирования понятия «счастливая семья».

Задачи:

- Организовать деятельность для формирования раскрытия  понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.                                                       

- Организовать  коммуникативную  деятельность  детей посредством беседы.
- Организовать деятельность по формированию умений  размышлять, развивать артикуляционную речь.
- Организовать рефлексивную деятельность.

Материалы и оборудование: карточки с надписями «Семья», «Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи; ребус.

Предварительная работа:                                                                                                                                                                                                  Здоровьесберегающие технологии: Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире?».

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (рисуем на ладошке круг)

Раз, два, три, четыре, пять, (зажимаем пальчики по одному)

Всех могу пересчитать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Папа, мама, брат, сестренка, (загибаем по пальцу на руке)

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья. (хлопки в ладоши)

Этапы

ОС

Деятельность педагога

Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога.

Деятельность детей

Прописывается текст

 (с  возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. 

Ожидаемые результаты

Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные)

1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему. Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, какая семья называется счастливой.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Создание положительного эмоционального фона.

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Коммуникативная технология.

А для начала мне бы очень хотелось узнать, как вы проводите каникулы?  (Рассказы детей о своём отдыхе). Здорово вы проводите свои выходные и каникулы. Знаете, я заметила, что вы все рассказывая о своём отдыхе, употребляли слова «мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя».

Дети слушают, отвечают на вопросы.

Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей.

Развитие артикуляционной речи.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Исследовательская, коммуникативная технологии.                                                                            А кто это? Кто такие члены семьи?

Высказывают свои предположения.

Развитие логического мышления, артикуляционного аппарата.

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Исследовательская технология.

- Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья. А как вы думаете, нашу группу можно назвать семьей? (мнения детей). Вы верно считаете, что и нашу группу можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в детском саду  и в группе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря воспитателей называют мамами. Хочется, чтобы наша группа, была еще дружнее.                                               А как вы считаете, для чего человеку семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).

Я хочу прочитать вам одну легенду  « Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств (На доске таблички со словами: Понимание, Любовь, Уважение,  Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба).  Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Дети рассматривают иллюстрации

Активизировать познавательную  деятельность  детей через коммуникацию. Расширять представление детей о составе семьи.

5. Включение  нового знания в систему знаний и умений

Коммуникативная технология.

Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).  А как вы называете своих родителей?                                      Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей? Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли? Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем,… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папа)

Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать. Не огорчайте своих мам и пап, берегите их. - А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей). Молодцы! Замечательные помощники! А если ваши близкие отдыхают, как надо себя вести?

Слушают, отвечают на вопросы.

Развитие наблюдательности детей.

6. Осмысление

(итог, рефлексия)

Самооценка.( На доске ребус 7я.) - итак, о чем мы сегодня говорили? Ребус подскажет вам. (О семье). Что же такое семья? А почему 7 я? (мама, папа, я, 2бабушки, 2 дедушки).  Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в группе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа. Есть такие?  А какую семью можно назвать счастливой? Да, главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.  Ребята, о ком мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?

Понравилось ли вам занятие?

 Индивидуальные высказывания детей.

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС познавательно-исследовательской деятельности "Круг, квадрат, треугольник" во 2й младшей группе. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для формирования умений различать и называть геометрические фигуры.Задачи: Организовать деятельность  для называния геометрических фигурОрганизовать игровую деятельность...

Технологическая карта ОС, познавательно – исследовательская деятельность в разновозрастной группе (4-6 лет) «Дикие животные Прибайкалья». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна

Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью.Задачи: -  организовать деятельно...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе «Зимние явления природы». Воспитатель Моисеенко Наталья Николаевна

Цель: создать условия для  формирование представлений детей о зимних явлениях природы о свойствах снега;Задачи: Организовать деятельность детей на формирование интереса  в развитие экспериме...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность во 2й младшей группе «Дикие животные». Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: Создать условия для знакомства детей с жизнью животных зимой.Задачи: Организовать деятельность для активизации  и обогащения  словарного  запаса  существительными ,глаголами,...

Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна

Цель: Создать условия для формирования  представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую  деятельность  по закреплению характерных признаков птиц через игр...

Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна

Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Зимние забавы». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для расширения кругозора детей о зимних развлечениях на улице.Задачи:               - Организовать деятельность д...