«Познание объектов природы через экспериментальную деятельность»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Звягинцева Светлана Сергеевна

В данной методике по детскому экспериментированию преследуется цель: развитие познавательной активности у детей старшего возраста посредством экспериментирования с объектами природы. Для реализации этой методики предлагается перспективный план наблюдений на прогулке и опытов. Также здесь представлены  доступные опыты. которые проводятся детьми в группе совместно с воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Познание объектов природы через экспериментальную деятельность»

Автор методики:

воспитатель

высшей квалификационной категории

     Звягинцева С.С.

От автора

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Детское экспериментирование - это эффективный метод исследовательской активности дошкольников.

Научиться видеть, понимать и воспроизводить природные явления – дело совсем непростое. Для этого ребёнку нужно быть внимательным ко всему окружающему и настойчивым в своих  делах.

Внимание и настойчивость не вырабатываются сами по себе. Я старалась  помочь ребёнку овладеть этими качествами и  убедилась, что открытия секретов природы воспитывают любознательность, способствуют возникновению у ребёнка устойчивого интереса к познанию. Проводя исследования природных явлений с помощью экспериментальной деятельности,  я развивала в ребёнке наблюдательность, самостоятельность, умение мыслить креативно,  анализировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулировала развитие речи.

У ребёнка образное и эмоциональное мышление развивается независимо от внимания или невнимания взрослого. В своей методике я пыталась укрепить способность к интеллектуальным усилиям, исследовательским умениям, логику и смекалку. Давала знания детям не только через глаза и уши, но и через руки, через деятельность.  

Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами природы.

Задачи:

1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.

3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

4. Учить объяснять,  фиксировать опыты и их  результаты в своих дневниках «Мои открытия», пользоваться рисунками – схемами.

              Перспективный план наблюдений на прогулке и        

         экспериментирований   для детей старшего возраста

Месяц

Наблюдение на прогулке

Опыт в группе

Сентябрь

«Песок – это мелкие крупинки»

«Свойства песка»

«Мыльные пузыри»

«Что такое пузыри?»

Октябрь

«Откуда появляются лужи?»

«Куда пропадают лужи?»

«Жёлтые листья»

«Листьям нужен солнечный свет»

Ноябрь

«Осторожно! Грязь!»

«Свойства грязи»

«Пушистый, рыхлый снег»

«Как получить влажный снег?»

Декабрь

«Такие разные облака»

«Облако в банке»

«Белый снег, не значит чистый»

«Фильтрация талой воды»

Январь

«Наша зимняя одежда?»

«Волшебные пуховики?»

«Пар изо рта»

«Если подышать на холодное стёклышко…»

Февраль

«Гололёд»

«Почему скользкие дорожки посыпают песком или солью?»

«Найди самый холодный предмет»

«Теплопроводность»

Март

«Наст опасен для животных»

«Снег может согревать»

«Строение дерева»

«Корень – устойчивость дерева»

Апрель

«Ветер»

«Что такое ветер?»

«Плывут кораблики по лужам»

«Тонет – не тонет»»

Май

«Почему трава и листья зелёные?»

«Что такое хлорофилл?»

«Где металл на улице?»

(с магнитом)

«Свойства магнита»

Июнь

«Красивые панамки»

«Какие цвета любят солнышко?»

«Гусеница»

«Из гусеницы - в бабочку»

Июль

«Разноцветная радуга»

«Комнатная радуга»

«Красивые бутоны»

«Капиллярные свойства воды»

Август

«Овощи в огороде»

«Что такое крахмал?»

«Все предметы падают на землю»

«Земля – это огромный  магнит»

Опыт «Куда пропадают лужи?»

Для опыта понадобится: свеча со спичками на металлическом противне, ложка, стакан с водой, почва в миске.

Набрать в ложку воды и поднести к пламени свечи. Держать ложку до тех пор, пока вода не испарится из неё. Снова набрать воды в ложку и вылить её в миску с почвой (несколько ложек влить в почву). Отмечаем, что вода проникает  в почву.

Пояснение к опыту

В природе одна часть  лужи испаряется (капельки воды поднимаются в небо), а другая часть впитывается в землю, глину, песок и т.д.  

Стихотворение, которое поможет запомнить последовательность действий в опыте:

Если  воду к свече поднесём

Или на почву воду  нальём,

То обратно её уже не вернём.

                                           

Опыт «Облако в банке»

Для опыта понадобится: трёхлитровая банка, горячая вода, лёд на блюдце (металлической пластине), плакат «Круговорот воды в природе».

Налить в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см) Положить на пластинку несколько кубиков льда и поставить её на банку. Вверху банки будет образовываться облако.

Пояснение к опыту

Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

По плакату объясняется  круговорот воды в природе.

Стихотворение, которое поможет запомнить последовательность действий в опыте:

Большую банку мы возьмём,

Горяченькой воды нальём,

Закроем быстро банку льдом

И облако увидим мы потом.

Опыт «Волшебные пуховики»

Для опыта понадобится: два кусочка льда, две горячей кружки (они лежат в кастрюле с горячей водой), два пуховика, четыре блюдца, два полотенца.

Один лёд положить на блюдечко, второй - завернуть в чистое полотенце и хорошенько укутать пуховиком. То же самое сделать с горячими кружками.

Минут через 20 достать из пуховиков лёд и кружку, выложить их  на разные блюдца.  Сравнить две кружки друг с другом и два кусочка льда.

Оказывается, кусок льда под пуховиком, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаял. И кружка, лежащая в пуховике, не остыла, в отличие от другой.

Пояснение к опыту

Комнатная температура растопила лёд и остудила кружку, которые лежали на блюдцах. Пуховики не пропускали эту комнатную температуру к своим предметам, также они не отдавали холод льда и температуру горячей кружки.

Когда человек дома надевает пуховик или шубу, ему тепло. А эти вещи не выпускают тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Рассмотреть термос, объяснить его строение и принцип работы.

Стихотворение, которое поможет запомнить опыт:

Один кусочек льда на блюдечке так быстро таит,

Другой – в пуховичке совсем не хочет таить,

И кружечка горячая в пуховике не остывает.

Вот такие чудеса нас с тобою окружают.

             

Опыт «Что такое ветер?»

1. Для опыта понадобится: веер, бумажная салфетка.

Взять веер и помахать им над салфеткой. Почему салфетка движется?

Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку.

2. Для опыта понадобится: свеча со спичками на металлическом противне, змейка – круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить.

Зажечь свечу, слегка подуть на неё. Пламя свечи начинает отклоняться. Затем рассматривается змейка. Расположить змейку над пламенем. Змейка начинает вращаться и не опускается вниз. Воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух.

Пояснение к опыту

Наши опыты показывают, что ветер – это движение воздуха.

Когда воздух движется, он называется ветром.  Сильные ветры могут перенести тяжелые предметы без особых усилий.

Стихотворение, которое поможет запомнить опыт:

Змейка над свечой извивается,

От тёплого воздуха уклоняется.

                               

Опыт «Что такое хлорофилл?»

Для опыта понадобится: свежие зелёные листья, тонкостенный стакан,  вода и спирт, кастрюлька с кипятком, пинцет.

Взять листья, положить их в стакан и залить небольшим количеством воды и спирта (1:1). Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а раствор станет изумрудно-зеленым.

Пояснение к опыту

Раствор стал зелёным, потому что из листьев выделился хлорофилл - зеленый краситель растений. Он помогает растениям "питаться" солнечной энергией.

Стихотворение, которое поможет запомнить последовательность опыта:

В стакан зелёную листву кладём,

Немного спирта и воды нальём,

В горячую водицу всё поставим

И выделиться хлорофилл заставим.

Опыт «Какие цвета любят солнышко?»

Для опыта понадобится: Солнечный день,  листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета).

Разложить листы бумаги разных цветов на том окне, где ярко светит солнышко.  Пусть они греются на солнышке. Попросить детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим, а какой - самым холодным? Отмечается, что темные листы бумаги нагрелись больше.

Пояснение к опыту      

Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему лучше всего носить в жару светлую одежду и светлые головные уборы.  Благодаря такой одежде человек не получит  солнечного удара.

Стихотворение, помогающее запомнить опыт:

Солнышко лучами своими сияет,

Тёмные цвета крепко обнимает.

Только белый цвет с солнцем не играет,

Он лучи солнца от себя отгоняет.

                                               

Опыт «Комнатная радуга»

Для опыта понадобится: Ясный солнечный день (это необходимое условие). Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Угол между зеркалом и поверхностью воды должен составлять приблизительно 25 градусов. Этот угол можно установить, подставив под верхний край зеркала какой-либо предмет, высота которого примерно равна половине диаметра зеркала. Затем перемещая картон перед миской, найти такое положение, при котором  на нем появится отраженная «радуга».

Пояснения к опыту

Солнечный свет состоит из разных цветов. Вода разлагает свет на составляющие его цвета, а зеркало отражает эти цвета на картон.

Стихотворение, которое поможет запомнить последовательность в опыте:

Чтобы радугу создать,

Нужно тазик с водой взять.

Зеркальце в него поставь,

Ты сможешь лучик им поймать.

Лучиком поуправляй

И радугу ты наблюдай.

                                                                 Заключение

               К концу учебного года у детей возрос интеллект: они научились устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения, переносить знания в новую ситуацию, использовать мерки, модели, схемы. У них расширился кругозор, развилась  наблюдательность. У детей усовершенствовались разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ. В процессе экспериментальной деятельности обогатился словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательных интересов к миру природы через экспериментальную деятельность"

Цель экспериментально- исследовательской деятельности в ДОУ - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....

Педагогический проект: «Познание окружающего мира через экспериментальную деятельность»

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш у...

Проект «Ознакомление старших дошкольников с миром неживой природы через экспериментальную деятельность

Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности....

Программа "Развитие у детей самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, через экспериментальную деятельность"

Программа разработана для работы с детьми 4-5 лет. В программе представлены последовательная работа с детьми направленая на развитие самостоятельности и инициативности в познании окружающего мира, чер...

Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы."

Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы....