Конспект ООД в подготовительной группе по ФЦКМ на тему «В подводном царстве»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жигарева Инна Владимировна

Цель:

Ознакомление детей со свойствами морской воды - отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность, расширения знаний детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде.

Задачи:

Образовательные:

·        Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику рисования ладошками.

·        Учить превращать отпечатки ладошек в рисунки  рыб, осьминожек.

·        Познакомить детей с кристаллами морской соли, со способом получения морской воды и её свойствами (плотностью и способностью растворять вещества).

Развивающие:

·        Развивать познавательный интерес к природе.

·        Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творческие, познавательные способности детей.

·        Развивать  навыки  проведения  лабораторных  опытов,  навыки  работы с    растворами.

·        Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

Воспитательные:

·        Воспитывать самостоятельность, любознательность.

·        Воспитывать  интерес к изобразительному искусству.

·        Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД  в подготовительной группе по ФЦКМ

на тему «В подводном царстве»

Цель:

Ознакомление детей со свойствами морской воды - отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность, расширения знаний детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику рисования ладошками.
  • Учить превращать отпечатки ладошек в рисунки  рыб, осьминожек.
  • Познакомить детей с кристаллами морской соли, со способом получения морской воды и её свойствами (плотностью и способностью растворять вещества).

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к природе.
  • Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творческие, познавательные способности детей.
  • Развивать  навыки  проведения  лабораторных  опытов,  навыки  работы
  • растворами.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, любознательность.
  • Воспитывать  интерес к изобразительному искусству.
  • Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Материалы, оборудование:

  • Диск с записью шума моря,
  • разрезная картинка - подводная лодка;
  • картинки с изображением обитателей подводного мира,
  • бумага для оттиска, 
  • песенка водяного из сказки «Летучий корабль»,
  • салфетки бумажные и матерчатые,
  • вода,
  • таз с водой,
  • изображение Водяного,
  • кристаллы морской соли,
  • лупы,
  • ложечки,
  • яйца,
  • пресная вода в стаканчиках.

Ход ООД

1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней.

(Открывает посылку, достает ракушку)

Воспитатель: Смотрите, что это?  Как вы думаете, откуда пришла эта посылка? А вы знаете, что ракушка может разговаривать? Послушайте.

А мне ракушка загадала загадку:

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. Что это?

Дети: Море.

- Какая вода в море? (соленая)

- Вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? (ответы детей) 

2. Мотивационная основа деятельности.

Воспитатель:

сегодня мы отправимся в путешествие к морю, а конкретнее – на морское дно. Предлагаю вам вспомнить, что такое море?...
Дети с воспитателем встают в круг. Воспитатель читает стихотворение и показывает движения.
Что такое море!
Что такое море? - пожать плечами
Чайки на просторе. - помахать руками
Скалы-великаны, - поднять руки вверх
Холодные туманы. - потереть руками плечи
Волны трёхэтажные, - соединить ладони на уровне груди и
сделать круг руками
Моряки отважные. - на месте пошагать
Акулы зубастые, - пальцами показать
Киты головастые. - на голову показать
Камней подводных глыбы, - волну одной рукой
Диковинные рыбы. -волну другой рукой
Кораллы, осьминоги, - волну одной рукой
Медузы и миноги, - волну другой рукой
А на дне темно, - закрыть глаза руками.
Как в кино…

Воспитатель:

Ребята, нам  нужно определиться, на чем мы отправимся. Какой водный  транспорт вы знаете?

Дети: Лодка, корабль, ледоход, подводная лодка, теплоход, катер…

Воспитатель: А, чтобы узнать, на чем мы отправимся в подводное морское путешествие, нужно сложить картинку. Какой транспорт получили?

«Д/игра «Сложи картинку»

Дети: Подводную лодку.
Воспитатель:
 Правильно, подводная лодка. Предлагаю занять места в подводной лодке перед иллюминатором.
(дети рассаживаются на стулья перед экраном)
Воспитатель: Прежде, чем опуститься под толщу на дно, исследователи делают дыхательную гимнастику.
Закрывайте руками глаза, делаем глубокий вдох через нос, выдыхаем ртом.
(во время дыхательной гимнастики воспитатель включает видеофрагмент «Морская жизнь»)
Воспитатель: Открывайте глаза. Мы опустились на большую глубину. Посмотрите, как красиво в подводном мире.
(дети смотрят видеофрагмент)

  1. Совместная познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность.

Воспитатель: Давайте мы с вами выйдем из подводной лодки и познакомимся с подводным миром поближе.

Дети усаживаются на ковре.

Воспитатель: В морском царстве, в подводном государстве, жил Водяной на дне морском (Достается изображение Водяного). И от безделья совсем бедняга заскучал. Послушайте, что он хочет нам сказать.

Водяной:

Я сижу на троне, говорю вам речь,

опыты с водою должны меня развлечь

Воспитатель:

Ребята, давайте развеселим Водяного, покажем ему опыты. Проходите в лабораторию. А что вы можете рассказать о морской воде?

 (Морская вода соленая, поэтому ее нельзя пить, но она обладает лечебными свойствами).

Водяной: Молодцы, а сейчас давайте проведем опыт и получим морскую воду.

Опыт 1.

-У вас на тарелочках лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (Дети рассматривают)

-На что они похожи? (Кристаллы морской соли похожи на сахар, на иней) -Какого они цвета?

-Какую форму имеют кристаллы морской соли?

-Имеют ли они запах?

-У вас в стаканах обычная пресная вода. Попробуйте ее на вкус (дети ложечкой пробуют воду и говорят, что она не имеет вкуса)

-Как вы думаете, что произойдет с пресной водой, если поместить в нее кристаллы морской соли? (Предположения детей)

  • А теперь поместите кристаллы морской соли в стакан с водой, помешайте ложечкой.
  • Что произошло с морской солью в воде? Куда исчезла соль? (Она растворилась в воде)

-Хотите попробовать теперь воду на вкус? (Вода стала соленой)

-Какой вывод можно сделать?

Вывод:

Вода имеет важное свойство: она может растворять в себе многие вещества. Морская соль растворилась в пресной воде,  и мы получили морскую воду.

-Мы с вами сами приготовили раствор морской воды, которая очень полезна для кожи, но потом ее обязательно нужно смывать пресной водой.

Физминутка «А над морем — мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Опыт 2

Воспитатель: А теперь проведем опыт 2. И узнаем, каким свойством обладает морская вода. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо. Что произошло с яйцом?

 Оно тонет, т.к. яйцо тяжелое.

Воспитатель: Берем другую емкость с морской водой, ту в которую добавили соль, опускаем яйцо.

Что произошло с яйцом?

Оно не тонет. Яйцо держится на поверхности воды.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод:

У морской воды важное свойство: она как бы выталкивает предметы, помогая предметам держаться на поверхности водной глади.

Воспитатель:

А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в стаканчиках - море! «Человек» плавает. В морской воде гораздо легче научиться плавать.

Давайте и мы с вами поплаваем.

Динамическая пауза

«Рыбка плавала в пруду»

(развитие речи, мелкой и крупной моторики рук, чувства ритма, мимической выразительности)

Рыбка плавала в пруду,

Хвостиком виляла.

Корм глотала на ходу,

Ротик открывала.

Лягушонок мимо плыл,

Щеки раздувая.

Ножкой дрыгал

влево-вправо,

Устали не зная.

Уж шуршал по камышам,

Камыши шумели,

И над всеми в небесах

Птицы звонко пели.

Ладонь повернуть к себе, пальцы сжаты, ладонью сделать плавные движения.

Пальцы обеих рук сжать вместе, большие пальцы противопоставить остальным, изобразить открывание и закрывание рта.

Показать округлые формы пальцами вокруг щек.

Откинуть одну ногу в сторону, потом другую.

Собрать пальцы в щепотку, сделать волнообразное движение рукой.

Руки поднять вверх, покачать ими.

Указательным пальцем показать вверх.

Взмахнуть руками, вытянуть шею.

Воспитатель:

Ой, ребята, Водяной нам что-то говорит! - Давайте сядем и послушаем. Водяной: Молодцы, ребята опыты для меня провели, развеселили. А теперь послушайте мою песенку.(Звучит песня «Я Водяной» из мультфильма «Летучий корабль»).

Воспитатель:

Ребята, какую по характеру спел песню Водяной? (Грустную) О чем он грустил?

Водяной, мы тебя веселим, опыты проводим! А у тебя оказывается, нет друзей! А без друзей, что за жизнь! Не жизнь – сплошная скука!

Ребята, вам жалко Водяного? Как можно ему помочь? Давайте нарисуем ему друзей! С друзьями всегда весело!

Продуктивная деятельность

Воспитатель

Ребята перед вами лежат чистые листы бумаги. На них мы будем рисовать подводный мир. В первую очередь, я предлагаю вам нарисовать рыб и других подводных жителей кисточкой, а воду и песок будет рисовать другим способом.

Воспитатель: Давайте перед работой поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки резвятся-

(ладони вместе, хлопки в ладоши)

В воде кружатся.

(ладони вместе, повороты влево, вправо)

Весело ныряют,

(ладони вместе, вверх вниз)

Пузырьки пускают.

(сжимание и разжимание пальцев рук)

Воспитатель:

 Наконец, наступил момент, когда можно взять кисточки и приступить к рисованию рыб и других подводных жителей. Я надеюсь, что рыбы получатся разные по форме, размеру, по цвету. Приступаем к работе.

Включаю музыкальное сопровождение, слежу за осанкой детей, провожу индивидуальную работу, советую, направляю.

Воспитатель: Заканчиваем рисовать подводных обитателей.

Ребята, давайте встанем  за стулья, и  немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Рыбки плавали, ныряли

(руки в сторону, руки вперед, наклон)

В чистой, голубой воде.

(руки на пояс)

То сомкнутся, разомкнутся,

(руки скрещивают перед грудью, разводят в сторону)

То зароются в песке.

(приседают на корточки, встают)

Воспитатель: Что необходимо нашим обитателям для жизни?

(Ответы детей.)

Правильно! Нарисуем воду и песок, но будем рисовать не кисточкой, а кусочками смятой бумаги. Посмотрите, как это делается.

(Показ приема оттиска смятой бумаги.)

(Самостоятельная работа детей, слежу за осанкой детей, провожу индивидуальную работу, советую, направляю.)

Четвертая часть (заключительная).

И поспешили к Водяному все жители морские. Осьминоги, крабики и рыбки золотые.

Морские глубины друзьями кишат

И другу Водяному все говорят:

Не грустить, не унывать, бегать, прыгать и скакать.

Петь, плясать и веселиться, и на дне морском резвиться.

Воспитатель:

Водяной очень  обрадовался новым друзьям. Ребята, вам понравилось наше подводное приключение? А теперь, пора возвращаться! Давайте, попрощаемся с морскими обитателями! (Машем) - До свидания, до новых встреч.

Итак, говорим вместе со мной волшебные слова и возвращаемся в детский сад.

Звучит шум моря,  дети вместе со мной произносят:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Морская фигура замри!

Рефлексия

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось? Что нового узнали?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЦКМ по теме « В мире витамин»

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЦКМ по теме « В мире витамин»...

Конспект ОД в подготовительной группе по ФЦКМ на тему "Школьные принадлежности"

Крнспект ОД в подготовительной группе по ФЦКМ на тему "Школьные принадлежности"...

Открытый показ НОД для воспитателей в подготовительной группе по ФЦКМ на тему «Елизавета 1»

Цели:-Закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.-Познакомить детей с дочкой Петра 1, Елизаветой 1.-Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей ст...

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе детского сада "Новый год в подводном царстве"

Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе "Новый год в подводном царстве". Автор: Абакумова Мария Стансилавовна, музыкальный руководитель ГБДОУ города Ломоносова &la...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ФЦКМ на тему «Что мы знаем о птицах?»

Конспект открытого занятия  в подготовительной группе  по ФЦКМ на тему «Что мы знаем о птицах?»...

ООД в подготовительной группе по ФЦКМ на тему «Зимние Олимпийские игры в Пекине 2022 года» (итоговое занятие по Олимпийскому проекту)

Цель: формирование у дошкольников начальных представлений об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....

Конспект в подготовительной группе по ФЦКМ "Весна шагает по планете"

Конспект в подготовительной группе по ФЦКМ "Весна шагает по планете"...