Конспект по познавательному развитию "Путешествие в лес" (авторская разработка)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Терентьева Светлана Николаевна

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_dlya_detey_starshey_gruppy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в лес»

Воспитатель высшей категории Терентьева Светлана Николаевна,

МДОУ «Детский сад п. Пугачевский, Пугачевского района Саратовской области»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Социально- коммуникативное развитие:
- Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом в решении игровых и познавательных задач.
-Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг с другом.
Познавательное развитие:
- Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
- Формировать представления об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
- Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ. 
- Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. 
Речевое развитие:
- Побуждать проявлять чуткость к художественному слову.
- Способствовать формированию связных монологических высказываний, развивать слуховое внимание.
- Обогащать словарь детей.
Художественно- эстетическое развитие:
- Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. 
- Развивать фантазию, умение передавать задуманный сюжет на бумаге. 
Физическое развитие:
- Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх. 
- Закрепить умение совмещать слова и действия в игре.

Ход НОД

1. Путешествие в лес.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Он, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой-
Снимет шубу с плеч долой. (Лес)
(Звук леса)
2. Растения леса.
Как хорошо в лесу, как вольно здесь дышится! Весело шумят зеленые кроны деревьев, выглядывают из- под мха разноцветные шляпки грибов, блестящими бусинами рассыпаны по травяному ковру ароматные лесные ягоды. Перелетают с ветки на ветку голосистые птицы. Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.
1.Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)
Березки не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно красивы березы во время цветения. Наряжается березка в зеленую листву и желтые сережки.
2.Он растет и ввысь, и вширь,
Этот чудо- богатырь!
Сколько же силы
Тебе Земля подарила!
Руки- ветви распростер
И укрыл нас, как шатер. (Дуб)
Дуб- могучее дерево. У него кривые ветви, потому что дубы любят свет, и их побеги меняют направления роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения, поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные, угловатые.
3.Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим.
Стоит, колючая как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Ели- высокие могучие деревья. Растут они очень медленно, но живут долго: 500-600лет. Это хвойное дерево в любое время года зеленое, а хвоинки опадают с него один раз в пять- семь лет.
4.Не береза, не сосна,
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
Осинки любят солнечный свет, поэтому далеко вглубь темных хвойных боров они не забираются. Листья у осины- особенные. Они трепещут и без ветра, словно о чем- то шепчут нам.
5.Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет,
Листья- звезды яркие,
Золотые,жаркие. (Клен)
Клен легко отличить от других деревьев по большим узорным листьям с пятью острыми концами. Особенно красив клен осенью. Листочки на клене окрашиваются в разные цвета: желтый, красный, оранжевый, багряный, золотистый. Дерево приображается, становится таким нарядным, что глаз не отвести. Сложно удержаться и не собрать букет из листьев.
6.Летом знойным зацветет-
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Желтые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто- то дерево узнал? (Липа)
Липа- стройное дерево с густой кроной. В жаркий день в ее тени всегда прохладно. Липа- лучший медонос. Пчелы целыми днями летают вокруг нее, собирая сладкий нектар с ее желтовато- белых цветочков. В липовом меде много полезных веществ. Обладают целебными свойствами и цветки липы. Липовый чай пьют при простудах.
7.У красавицы иголки
И длинны, и очень колки,
Дух смолистый всем полезен,
Прогоняет он болезни.
Высока, крепка, стройна
Корабельная ... (Сосна)
Сосны- деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Иголки на сосне меняются не все сразу, а постепенно: одни иголочки отпадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.
8.Над рекой свой стан склонила,
В воду кудри обронила,
Листик длинный шелестит,
Словно, плачет и грустит. (Ива)
Если вы увидите дерево ивы, то знайте- где-то рядом есть вода- пруд или речка. В старину люди искали воду с помощью ивового прутика. В каком месте дрогнет прутик, наклонится вниз- значит, глубоко под землей есть вода, здесь и надо копать колодец.
Мы вспомнили много деревьев, давайте вспомним на какие три вида делятся леса?
• Лиственные (Лес, где растут только деревья с листочками)
• Хвойные (Лес, где растут деревья с иголочками)
• Смешанный (Лес, где растут деревья и с листочками, и с иголочками)
Широколиственные леса тоже подразделяются на несколько видов:
- Дубовые- дубрава;
- Березовые – березняк;
- Осиновые – осинник;
- Еловые – ельник, еловый бор;
- Сосновые- сосняк, сосновый бор.
Какие еще растения мы можем встретить в лесу?
Грибы (белый гриб, маслята, опята,волнушки, сыроежки, рыжики, подберезовик, подосиновик, мухомор, поганка и др.)
Ягоды (ежевика, земляника, клюква, малина, голубика, и др.)
Кустарники (орешник, смородина, шиповник, малина, и др. )

3. Физминутка. «Лес»
Дети по лесу гуляли (ходьба на месте)
За природой наблюдали. (повороты головой влево-вправо)_
Вверх на солнце посмотрели- (встать на носки , руки вверх)
И их лучики согрели! (посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете: 
Стали карликами дети. (присесть, руки на поясе)
А потом все дружно встали, (встать, руки на поясе)
Великанами мы стали! (встать на носочки)
Бабочки летали, крыльями махали, (бег на месте, махая руками)
Дружно хлопаем, (хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (притопы на месте)
Хорошо мы погуляли,
Но немножечко устали. (присаживаются на места)
- Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?

- Конечно?

- А как же нужно вести себя в таком красивом лесу?

-  Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).

Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)

-Давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки?

- Молодцы!

- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры,у которых имеются вместо листочков иголочки (хвоинки) как можно назвать такой лес одним словом?

(хвойный).

- Правильно.

- А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей,  у которых имеются листочки как мы назовём такой лес?

(лиственный).

- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

(смешанный).

- Я вам предлагаю создать рисунки смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.

Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены альбомные листы и краски. Воспитатель рисует образец смешанного леса.

Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу. Уважает тишину!

- Молодцы ребята!     

- Ребята скажите, где мы побывали?

 (В лесу).

- Как вы думаете,  мы выяснили,  для  чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

- Давайте, ребята мы наше с вами полюбуемся красотой весеннего леса.

VI Итог занятия

- Сегодня мы с вами побывали в весеннем лесу.

- А сейчас я предлагаю вам увидеть себя в образе дерева. Пожалуйста, выходите перед классом и занимайте места, где бы вы хотели находиться, но каждый из вас – это дерево.  (Закрывают глаза и стараются увидеть лес, представить себя в образе дерева. Выбирают себе место среди деревьев, где дереву удобно качать ветвями, расти верх и даже танцевать)

- Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его обжигает солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Хорошо, когда рядом есть надежные, добрые друзья. Подойдите друг другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют рощицы. Бережно прикоснитесь пальчиками-листочками.

(Дети выстраивают свои деревья на общую поляну радости, где каждый получает положительный эмоциональный заряд)

- Я желаю вам, чтобы в вашей группе была всегда атмосфера товарищества, дружбы, поддержки и взаимопомощи. Чтобы вы росли всегда дружной рощицей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в логопедической группе. Мои авторские разработки. Часть I

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по...

Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"

«Веселые путешественники»Задачи:Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с  редким животным-яком, который занесен в...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Авторская разработка "Сказочная математика", конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе "Машенька в гостях у трёх медведей".

В разработке "Сказочная математика". Русские народные сказки выступают средством математического развития детей. Каждая из них передаёт определённое математическое содержание. В конспекте ор...

Авторская разработка конспекта по познавательному развитию детей старшей группы

Познакомить детей с понятием мультипликация. Создать условия для ознакомления детей с историей и способами создания мультфильмов;Способствовать развитию любознательности, интереса к с...

Конспект дистанционного занятия "Доброта и вежливость" (Авторская разработка)

Тип занятия: путешествие, закрепление ранее изученного материалаВремя занятия:30 минутОборудование: Карта города вежливости и доброты, изображения мест зданий сказочного города, книга Г. Остера ...


 

Комментарии

Шкреба Галина Васильевна

Интересный материал!!!!