Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру на тему

Возмищева Татьяна Сергеевна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко. Учитывая это, необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания - формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. Поэтому необходимо стремится искоренять в детях потребительское отношение к природе, ведь экологическое  воспитание дошкольников – составная часть нравственного воспитания. В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость,  порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста

Возмищева Татьяна Сергеевна,

Воспитатель I кв. к.,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Свердловская область, г. Асбест

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко. Учитывая это, необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания - формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. Поэтому необходимо стремится искоренять в детях потребительское отношение к природе, ведь экологическое  воспитание дошкольников – составная часть нравственного воспитания. В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость,  порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Экологическое воспитание детей- прежде всего воспитание сердцем, которое рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которые надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения.

Работая с детьми дошкольного возраста, становиться все более актуальным такое  направление как – формирование начальных основ экологической культуры дошкольников посредством нравственного воспитания. Формируя основы экологической культуры дошкольников я использую  нетрадиционные формы и методы, которые эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка. К таким формам и методам относятся уроки доброты, экологические викторины, инсценировки, сказки, конкурсы, турниры, экологические праздники, презентации, логические задачи с выводами в экологических ситуациях. Например, используя экологические ситуации, решаются вопросы на такие темы «Умеешь ли ты охранять природу?», «Мое отношение к природе», «От кого зависит чистота нашего города?» и т.д. При помощи логических задач, дети учатся не только думать, но и задавать вопросы себе, товарищу, и конечно нам, взрослым, педагогам, показывать свои чувства, эмоции, знания.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Здесь уместно использовать разнообразные экологические, дидактические, имитационные игры, игры - моделирование экосистем, игры - путешествия, а также применять панно «Кому нужна вода?», «Лес - многоэтажный дом», использовать схемы - модели пищевые цепи «Кто кого ест?», пользоваться календарем природы, энциклопедией «Тайны леса» - все это позволяет стимулировать познавательный интерес дошкольников. Поскольку игра - наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Например, «Что дерево нам даёт?», «Чем похожи и чем отличаются?», «Где чей дом?», «Кто живет в лесу?», Экспериментальная работа и практический опыт помогают выявить интересы детей. Им нравится заботиться о птицах и животных (устраиваем птичьи столовые, мастерим кормушки), любоваться цветами, которые сами посадили.

Работа по данному приоритетному направлению проводится в тесной взаимосвязи с родителями, для которых организуется круглые столы, консультации, родительские собрания, походы в Ботанический сад старшими дошкольниками, где на практике можно применить все знания, умения и навыки, которые дети приобрели в группе.

Используемые нетрадиционные формы работы по формированию экологической культуры очень полезны, интересны и детям и взрослым, потом что имеют познавательный и поисковый характер, доступность и наглядность демонстрационного, развивающегося и обучающегося материала. Использование нетрадиционных форм помогает каждому ребенку с детства приобщаться к природе родного края: великолепию цветов, своеобразному пению птиц, восхищению могучими деревьями и хрупкими травинками, разнообразному животному миру, неповторимой красоте русской зимы и т.д. Дети с удовольствие играют в экологические игры, участвуют в викторинах, соревнуются на экологических турнирах, слушают стихи, разучивают песни.

Формируя гуманное отношение детей к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, педагога, родителя, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Древние говорили: «Убедить своих учеников может только глубоко убежденный в чем-либо учитель». Необходимо окружить ребенка красотой природы, чтобы он проникся мыслью, что важно не только сохранять красоту, но и творить ее вокруг себя. Выбор данной темы обусловлен тем, что мы сами являемся сторонниками бережного отношения к природе и поэтому необходимо дать детям экологические знания и умения о природе и ее обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.

Литература:

  1. Веретенникова, С.А Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед. Училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / С.А  Веретенникова. – М. Просвещение» 1973г. - 256 с.
  2. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Учебное пособие /  Н.С Дежникова. Л.Ю., Иванова, Е.М. Клемяшкова( и.др.)- М.: Педагогическое общество России 1999.
  3. Как знакомить дошкольника с природой / под ред. П.Г Саморуковой . – М.: Просвещение, 1978г. - 223 с.
  4. Лучич, М. В. Детям о природе :  пособие для воспитателей детских садов/ М.В. Лучич - М.: Просвещение, 1973г. -160 с.
  5. Фесюкова Л.Б. От  трех до семи: книга для пап, мам, дедушек и бабушек / Л.Б Фесюкова.- М.: Изд-во АСТ: Харькова: Фолио 2000г. – 448 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей природы в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста

Оснащение и использования музея природы Саратовской области в дошкольном учреждение...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных...

Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...