Конспект ОД по ОО " Познавательное развитие". Тема: "Знакомство с основными свойствами воды".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОО " Познавательное развитие" Тема: "Знакомство с основными свойствами воды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
детей подготовительной группы
по ОО " Познавательное развитие"
Тема: «Знакомство с основными свойствами воды»
Цель: Формирование у детей представления об основных свойствах воды и о значении воды в природе и жизни человека.
Задачи:
- Обучающие:
1)познакомить детей с основными свойствами воды: прозрачность, бесцветность, текучесть, отсутствие формы, вкуса и запаха, способность растворять и быть в газообразном состоянии;
2) развивать у воспитанников умения и навыки познавательно-исследовательской деятельности: наблюдать, анализировать ситуацию, выделять существенное, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности;
3) учить детей находить ответы на вопросы при помощи практических действий - опытов;
4) формировать у детей познавательный интерес к воде и понимание её значимости для жизни на Земле;
- Развивающие:
1) развивать речь, мышление, произвольное внимание, любознательность;
2) развивать умение делать выводы, умозаключения;
3) развивать коммуникативные навыки, организуя общение детей и взрослого; интерес к совместной деятельности;
- Воспитывающие:
1) воспитывать личностные качества ребенка: познавательную активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к воде;
2) совершенствовать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения;
3) воспитывать интерес к практической деятельности.
Приоритетные образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Планируемые результаты: дети знают основные свойства воды; рассказывают о значении воды для человека; знают, как можно беречь воду.
Целевые ориентиры: дети проявляют самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; дети достаточно активно владеют устной речью; у детей развита крупная и мелкая моторика; проявляют любознательность; обладают начальными знаниями о природном мире.
Материалы и оборудование:
для воспитателя - ПК, проекционное оборудование, презентация, письмо, электрочайник, вода, молоко, сахар, карточки- схемы, аудиозапись со звуками воды;
для детей - стаканы с питьевой водой, мелкие игрушки, предметы круглой и квадратной формы (по количеству детей); комплект для экспериментирования «Тонет – не тонет» (железо – гайка, камень, деревяшка, резинка, вата, перо) – по количеству пар.
Предварительная работа: рассматривание глобуса и карты мира; проведение беседы «Если б не было воды»; заучивание стихотворений о роднике, реке, море.
Ход ОД:
- Введение в Од: мотивация детей.
Стук в дверь, почтальон приносит письмо.
Воспитатель читает письмо:
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».
-Ребята, а что вы знаете о воде?
(Показ слайдов)
Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада,
И брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
- Совместная постановка практической цели деятельности.
Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Ответы детей.
Воспитатель – А как?
( Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке).
Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.
- Актуализация знаний детей.
Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
( Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса. Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.)
Воспитатель: Ребята, где в природе мы можем увидеть каплю воды?(Каплю воды можно увидеть в кране, в реке, в море.)
Воспитатель: Хорошо! А где еще мы можем увидеть капельку воды, вы узнаете, когда мы поиграем в игру «Мама Тучка».
Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте все, что я скажу:
- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю (дети опускаются на корточки, затем поднимаются и прыгают). Попрыгали, попрыгали… (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).Встретились ручейки и стали большой рекой («ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан(дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).
Где же ещё встречается капелька воды?
(В дожде, в ручейке, океане, на листике растения…)
- Совместное открытие нового знания.
Воспитатель: Вы правильно указали, где встречается капелька воды. А теперь нам с вами предстоит выяснить, какими свойствами обладает вода. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию и станем исследователями.
На экране вывеска «Лаборатория».
Запомните правила поведения в лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с лабораторной посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Дети: проходят к рабочим столам и надевают фартучки. На столах стаканы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой.
Опыт № 1.
Воспитатель: Опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка? (Нет, игрушка не видна).
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?( Игрушки видны хорошо).
Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность (Слайд № 1) - схема
Опыт № 2.
Воспитатель: Есть ли у воды вкус? Возьмите стаканы с питьевой водой. Попробуйте воду. ( У воды нет вкуса).
Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что ещё одним свойством воды является отсутствие у неё вкуса (Слайд № 2)-схема
Опыт № 3.
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
(Вода ничем не пахнет).
Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что ещё одним свойством воды является отсутствие у неё запаха (Слайд № 3)-схема
Опыт № 4.
Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (Сахар растворился в воде.)
Воспитатель: Где в жизни мы можем наблюдать, как растворяется сахар в воде? (Мы можем видеть, как сахар растворяется в воде, за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким).
Слайд № 4: фотография стакана чая.
Воспитатель: вместе с детьми делает вывод о том, что еще одним свойством воды является то, что в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель (Слайд № 5) - схема
Первичное закрепление нового знания детьми под руководством воспитателя.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».
Итак, начали: «Вода - это хорошо. Почему?».
Ответы детей:
- Вода нужна для питья, умывания.
- Водой можно закаляться.
- С водой можно играть.
- Из воды можно готовить еду.
- Водой моют пол, посуду, игрушки, стирают одежду.
- Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.
- В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода – это плохо. Почему?».
Ответы детей:
- Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
- Горячей водой можно обжечься.
- Если с водой неаккуратно обращаться и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть.
Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда вода может булькать, кипеть и шипеть?
Ответы детей.
Воспитатель: Где мы можем так сильно нагреть воду, что она закипает?
Ответы детей.
Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух-трех человек).
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с его помощью попробуем нагреть воду так, чтобы она закипела.
Дети: рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлено всё для опыта.
Опыт № 6.
Воспитатель: проводит опыт по превращению воды в пар.
Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
(Она кипит, булькает, бурлит).
Воспитатель:А какой температуры кипящая вода?
( Очень горячая. Кипяток).
Воспитатель: Можно ей обжечься?
(Да, она очень горячая, ей можно обжечься.
Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень горячая, а где теплая.
(Очень горячая: в чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке).
Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине. В батареях.
Воспитатель: Ребята, о каком свойстве воды мы узнали из этого опыта? (Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей).
Воспитатель: Правильно!
Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? ( Над чайником поднимается пар).
Воспитатель: Правильно, это - пар. Откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы не знаете, откуда пар взялся? (Он из чайника. Вода нагрелась, и появился пар).
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? (Оно запотело, и появились капельки).
Воспитатель: предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода.
Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагрета».
- Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель: Ребята, в нашей экспериментальной лаборатории хочу поделиться ещё одним секретом. Существуют предметы, которые не утонут ни в какой воде – ни в пресной, ни в соленой. А есть предметы, которые не удержат даже самое соленое море. Как вы думаете, что это за предметы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А что останется на плаву всегда?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю пройти в следующую лабораторию. Что вы видите перед собой? (Дети осматривают, ощупывают предложенные предметы: резиновый шарик, деревянный кубик, железную скрепку, кусок ткани, перо) . Что с помощью всего этого мы можем узнать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, давайте разобьёмся на пары и узнаем это.
Опыт № 7. «Тонет - не тонет»
На каждую пару детей по одному набору, состоящему из разных предметов (камень, гайка, деревянный кубик, вата, перо, резинка), по одной стеклянной банке с водой и по одной таблице с символами данных предметов, в которой они сами будут делать отметки, и по одному синему карандашу.
Воспитатель: Ребята, решите, кто в вашей паре будет работать с водой и предметами, а кто будет заполнять таблицу.
Один ребёнок из каждой пары поочередно опускает предметы. Вместе наблюдают за ним. За тем другой ребёнок делает отметку в таблице. Например, если железная гайка утонула – значит, символ гайки закрашивается полностью синим карандашом. Если деревянный кубик не утонул – значит, символ в таблице не закрашивается. По окончанию эксперимента берется таблица любой пары и на наглядном примере делается проверка вместе со всеми детьми.
- Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, давайте снимем фартуки, уберем наши рабочие места и отправимся обратно в д/с. Таблицы и схемы возьмем с собой.
Воспитатель: -Где сегодня мы были?
Ответы детей.
Воспитатель: Для чего мы отправились туда?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Нам могут пригодиться эти знания?
Ответы детей.
Воспитатель: Это очень важные знания. Они пригодятся вам. С кем мы можем поделиться этими знаниями?
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно! Эту книжечку мы отправим Незнайке. Мне очень приятно, что вы любите узнавать новое, умеете дружно работать. У меня для вас есть сюрприз- волшебная вода из целебного источника
" Живой источник". Она от болезней избавляет, да и силы прибавляет! Так что пейте на здоровье! Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по экспериментально - познавательной деятельности. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Конспект по эксперементально - позновательной деятельности. Тема : " Знакомство со свойствами воды".Цели. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, может менять свой цвет. Привить и...
Конспект занятия по познавательному развитию Тема: "Знакомство с фруктами" (вторая младшая группа)
Цель: Дать представление о трех, четырех фруктах (яблоко, лимон, апельсин).Задачи: - различать плоды по названию,особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.- развивать сенсорное ощущения,о...
Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с цветом предметов»
Конспект НОД по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с цветом предметов»Интеграция ОО: познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическая.Виды детской деятельности: п...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды».
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды». Цели: Формирование и систематизирование знаний детей о свой...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Волшебные свойства воды"
Данное занятие позволит расширить и закрепить представления детей о свойствах воды...
Конспект занятия по познавательному развитию Тема «Знакомство с компьютером»
Возрастная группа - старший дошкольный возраст (5-6 лет).Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитиеЦель: сформировать первоначальные представления о компьютере и сферах его при...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшей группы "Свойства воды"
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот...