Конспект ОД по ОО " Познавательное развитие". Тема: "Знакомство с основными свойствами воды".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Соломатина Елена Викторовна

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОО " Познавательное развитие" Тема: "Знакомство с основными свойствами воды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  

детей  подготовительной  группы

 по ОО " Познавательное развитие"

Тема: «Знакомство с основными свойствами воды»

Цель: Формирование у детей представления об основных свойствах воды и о значении воды в природе и жизни человека.

Задачи:

- Обучающие:

1)познакомить детей с основными свойствами воды:  прозрачность, бесцветность, текучесть,  отсутствие формы, вкуса и запаха, способность растворять и быть в газообразном состоянии;

2) развивать у воспитанников умения и навыки познавательно-исследовательской деятельности: наблюдать, анализировать ситуацию, выделять существенное,   обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности;

3) учить детей находить ответы на вопросы при помощи практических действий - опытов;

4) формировать у детей познавательный интерес к воде и понимание её значимости для жизни на Земле;

- Развивающие:

1) развивать речь, мышление, произвольное внимание, любознательность;

2) развивать умение делать выводы, умозаключения;

3) развивать коммуникативные навыки, организуя общение детей и взрослого; интерес к совместной деятельности;

- Воспитывающие:

1) воспитывать личностные качества ребенка: познавательную активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к воде;

2) совершенствовать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения;

3) воспитывать интерес к практической деятельности.

        Приоритетные образовательные области:

 «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

         Планируемые результаты: дети знают основные свойства воды; рассказывают о значении воды для человека; знают, как можно беречь воду.

         Целевые ориентиры: дети проявляют самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; дети достаточно активно владеют устной речью; у детей развита крупная и мелкая моторика; проявляют любознательность; обладают начальными знаниями о природном мире.

Материалы и оборудование: 

для воспитателя - ПК, проекционное оборудование, презентация, письмо, электрочайник, вода, молоко, сахар, карточки- схемы, аудиозапись  со звуками воды;

     для детей - стаканы с питьевой водой, мелкие игрушки, предметы круглой и квадратной формы (по количеству детей); комплект для экспериментирования «Тонет – не тонет» (железо – гайка, камень, деревяшка, резинка, вата, перо) – по количеству пар.

Предварительная работа: рассматривание глобуса и карты мира; проведение беседы «Если б не было воды»; заучивание стихотворений о роднике, реке, море.

Ход ОД:

  1. Введение в Од: мотивация детей.

Стук в дверь, почтальон приносит письмо.

        Воспитатель читает письмо:

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся».

-Ребята, а что вы знаете о воде?

(Показ слайдов)

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

  1. Совместная постановка практической цели  деятельности.

        

        Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

        Ответы детей. 

        Воспитатель – А как?

( Проведем опыты с водой,  выявим ее свойства и наблюдения отправим Незнайке).

        Воспитатель -  Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить  книжечку и отправить Незнайке.

  1. Актуализация знаний детей.

Воспитатель -  А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

( Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса. Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.)

        Воспитатель: Ребята, где в природе мы можем увидеть каплю воды?(Каплю воды можно увидеть  в кране, в реке, в море.)

        Воспитатель: Хорошо! А где еще мы можем увидеть капельку воды, вы узнаете, когда мы поиграем в игру «Мама Тучка».

        Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте все, что я скажу:

- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю (дети опускаются на корточки, затем поднимаются и прыгают). Попрыгали, попрыгали… (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки).Встретились ручейки и стали большой рекой («ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан(дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).

Где же ещё встречается капелька воды?

(В дожде, в ручейке, океане, на листике растения…)

  1. Совместное открытие нового знания.

Воспитатель:  Вы правильно указали, где встречается капелька воды. А теперь нам с вами предстоит выяснить, какими свойствами обладает вода. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию и станем исследователями.

На экране вывеска «Лаборатория».

Запомните правила поведения в лаборатории:

- Не шумите – этим вы мешаете другим.

- Аккуратно обращайтесь с лабораторной посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

- Слушайте воспитателя.

- Внимательно следите за результатами опыта.

- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

Дети: проходят к рабочим столам и надевают фартучки. На столах стаканы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой.

Опыт № 1.

     Воспитатель: Опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка? (Нет, игрушка не видна).

Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?( Игрушки видны хорошо).

Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность (Слайд № 1) - схема

Опыт № 2.

Воспитатель: Есть ли у воды вкус?  Возьмите стаканы с питьевой водой. Попробуйте воду. ( У воды нет вкуса).

Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что ещё одним свойством воды является отсутствие у неё вкуса (Слайд № 2)-схема

Опыт № 3.

Воспитатель:  Ребята, понюхайте воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

(Вода ничем не пахнет).

Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что ещё одним свойством воды является отсутствие у неё запаха (Слайд № 3)-схема

Опыт № 4.

          Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (Сахар растворился в воде.)

Воспитатель: Где в жизни мы можем наблюдать, как растворяется сахар в воде? (Мы можем видеть, как сахар растворяется в воде, за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким).

Слайд № 4: фотография  стакана чая.

Воспитатель: вместе с детьми делает вывод о том, что еще одним свойством воды является то, что в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель (Слайд № 5) - схема

Первичное закрепление нового знания детьми под руководством воспитателя.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».

Итак, начали: «Вода - это хорошо. Почему?».

Ответы детей:

- Вода нужна для питья, умывания.

- Водой можно закаляться.

- С водой можно играть.

- Из воды можно готовить еду.

- Водой моют пол, посуду, игрушки, стирают одежду.

- Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.

- В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода – это плохо. Почему?».

Ответы детей:

- Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

- Горячей водой можно обжечься.

- Если с водой неаккуратно обращаться и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть.

Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда  вода может булькать, кипеть и шипеть?

Ответы детей.

Воспитатель: Где мы можем так сильно нагреть воду, что она закипает?

Ответы детей.

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух-трех человек).

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте с его помощью попробуем нагреть воду так, чтобы она закипела.

Дети: рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлено всё для опыта.

Опыт № 6.

Воспитатель: проводит опыт по превращению воды в пар.

Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

(Она кипит, булькает, бурлит).

Воспитатель:А какой температуры кипящая вода?

( Очень горячая. Кипяток).

Воспитатель: Можно ей обжечься?

(Да, она очень горячая, ей можно обжечься.

Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень горячая, а где теплая.

(Очень горячая: в чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке).

Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине. В батареях.

Воспитатель: Ребята, о каком свойстве воды мы узнали из этого опыта? (Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей).

Воспитатель: Правильно!

Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? ( Над чайником поднимается пар).

Воспитатель: Правильно, это - пар. Откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы не знаете, откуда пар взялся? (Он из чайника. Вода нагрелась, и появился пар).

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? (Оно запотело, и появились капельки).

Воспитатель: предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода.

Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагрета».

  1. Включение нового знания в систему знаний.  

        Воспитатель:  Ребята, в нашей экспериментальной лаборатории хочу поделиться ещё одним секретом. Существуют предметы, которые не утонут ни в какой воде – ни в пресной, ни в соленой. А есть предметы, которые не удержат даже самое соленое море. Как вы думаете, что это за предметы?

        Ответы детей.

        Воспитатель:  Правильно. А что останется на плаву всегда?

          Ответы детей.

          Воспитатель:  Предлагаю пройти в следующую лабораторию. Что вы видите перед собой? (Дети осматривают, ощупывают предложенные предметы: резиновый шарик, деревянный кубик, железную скрепку, кусок ткани, перо) . Что с помощью всего этого мы можем узнать?

         Ответы детей.

        Воспитатель:  Правильно, давайте разобьёмся на пары и узнаем это.

Опыт № 7.  «Тонет - не тонет»

       На каждую пару детей по одному набору, состоящему из разных предметов (камень, гайка, деревянный кубик, вата, перо, резинка), по одной стеклянной банке с водой и по одной таблице с символами данных предметов, в которой они сами будут делать отметки, и по одному синему карандашу.

        Воспитатель:  Ребята, решите, кто в вашей паре будет работать с водой и предметами, а кто будет заполнять таблицу.

  Один  ребёнок из каждой пары поочередно опускает предметы. Вместе наблюдают за ним. За тем другой ребёнок делает отметку в таблице. Например, если железная гайка утонула – значит, символ гайки закрашивается полностью синим карандашом. Если деревянный кубик не утонул – значит, символ в таблице не закрашивается. По окончанию эксперимента берется таблица любой пары и на наглядном примере делается проверка вместе со всеми детьми.

  1. Подведение итогов.

        Воспитатель: Ребята, давайте снимем фартуки, уберем наши рабочие места и отправимся обратно в д/с. Таблицы и схемы  возьмем с собой.

        Воспитатель:  -Где сегодня мы были?

        Ответы детей.

        Воспитатель:  Для чего мы отправились туда?

        Ответы детей.

        Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вы справились с заданием?

        Ответы детей.

        Воспитатель:  Как вы думаете почему?

        Ответы детей.

        Воспитатель:  Нам могут пригодиться эти знания?

        Ответы детей.

        Воспитатель:  Это очень важные знания. Они пригодятся вам. С кем мы можем поделиться этими знаниями?

        Ответы детей.

        Воспитатель:  Замечательно!  Эту книжечку мы отправим Незнайке. Мне очень приятно, что вы  любите узнавать новое, умеете дружно работать. У меня для вас  есть сюрприз-  волшебная вода из целебного источника

" Живой источник". Она от болезней избавляет, да и силы прибавляет! Так что пейте на здоровье! Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментально - познавательной деятельности. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Конспект по эксперементально - позновательной деятельности. Тема : " Знакомство со свойствами воды".Цели.  Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, может менять свой цвет. Привить и...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: "Знакомство с фруктами" (вторая младшая группа)

Цель: Дать представление о трех, четырех фруктах (яблоко, лимон, апельсин).Задачи: - различать плоды по названию,особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.- развивать сенсорное ощущения,о...

Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с цветом предметов»

Конспект НОД по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с цветом предметов»Интеграция ОО: познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическая.Виды детской деятельности: п...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы Тема: «Свойства воды».  Цели: Формирование и систематизирование знаний детей о свой...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Волшебные свойства воды"

Данное занятие позволит расширить и закрепить представления детей о свойствах воды...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема «Знакомство с компьютером»

Возрастная группа - старший дошкольный возраст (5-6 лет).Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитиеЦель: сформировать первоначальные представления о компьютере и сферах его при...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшей группы "Свойства воды"

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот...