Экспериментирование - дерево и металл
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Болодурина Елена Сергеевна

Конспект занятия по экспериментальной деятельности - изучение свойств дерева и металла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_derevo-metall.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства дерева и металла»

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

         Задачи:

  • Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем;
  • Развивать познавательные способности детей в практических опытах с деревом и металлом.
  • Развивать логическое мышление.

Материал: 2 коробочки, большой гвоздь, карандаш, спички, молоток, деревянные бруски, металлические пластины, гвоздики, таз с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла рано утром в группу и увидела на полке две новые коробочки. А вот и записка к ним:

Цветной Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом проведет,

Там след кладет.

Любит нос везде совать,

И чертить, и рисовать.

Все раскрашивает сам

Разноцветным носиком.

Металлический Антошка

На очень тонкой ножке,

По головке постучишь

Что-нибудь да смастеришь.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.


Ответы детей.

Воспитатель: А как же узнать в какой коробочке карандаш, а в какой – гвоздь? (ответы детей)

- А если не смотреть, то, как можно узнать? (ответы детей)

- Давайте попробуем узнать по звуку. Как это сделать?

- А сейчас попробуем определить на ощупь с закрытыми глазами.

- Вот и наши гости, посмотрите, они очень рады встрече с нами. Знакомьтесь дети, это – карандаш Ивашка, а это – гвоздь Антошка. Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее – дерево или металл. Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов.

- Как вы думаете, прав карандаш? Какие предметы делают из дерева? (ответы детей)

- А гвоздь с карандашом не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают. Какие предметы из металла вы знаете? (ответы детей)

- Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

Вывод: И из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и гвоздь и карандаш правы.

- Но, гвоздь Антошка не унимается, продолжает спор. Говорит, металл все равно важнее и нужнее!

- Ребята, а давайте мы узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов из металла. У вас на столах лежат металлические платины и деревянные бруски. Отличаются ли они? Чем? Давайте проверим!

Опыт «Какой предмет холоднее?»

Возьмите в одну руку деревянный предмет, а в другую – металлический. Какой предмет холоднее? Значит, о металле мы можем сказать, что металл – материал….. холодный, а дерево - ……теплый!

- Ребята, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете? _дерево_ Почему? (Дерево – материал теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло).

- Карандаш Ивашка очень гордится тем, что он сделан из теплого материала. А гвоздь не унимается. А я, говорит, очень твердый!

Опыт «Тверже - мягче»

- Ребята, возьмите металлическую пластину и попробуйте провести черточку на деревянном брусочке. Получилось?

- А теперь, наоборот, попробуйте провести деревянным брусочком черточку на металлической пластине. Получилось? Почему, как вы думаете? (предположения детей) А не получилось у нас потому, что металл – материал очень твердый, он тверже дерева, поэтому на нем ничем деревянным черточку не проведешь, а дерево мягче металла.

- Но, спор не утихает. Гвоздь говорит, что он еще и очень прочный!

- Ребята, возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось? Значит, он какой? (прочный)

- Теперь попробуйте сломать спичку. Получилось! Значит, что можно сказать про спичку, что она какая? (хрупкая).

- Ребята, скажите, если вам нужно сделать нож, какой материал вы возьмете – металл или дерево? Почему? (металл тверже дерева) А какие предметы можно сделать из дерева металлическим ножом? (деревянные ложки, матрешки).

- Устали спорить Антошка и Ивашка, ни к чему спор не приводит, решили подружиться и отправится вместе в обратный путь в свою сказочную страну.

- А пока они идут, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»

- Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: теплый – холодный, мягкий – твердый, хрупкий – прочный, тяжелый – легкий и т.д.

Шли они, шли и вышли к речке. Обрадовался карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!» А гвоздь Антошка приуныл. Как вы думаете, почему?

-Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?

Опыт «Тонет – плывет»

- Какой можно сделать вывод? (металл – тяжелый, а дерево – легкое)

- Как же тогда гвоздю Антошке перебраться на другой берег? (версии детей, помощь карандаша)

- Ребята, если вы захотите сделать лодочку, из какого вы материала ее сделаете, чтобы она поплыла?

Переправились наши приятели на другой берег, навстречу новым приключениям. А что было дальше, я предлагаю вам придумать самим и нарисовать. Знаю только, что на пути им повстречались две подружки, которые также как и они бесконечно ссорились и ругались, но это уже совсем другая история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства дерева и металла.

ГБОУ АО «Сольвычегодский детский дом №2»      НОД «Познание» (интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Труд»)в подготовительной к ш...

Конспект занятия.Тема:"Знакомство со свойствами дерева и металла"(средняя группа)

Конспнкт занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл - холодный материал, дерево - теплый, металл прочнее дерева); показать детям, как свойство этих материалов люди используют при изготовлении пре...

Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”

Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:-  образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерев...

Конспект беседы с элементами экспериментирования “Ознакомление с деревом и металлом”

Данная беседа поможет воспитателям познакомить детей 4-6 лет со свойствами дерева и металла...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство со свойствами дерева и металла».

Цель: уточнить знания о свойствах дерева и металла, познакомиться с новыми свойствами этих материалов. Задачи:образовательные: познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева, учить...