Конспект НОД "Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_oblast.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Возраст детей: 6-7 лет
Формы занятия (НОД): фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы организации: группа.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о традициях празднования русским народом Масленицы;
- учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными.
- закрепить последовательность дней недели.
Развивающие:
- развивать мышление, речь;
-совершенствовать речевое дыхание и дикцию с помощью скороговорки;
-пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: крынка, лакомка, мечи.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к русским народным традициям.
Словарь новых слов: крынка, лакомка, мечи.
Предварительная работа: Заучивание закличек и частушек, рассматриваниекартинок на тему «Масленица».
Оборудование и материалы: крынка, платочки на каждого ребенка, маска котика, костюм бабушки, декорация-домик, блины, презентация на тему «Масленица», мультимедийное оборудование.
Слайд 1
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.) У вас у всех есть бабушки. А чьи бабушки живут в деревне? (Ответы детей.) У меня есть тоже знакомая бабушка Матрена и она тоже живет в деревне, и сегодня мы к ней поедем в гости. А поедем мы на паровозе. Давайте сделаем паровоз и поехали. (Дети изображают паровоз и со звуками: «Ту-тууууу!» продвигаются к избе Матрены.
А вот и наша остановка, деревня Веселовка, а вот и домик нашей бабушки Матрены. (Воспитатель подходит к домику бабушки и стучит). Есть ли кто дома?
(Выходит бабушка Матрена)
Бабушка Матрена: Здравствуйте, гости дорогие, проходите, присаживайтесь. (Зевая) Ох, и рано меня мой петушок разбудил и всем о приходе весны прокричал. А я думаю, не рано ли? Как вы думаете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны, которые мы наблюдали на прогулке.
Дети: Солнце ярко светит, снег растаял, тепло и т. д.
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла.
1-й ребенок: Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
2-й ребенок: Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну теплую,
Лето плодородное
Весну с дождем,
Лето с травами.
Весну с солнышком,
Лето с зернышком.
Бабушка Матрена: Какие хорошие заклички о весне. А чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы. А кто знает, как называется праздник проводов зимы?
Дети: Масленица.
Слайд 2
Бабушка Матрена: С давних времён Масленица — самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна. Вот посмотрите, как художник Кустодиев изобразил Масленицу на своей картине, которая так и называется «Масленица». Ребята, когда вы смотрите на картину, у вас какое настроение появляется: радостное праздничное или грустное и скучное.
Дети: Праздничное.
Празднование начиналось по строго расписанному порядку.
Слайд 3
Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». В этот день из соломы делали куклу — Масленицу, наряжали ее в женский наряд, усаживали в сани и с песнями и звонким смехом везли по улицам. Сани с чучелом масленицы останавливались у каждого двора. В обмен на песни, хозяева дома угощали детишек и взрослых свежими блинами.
Слайд 4
А у нас вот такая Масленица. Дети, поздоровайтесь с Масленицей.
3-й ребенок: Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
4-й ребенок: Масленица — кривошейка,
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
Слайд 5
Бабушка Матрена: Второй день — вторник, звался «Заигрыш». В этот день начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гуляния, представления скоморохов. Молодые парни и девушки катались с горок.Парни присматривали себе невесту, а девушки – жениха.
Слайд 6
Весь день был посвящен играм и развлечениям. Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки». (Показываю детям крынку и объясняю её назначение)
В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой..Котика мы выберем с помощью считалки:
На выбранного котика одеваем шапочку..Проводится игра «Крыночки».
Слайд 7
Бабушка Матрена: Третий день — среда «Лакомка». Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда кто-то любит что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками.
Вот в середу в каждом доме накрывались столы со всевозможными угощениями. Собирались целыми семьями и ходили к в гости к бабушке на блины.
О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).
Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.
Слайд 8
Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». В этот день было больше всего развлечений, устраивали ярмарки, где продавали блины, пироги, конфеты, разные игрушки и много всего другого. А развлекали всех веселые скоморохи.
Слайд 9
В четверг обязательно строили снежную крепость и самые смелые штурмовали ее, старались забраться на самую вершину.
Слайд 10
И с утра до вечера звенели веселые частушки.
Воспитатель: Бабушка Матрена, а наши дети тоже знают частушки и сейчас нам их споют.
Эй, девчонки — хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
5-й ребенок:
Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!
6-й ребенок:
В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
А у Лизы и Володи
7-й ребенок:
От конфет глаза горят.
В нашей группе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!
8-й ребенок:
25 блинов здоровых
Съела за один присест.
И теперь на юбке новой
Не найду я чистых мест.
9-й ребенок:
Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!
Воспитатель: Это шуточные частушки и наши девочки все опрятные, аккуратные и конечно же вырастут хорошими хозяйками.
Слайд 11
Бабушка Матрена: В четверг ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно не скоро сказать, а правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
Слово «мечи» — значит бросать метко. (Дети повторяют скороговорку.)
Слайд 12
Бабушка Матрена: Следующий день недели, пятница - "Тещины вечерки". В этот день приглашают в гости бабушку и угощают ее блинами.
Слайд 13
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
В гостях ели блины и играли в разные игры. И мы тоже сейчас поиграем в игру «Скажи правильно». Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?», «какие?». ( Проводится игра «Скажи правильно»).
Слайды 14-20
Слайд 21
Бабушка Матрена: А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». В этот день все люди просили у друг друга прощения, если сделали кому-то что-то плохое, и говорят друг другу «Прости меня, , если в чём виноват перед тобой», а другой отвечал» Бог простит, и я прощу!», кланялись друг другу и целовались.
Слайд 22
А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой. В этот день сжигали чучело Масленицы. Существует примета, если чучело масленицы горит ярко и быстро сгорает, значит скоро наступят теплые весенние дни.
Вот так праздновали раньше и празднуют сейчас проводы зимы.
Слайд 23
Воспитатель: Бабушка матрена, нам очень понравилось у тебя в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад.Но сначала давайте вспомним, ребята:
- Про какой праздник мы сегодня говорили?
- Когда праздную Масленицу?
- Что нового вы узнали про этот праздник?
Слайд 24
Бабушка Матрена: Ребята, мне очень понравилось, как мы с вами играли и веселились сегодня. За это я хочу вас угостить блинами.
Воспитатель: Давайте поблагодарим бабушку Матрену, сядем в наш паровоз и поехали в детский сад. А блинами мы полакомимся на полдник.
Дети прощаются и «уезжают» на паровозе в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....