Конспект НОД "Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Политова Людмила Ивановна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_oblast.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Возраст детей: 6-7 лет

Формы занятия (НОД): фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы организации: группа.

Задачи:

 Образовательные:

- формировать представления детей о традициях празднования русским народом Масленицы;

- учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными.

- закрепить последовательность дней недели.

Развивающие:

- развивать мышление, речь;

-совершенствовать речевое дыхание и дикцию с помощью скороговорки;

-пополнять словарный запас детей народными словами и выражениями: крынка, лакомка, мечи.

 Воспитательные:

- воспитывать уважение к русским народным традициям.

Словарь новых слов: крынка, лакомка, мечи.

Предварительная  работа: Заучивание закличек и частушек, рассматриваниекартинок на тему «Масленица».

Оборудование и материалы: крынка, платочки на каждого ребенка, маска котика, костюм бабушки, декорация-домик, блины, презентация на тему «Масленица», мультимедийное оборудование.

Слайд 1

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.) У вас у всех есть бабушки. А чьи бабушки живут в деревне? (Ответы детей.) У меня есть тоже знакомая бабушка Матрена и она тоже живет в деревне, и сегодня мы к ней поедем в гости. А поедем мы на паровозе. Давайте сделаем паровоз и поехали. (Дети изображают паровоз и со звуками: «Ту-тууууу!» продвигаются к избе Матрены.

А вот и наша остановка, деревня Веселовка, а вот и домик нашей бабушки Матрены. (Воспитатель подходит к домику бабушки и стучит). Есть ли кто дома?

(Выходит бабушка Матрена)

Бабушка Матрена: Здравствуйте, гости дорогие, проходите, присаживайтесь. (Зевая) Ох, и рано меня мой петушок разбудил и всем о приходе весны прокричал. А я думаю, не рано ли? Как вы думаете?
Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны, которые мы наблюдали на прогулке.

Дети: Солнце ярко светит, снег растаял, тепло и т. д.
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла.

1-й ребенок: Весна! Весна красна! 
                     Тепло солнышко!
                     Приди скорей,
                     Согрей детей!
                     Приди к нам с радостью!
                     С великой милостью!
                     С льном высоким!
                     С корнем глубоким!
                     С хлебом богатым!

2-й ребенок: Жаворонки-жавороночки!
                      Перепелки-перепелочки!
                      Прилетите к нам,
                      Принесите нам
                      Весну теплую,
                      Лето плодородное
                      Весну с дождем,
                      Лето с травами.
                      Весну с солнышком,
                      Лето с зернышком.

Бабушка Матрена: Какие хорошие заклички о весне. А чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы. А кто знает, как называется праздник проводов зимы?

Дети: Масленица.

Слайд 2

Бабушка Матрена:  С давних времён Масленица — самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Масленица приходит с блинами да с пирогами, с играми да с забавами. Все радуются, что прошла зима и наступает весна. Вот посмотрите, как художник Кустодиев изобразил Масленицу на своей картине, которая так и называется «Масленица». Ребята, когда вы смотрите на картину, у вас какое настроение появляется: радостное праздничное или грустное и скучное.

Дети: Праздничное.

Празднование начиналось по строго расписанному порядку.

Слайд 3

Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». В этот день из соломы делали куклу — Масленицу, наряжали ее в женский наряд, усаживали в сани и с песнями и звонким смехом везли по улицам. Сани с чучелом масленицы останавливались у каждого двора. В обмен на песни, хозяева дома угощали детишек и взрослых свежими блинами. 

Слайд 4

 А у нас вот такая Масленица. Дети, поздоровайтесь с Масленицей.

3-й ребенок:  Здравствуй, Масленица годовая,

                        Наша гостьюшка дорогая!

                        Приезжай на конях вороных,

                        На саночках расписных.

 4-й ребенок:    Масленица — кривошейка,

                           Встретим мы тебя хорошенько!

                           С блинцами,

                           С каравайцами,

                           С вареничками!

Слайд 5

Бабушка Матрена: Второй день — вторник, звался «Заигрыш».  В этот день начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гуляния, представления скоморохов. Молодые парни и девушки катались с горок.Парни присматривали себе невесту, а девушки – жениха.

Слайд 6

 Весь день был посвящен играм и развлечениям.   Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки». (Показываю детям крынку и объясняю её назначение)   

В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой..Котика мы выберем с помощью считалки:

На выбранного котика одеваем шапочку..Проводится игра «Крыночки».

Слайд 7

Бабушка Матрена:  Третий день — среда «Лакомка». Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда кто-то любит что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками.  

Вот в середу  в каждом доме накрывались столы со всевозможными угощениями. Собирались целыми семьями и ходили к в гости к бабушке на блины.

 О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.

Слайд 8

Четвёртый день —  «Широкий четверг», «Широкая масленица». В этот день было больше всего развлечений, устраивали ярмарки, где  продавали блины, пироги, конфеты, разные игрушки и много всего другого. А развлекали всех веселые скоморохи.

Слайд 9

 В четверг обязательно строили снежную крепость и самые смелые штурмовали ее, старались забраться на самую вершину.

Слайд 10

И с утра до вечера звенели веселые частушки.

Воспитатель: Бабушка Матрена, а наши дети тоже знают частушки и сейчас нам их споют.

 Эй, девчонки — хохотушки,              

 Запевайте-ка частушки,                      

 Запевайте поскорей,                            

 Чтоб порадовать гостей!    

5-й ребенок:                 

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

6-й ребенок:

В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
А у Лизы и Володи

7-й ребенок:
От конфет глаза горят.

В нашей группе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!

8-й ребенок:

25 блинов здоровых
Съела  за один присест.
И теперь на юбке новой
Не найду я чистых мест.

9-й ребенок:

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Воспитатель: Это шуточные частушки и наши девочки все опрятные, аккуратные и конечно же вырастут хорошими хозяйками.   

 Слайд 11

 Бабушка Матрена: В четверг  ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит!  Только такой уговор: важно не скоро сказать, а правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

Слово «мечи» —  значит бросать метко.  (Дети повторяют скороговорку.)

Слайд 12

Бабушка Матрена: Следующий день недели, пятница - "Тещины вечерки". В этот день приглашают в гости бабушку и угощают ее блинами.

Слайд 13
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.

В гостях ели блины и играли в разные игры. И мы тоже сейчас поиграем в игру «Скажи правильно». Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?», «какие?». ( Проводится игра «Скажи правильно»).

Слайды 14-20

Слайд 21


Бабушка Матрена
: А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». В этот день все люди просили у друг друга прощения, если сделали кому-то что-то плохое, и говорят друг другу «Прости меня, , если в чём виноват перед тобой», а другой отвечал» Бог простит, и я прощу!», кланялись друг другу и целовались.

Слайд 22

А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой. В этот день сжигали чучело Масленицы. Существует примета, если чучело масленицы горит ярко и быстро сгорает, значит скоро наступят теплые весенние дни.

Вот так праздновали раньше и празднуют сейчас проводы зимы.

Слайд 23

Воспитатель: Бабушка матрена, нам очень понравилось у тебя в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад.Но сначала давайте вспомним, ребята:

- Про какой праздник мы сегодня говорили?

- Когда праздную Масленицу?

- Что нового вы узнали про этот праздник?

Слайд 24

Бабушка Матрена: Ребята, мне очень понравилось, как мы с вами играли и веселились сегодня. За это я хочу вас угостить блинами.

Воспитатель: Давайте поблагодарим бабушку Матрену, сядем в наш паровоз и поехали в детский сад. А блинами  мы полакомимся на полдник.

Дети прощаются и «уезжают» на паровозе в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....