Познавательно-развивающий проект "Первоцветы Кузбасса".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познавательно-развивающий краткосрочный проект по лексической теме "Первоцветы Кузбасса".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
слайды к проекту | 2.49 МБ |
проект | 177.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация: Данный материал содержит набор красочных слайдов, позволяющих дать учащимся представление о многообразии первоцветов . Цель: Расширение знаний детей о первоцветах Кузбасса . Задачи: организовать содержательный досуг дошкольников , популяризация экологического воспитания , формировать бережное отношение к дикорастущим растениям.
Мать-и-мачеха Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха
Медуница Медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.
Сон - трава Дальний лес стоит стеной, А в лесу, в глуши лесной, На суку сидит сова. Там растет усни-трава. Говорят, усни-трава Знает сонные слова: Как шепнет свои слова, Сразу никнет голова.
Подснежник Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает..
Предварительный просмотр:
И
Познавательно-развивающий проект
по лексической теме:
«Цветы. Первоцветы Кузбасса»
«Природа - это единственная книга, каждая страница которой, полна глубокого содержания»
И.В. Гёте
Пояснительная записка
Автор проекта: Селезнева Людмила Николаевна – воспитатель подготовительной группы.
Образовательное учреждение: «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №4. Детский сад комбинированного вида
г. Кемерово».
Проект: По лексической теме: « Цветы. Первоцветы Кузбасса».
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы.
Длительность: 1 неделя
Интеграция образовательных областей: познавательное; художественно-эстетическое развитие;
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена недостаточными знаниями и представлениями о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут, какую пользу приносят. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Данный проект позволяет пополнить знания детей об окружающем мире. В процессе реализации проекта дети овладевают навыками самостоятельного поиска. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Цели: Пополнение и расширение знаний по теме «Первоцветы», формирование лексико-грамматического строя речи, расширение и обогащение активного словаря.
Расширение первичных естественно - научных и экологических представлений.
Закрепление знания примет весны.
Расширение и уточнения словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение произведений о первых цветах, разучивание стихов,
чистоговорок, изготовление поделок, наблюдения за цветами на участке детского сада и в парке, подбор и разучивание подвижных игр, заданий для развития памяти, внимания и мышления, экскурсия в парк.
Задачи: Развивать мелкую моторику, логическое мышление слуховое, зрительное восприятие и внимание.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Расширить кругозор знаний у детей проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвовать в разучивании стихов, загадок; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при рассматривании слайдов.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.
Работа по осуществлению проекта проходит в 3 этапа:
1-этап подготовительный: (Понедельник, Вторник).
Задачи воспитателя:
- Сформировать интерес к теме «Первые цветы».
- Обеспечить необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
- Развивать умение пользоваться речевыми средствами общения.
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление у детей.
2-этап основной: (Среда, Четверг).
Задачи воспитателя:
- Обогащать материал по теме «Первоцветы».
- Активизировать предметный словарь.
- Развивать познавательную активность.
- Формировать эстетический вкус, отображая красоту цветов в рисунках, аппликации.
3- этап заключительный: (Пятница).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы с детьми.
Этапы реализации проекта:
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки проведения |
1-этап подготовительный | Понедельник Вторник | |
1 | Изучение уровня знаний о цветах | |
2 | Подбор методической и художественной литературы | |
3 | Информационное обеспечение проекта | |
4 | Изготовление дидактических пособий по теме | |
5 | Подбор наглядного материала | |
6 | Планирование занятия | |
7 | Составление композиций и аппликаций из цветов | |
8 | Беседы и рассказы воспитателя о первоцветах | |
9 | Загадывание загадок и заучивание стихотворений | |
10 | Дидактические и речевые игры | |
2-этап основной | Среда Четверг | |
1 | Ознакомление детей с первыми весенними цветами. | |
2 | Украсить полотно весенними цветами | |
3 | Классифицировать цветы: садовые, полевые, луговые, лесные, комнатные | |
4 | Составление загадок описательного характера | |
5 | Работа над пополнением словарного запаса (См. Приложение 1). | |
6 | Игры и упражнения по теме (См. Приложение 2) | |
7 | Игра на развитие слухового внимания «Определи на слух самое короткое слово» | |
8 | Формирование лексико- грамматических средств языка (См. Приложение 3) | |
9 | Развитие разговорно-описательной речи (См. Приложение 4) | |
3- этап заключительный | Пятница | |
1 | Создание альбома «Первые цветы» |
Формы реализации проекта:
Занятие (тематическое) (См. Приложение 5);
Создание выставки творческих работ детей, поделки из бумаги или открытки на поставленную тему;
Совместная ИЗО деятельность;
Чтение стихотворений, загадывание загадок, составление рассказов о цветах.
Оборудование: слайды с изображениями первоцветов, иллюстрированный набор открыток, разрезные открытки, пазлы по теме «Первые весенние цветы», цветные карандаши, краски, цветная бумага, альбомы, ватман, контейнер с деталями плоскостного изображения цветов, подборка стихов, загадок и художественных произведений живые первоцветы, мультимедийная установка.
Результат:
1.Удетей пополнился словарный запас.
2. Усовершенствовался грамматический строй речи и связная речь.
3. У детей повысился познавательный интерес и любознательность, высокая активность
4. Установилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с воспитателями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ
6. Дети бережно относятся к природе, различают и называют цветы ближайшего окружения.
Используемая литература:
1.Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2006г.
2.Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». Творческий центр. Москва 2007г.
3.И.А. Морозова, М.А.Пушкарёва «Ознакомление с окружающим миром». Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006г.
4. А.А. Плешаков «Зелёные страницы». Москва «Просвещение» .1994г.
5. «Книга для чтения в детском саду и дома». Пособие для воспитателей детского сада и родителей». «Издательство Оникс», 2009г.
6.В.Зотов «Лесная мозаика». Москва «Просвещение» 1993г.
7. «Дошкольник» 2009г. №3 Журнал для педагогов.
Приложение 1
Работа над пополнением словарного запаса
- Существительные (первоцвет, почка, подснежник, мать- и-мачеха, одуванчик, медуница).
- Глаголы (таять, греть, расцветать, распускаться).
- Прилагательные (яркий, рыхлый, маленький, мелкий, душистый, гладкий, шероховатый, хрупкий, нежный. пушистый, глянцевый).
Приложение 2
Игры и упражнения по теме « Цветы. Первоцветы Кузбасса»
1.Вспомни и скажи, какие цветы зацветают первыми.
2.Опиши любой из этих цветов. Скажи когда он зацветает , где растёт, как выглядит.
3.Чего больше цветков или листьев? Цветков или лепестков?
4.Какое слово не подходит? (Дуть, дунул, сдул, диванчик. Цветок, цветик, расцветка, свисток, цветастый).
5. Что лишнее и почему? (нарцисс, примула, апельсин. Подснежник, верба. одуванчик. мать-и-мачеха).
6. Сосчитай до 5.(Одуванчик, подснежник)
7.Отгадай загадку и нарисуй отгадку
8.Вставь нужный предлог. (… нарцисса шесть лепестков. Подснежник вырос …проталинке. Цветы поставили …вазу.)
9. Дидактические игры «Угадай и нарисуй» (узнай цветок по описанию и нарисуй его), «Ботаническое лото», «Кто ты?», «Собери букет», «Чей цветок?», «Бывает - не бывает» (Зимой Лена собрала букет ромашек»), «С какого цветка лист?»
Приложение 3
Формирование лексико-грамматических средств языка
- Введение в активный словарь детей обобщающие понятия «первоцветы»
- Совершенствование сенсорных способностей детей, закрепление знания о цвете, геометрических формах, умения узнавать цветы по запаху. Учить выражать словами свои ощущения.
- Обогащение словаря по теме.
- Упражнения в образовании и употреблении родственных слов (цветок, цветочек, цветик, цветной)
- Введение в пассивный словарь детей сложные слова (первоцветы, разноцветные)
- Активизация в речи детей приставочных глаголов в ед.числе (рос-вырос, цветёт-зацветёт-расцветёт)
- Обучение детей образованию глаголов от прилагательного (Зелёный –зеленеет. Мать-и-мачеха желтеет. Подснежник белеет.)
- Подбирать прилагательные к существительному (весенний, нежный, хрупкий и т.д.), в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Закрепление умения согласовывать числительные с существительными и включать эти сочетания в предложения.
- Упражнение в составлении предложений разных конструкций ( с предлогами в, к, на, за, от и др.),с использованием глаголов хочу, хотят ( Я хочу собрать букет цветов для своей мамы),с использованием союза потому-что ( Цветы вырастают весной, потому-что становится тепло и тает снег.)
- Составление предложений по опорным словам.
- Развитие разговорно-описательной речи
- Составление предложений и рассказов из собственного опыта.
Приложение 4
Развитие разговорно-описательной речи
- Развитие образности речи, учить эмоционально описывать цветы, передавая интонацию конца Чтение рассказа «Подснежники» По И. Соколову-Микитову.(Пересказ, ответы на вопросы)
- Развитие логического мышления детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы (сравнивать между собой цветы),устанавливать зависимость их жизни от времени года и погоды), исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Продолжать упражнять в составлении предложений разной конструкции по наблюдениям, в объединении их в рассказ-описание.
- Продолжать упражнять в составлении загадок о цветах и умении обосновать свою отгадку.
- Учить рассказывать стихи ,диалоги, загадки, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.
Приложение 5
Конспект-занятия по теме: «Цветы. Первоцветы Кузбасса» в подготовительной группе.
Цели и задачи:
Расширение и уточнение словаря по теме «Цветы. Первоцветы Кузбасса».
Совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря по теме, учить исполнять роли в соответствии с образом.
Учить составлять рассказы-описания о цветах.
Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, памяти, тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, доброжелательности в игре и на занятии.
Создавать эмоциональный положительный фон.
Продолжать учить видеть красоту природы.
Воспитывать бережное отношение к творениям природы.
Оборудование:
Картинки первоцветов (подснежник, пролеска, фиалка, ландыш, одуванчик, примула, медуница); шапочки для инсценировки ноутбук; цветные карандаши.
Предварительная работа: заучивание загадок, рассказов и инсценировки о первоцветах, рассматривание цветов в альбоме.
Ход занятия.
1.Организационный момент. (Речь с движением)
Улыбаются все люди
Весна, весна! (хлопки в ладоши)
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна (повороты туловища в стороны)
По лугу, лесу и полянке
Идёт, идёт, идёт (шагают)
На солнышке скорей погреться
Зовёт, зовёт, зовёт (зовут к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит (щёлкают пальцами)
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит (потирают руки)
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов (делают «цветок»)
И всё живое сразу слышит
Весенний зов (сжимают и разжимают кулачки).
Воспитатель: Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Чуть запахло весной, и появились первые цветы.
Первые весенние цветы радуют нас своей красотой и тонким ароматом.
Пальчиковая гимнастика "Фиалка".
На солнечной опушке Дети стоят.
Фиалка расцвела – Руками изображают цветок.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла. Цветок над головой.
В траве она хоронится Взмахом рук показывают вниз.
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится Наклоняются и «берут цветочек».
И бережно возьмет.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Весна). Назовите весенние месяцы.
Дети:
март
апрель
май
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Встреча с весенними цветами. Как называются цветы, которые зацветают первыми?
Дети: Они называются первоцветы.
Воспитатель: Посмотрите на полянку, какие первоцветы вы сейчас видите. Подойдите к этим цветам (дети смотрят изображения па мультимедийной доске)
Дети загадывают загадки:
1.Из под снега вырастают
Раньше всех весну встречают.
(Подснежники)..
2.У реки на лугу
Босиком на снегу,
Первые цветочки –
Желтые глазочки.
(Мать - и - мачеха).
3.Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко,
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари:
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(Ландыш).
4.Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.
«Букет»
Воспитатель:
Ходим, ходим по лужку, Дети двигаются по кругу,
Собираем по цветку. в центре ребенок с букетом.
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет!
Кто же, кто же, кто готов
Получить букет цветов?
И не ты, и не ты –
Вот кому мои цветы! Отдают букет другому ребенку.
Воспитатель: Я предлагаю вам понюхать цветы. Понюхаем. Аромат цветов вдыхаем. Вдох носом. Выдох ртом с произнесением «Ах, как чудно пахнет цветок».
Воспитатель: Цветы перепутались. Помогите их разобрать. На экране разные цветы. Вам надо назвать лишний цветок и объяснить, почему он лишний.
Электронная игра «Четвертый лишний»
• Подснежник, фиалка, крокус, роза.
• Колокольчик, медуница, примула, ландыш.
• Пролеска, астра, одуванчик, подснежник.
• Фиалка, пролеска, пион, ландыш.
• Мак, подснежник, медуница, крокус.
Воспитатель: Я вам буду называть цветы, а вы мне говорите ласково.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цветок –
Подснежник –
Пролеска –
Фиалка –
Примула –
Медуница –
Воспитатель: Ребята, кто правильно ответит на вопрос.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Ранние цветки –
Холодно –
Солнечно –
Расцвел цветок –
Большой цветок –
Мягкая земля.
Воспитатель: Каждый цветок красив по отдельности.
Упражнение «Цветок».
Вырос цветок на весенней полянке, Дети соединяют неплотно ладони
Нежную голову робко поднял. и поднимают их перед собой.
Ветер подул – он качнулся неловко, Покачивают ладонями медленно,
Он испугался, затрепетал. быстро.
Ветер бутоны качает упрямо, Наклоняют ладони соответственно
Вперед и назад, налево, направо. вперед, назад, влево, вправо.
Воспитатель: Мы с вами назвали весенние цветы. Постарайтесь описать весенний цветок.
(На экране появляется подснежник).
Это подснежник. Подснежник – растет под снегом. Это цветок появляется ранней весной. У подснежника светло-зеленый стебелек с бутонами. Цветы белоснежно-голубоватого цвета. Подснежники первыми выходят из-под снега. Расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев.
(На экране появляется медуница)
Это медуница. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром. Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.
(На экране появляется ландыш)
Это ландыш. Ландыши растут в тени деревьев. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыши расцветают в мае. У ландыша очень нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. Ландыши – полезные лекарственные растения.
(На экране появляется фиалка)
Это фиалка. Фиалка – расцветает в середине мая. Фиалки растут под деревьями и кустами. Название фиалка произошло от названия цвета лепестков. Лепестки фиолетовые – цветок называется фиалка. Фиалку используют в медицине для приготовления лекарств. Некоторые виды фиалок обладают нежным запахом.
(На экране появляется одуванчик)
Это одуванчик. Одуванчик – расцветает в мае. Ярко-желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху длинного стебля – цветоноса. На этом стебле нет листиков. Растут одуванчики в огородах и садах, вблизи домов, по обочинам дорог, на лугах и полянах. Одуванчик – лекарственное растение.
(На экране появляется примула)
Это примула. Цветение наступает ранней весной. Светло-зеленые или ярко-зеленые листья. Ароматные цветки. Цветы примула могут быть желтым, розовым, белым, красным цветом.
Воспитатель: Действительно, весной появляется много красивых, ароматных цветов.
Воспитатель: Ребята, волшебница весна, передала для вас эти замечательные цветы, срисуйте их.
Окончание занятия. Воспитатель предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии. Оценивается деятельность каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной познавательно-развивающей НОД "Курочка Рябушечка в гости к нам пришла"
Занятие построено на образно-игровой основе,носит познавательно-развивающий характер,с использованием детского экспериментирования....
Конспект интерактивной познавательно-развивающей игры воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Осенние листочки" с использованием инновационной технологии И.А.Лыковой "Живой натюрморт".
Перед занятием была проведена большая методическая работа по закреплению знаний детей о птицах, насекомых, цветах,которые дети видели летом , а так же о животных, живущих в лесу. Посмотрите, что...
Познавательно-развивающее занятие с детьми старшей группы "Осень"
Познавательно-развивающее занятие р азработано по стандартам ФГОС ДО для детей 5-6лет. Рекомендуется для педагогов-психологов и воспитателей....
Авторское познавательно — развивающее пособие «Чудо – книжка»
В данном авторском познавательно – развивающем пособии, представлены элементы из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в ...
Блок познавательно - развивающих занятий для старших дошкольников «Истории учиться всегда пригодится».
В представленном материале содержатся выдержки из проекта «Истории учиться всегда пригодится», а именно: блок познавательно-развивающих занятий (состоящий из трех частей) по обозначенным проблемам.Осо...
Познавательно-развивающее мероприятие по поликультурному образованию "Цветочные государства"
Дефиле "Цветочные государства"...
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...