Исследовательская деятельность "Чудесный мир бумаги"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Мы любим рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги и журналы. На занятиях мы пишем в рабочих тетрадях. Все то, о чем мы написали, связано с бумагой. Именно бумаге посвящена наша исследовательская работа. Бумага – один из самых доступных материалов, который есть практически везде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_10_gruppa.doc | 1012.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида»
Исследовательская работа
в старшей группе
«Чудесный мир бумаги»
Воспитатели: Курьерова Г.А.
Габова Н.В.
Инструктор по физической культуре:
Шалган Т.Ю.
- Сыктывкар, 2015 -
Оглавление.
I. II 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. III 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. IV V VI | Введение …………………………………………………………… Теоретическая часть .............................................................. Что мы знаем о бумаге?...................................................................... Значение слова «бумага» …………………………………………… История бумаги как материала для письма …………………… Как делают бумагу?............................................................................. Виды бумаги ………………………………………………………… Практическая часть ……………………………………………..... Социологический опрос……………….………………..…………… Опыты с бумагой. Свойства. Процесс приготовления бумаги в ручную………………………………………………………………. Игры с бумагой……………………………………………………… Поделки из бумаги…………………………………………………… Заключение ………………………………………………………... Литература ………………………………………………………… Приложение……………………………………………………....... |
Введение
Мы любим рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги и журналы. На занятиях мы пишем в рабочих тетрадях. Все то, о чем мы написали, связано с бумагой. Именно бумаге посвящена наша исследовательская работа. Бумага – один из самых доступных материалов, который есть практически везде.
Тема нашей работы: «Бумага и ее свойства»
Название работы: «Чудесный мир бумаги»
Целью данного исследования является выяснение свойств бумаги.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с видами бумаги.
2. Исследовать историю появления бумаги.
3. Провести ряд опытов с бумагой, основываясь на ее свойствах. Сравнить пластиковую палочку с палочкой из газеты.
4. Изготовить различные поделки, изучить разные способы работы с бумагой.
5. Познакомить с процессом приготовления бумаги в ручную на практике.
Гипотеза: Мы предположили, что бумага обладает различными свойствами, которые человек использует в различных областях промышленности, медицине, в быту.
Объект исследования: бумага различных видов.
Актуальность темы: бумага нужна всем.
Методы исследования:
∙ метод анализа литературы по теме работы;
∙ метод эксперимента;
∙ социологический опрос.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Что мы знаем о бумаге?
Мы считаем, что бумага - это материал для печатания книг, журналов, газет и многого другого. Можно заглянуть в старый фотоальбом и узнать историю своей семьи. Каждый день в детском саду благодаря информации, помещенной на бумаге, мы узнаем много нового и полезного. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой.
- Значение слова «бумага».
Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - это материал, состоящий из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист.
Бумага - материал для письма, печатания, а также для других целей.
- История бумаги как материала для письма.
Бумага существовала не всегда. Материалом для письма служили самые разные вещи. Древние люди рисовали на стенах пещер. Такие рисунки археологи до сих пор находят и изучают. Позднее люди стали писать на глиняных табличках тростниковыми палочками. Только много писать на таких табличках не получалось, они застывали и уставала рука, да и носить их было очень тяжело. Жители Древнего Египта в качестве материала для письма употребляли папирус – это вид тростника, которого много росло в долине реки Нил. Позднее, для ценных рукописей стали применять пергамент – выделанную кожу из бараньих, телячьих и козьих шкур. Но для того, чтобы изготовить одну книгу, нужно было забить 280–300 животных. А это очень не выгодно. А лично мне было бы жалко бедных животных.
Бумагу изобрёл 2000 лет назад китаец Тцай Лунь, он сделал ее из коры тутового дерева. Существует легенда о том, что китайский император приказал отрубить голову автору бумаги, чтобы не распространить секрет ее изготовления. Но арабские торговцы тайно вывезли бумагу в Европу.
На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – наружная часть берёзовой коры, это был самый дешёвый и доступный материал.
- Как делают бумагу?
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
Для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек. Древесина поступает на целлюлозно-бумажные комбинаты. Специальные машины быстро пилят стволы деревьев на несколько бревен – балансов. С него балансы попадают в огромный вращающийся барабан, где они за счет трения друг о друга и о ребристую поверхность стенок очищаются от коры и промываются водой. Транспортер несет их под гигантские ножи рубительных машин, которые превратят балансы в щепу. Непрерывным потоком сыплется очищенная и отсортированная щепа на ленту транспортера, который несет ее в бункеры огромного, высотой в десятиэтажный дом варочного цеха. Здесь в высоких металлических котлах при высокой температуре и с помощью химических реагентов происходит превращение щепы в целлюлозу. Моторы и насосы по трубопроводам поднимают целлюлозу с этажа на этаж, перекачивают из ёмкости в ёмкость, передают из одного аппарата другому, очищая от непроварившихся кусочков щепы и мелких сучков. Только потом целлюлоза поступает в бумагоделательную машину. Каждую минуту 700-800 м бумажного полотна шириной 4-7 метров и более наматывается на большой тамбурный вал в рулон. Рулон осторожно снимают краном и разглаживают на специальных машинах. Бумажная лента перематывается между металлическими и бумажными валами, после чего становится еще более гладкой. Ее режут на рулоны определенного размера и отвозят на склад. Теперь на ней можно отпечатать любую книгу. Вот какой сложный и долгий путь проходит дерево, прежде чем стать бумагой.
- Виды бумаги.
Мы собрали целую коллекцию бумаги и узнали, каких видов она бывает. Всю бумагу можно разделить на следующие группы, большая часть этих видов есть в нашей коллекции:
Писчая: - тетрадная; - блокнотная. Бумага для печати: - газетная; - книжно-журнальная; - обойная. Чертежно-рисовальная: - ватман; - калька; - миллиметровка. | Оберточная: - металлизированная; - жиронепроницаемая; - парафинированная. Крашеная: - глянцевая; - гофрированная; - бархатная; - шагреневая. Переводная: - копировальная. | Бумага узкого назначения: - наждачная; - фотографическая; - светонепроницаемая; - медицинская. Впитывающая: - промокательная; - салфеточная. Картон. |
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Социологический опрос.
Перед работой мы провели анкетирование в группе. Вот что у нас получилось.
В анкетировании приняли участие 16 детей.
- Из чего в древнем мире изготавливали средства для письма?
- 8 человек ответили, что средства для письма делали из коры дерева.
- Из чего делают бумагу в наше время?
- 13 человек ответили, что бумагу делают из деревьев.
- Какие бывают виды бумаги?
На данный вопрос ответы были различные. Мы перечисляем только некоторые ответы ребят:
- цветная, бархатная, картон, бумага для письма, туалетная бумага;
- простая, голубая, белая, гладкая, шершавая, большая, маленькая, толстая, тонкая, золотая.
- Для чего нужна бумага?
Все ребята единогласно ответили, что бумага нужна для того, чтобы писать. Но кроме этого были и другие ответы:
- рисовать, печатать, резать, читать, наклеивать.
Вывод: Дети не очень много знают о бумаге и её использовании. В основном это то, что рассказывал нам воспитатель на занятиях.
- ОПЫТЫ С БУМАГОЙ. СВОЙСТВА БУМАГИ.
Мы проделали с бумажным листком ряд опытов.
1.Опыт с водой и бумагой.
Положила листочки бумаги в воду. Моментально размокли салфетки, попробовала взять их руками. Они порвались. Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Дольше всего намокал картон, он самый плотный.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный.
2. Детям предлагают смять листы.
Вывод: они мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше. (свойство мягкости).
3. Детям предлагают разорвать салфетку, писчую бумагу и картон.
Вывод: их можно разорвать, значит, они непрочные. Но салфетку разорвать легче, а картон – труднее. (свойство прочности).
4. Детям предложили подбросить листы в воздух и понаблюдать, как они падают.
Вывод: листы летают, значит, они лёгкие. Но картон падает быстрее, а салфетка дольше планирует Свойство вес).
5. Дети опускают листы в ёмкости с водой. По мере впитывания воды они тонут.
Вывод: листы впитывают воду. Салфетка быстро, картон медленно. (свойство водопроницаемости).
6. Фокус «Волшебный цветок»
Детям предлагают взять цветочек из бумаги и смять его. После этого помещаем цветочек в ёмкость с водой. Под действие воды, цветок раскрывается.
Вывод: бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.
Процесс приготовления бумаги вручную
1.Сначала измельчаем старую бумагу.
2.Заливаем эти обрезки теплой водой.
3.Затем добавляем в нашу смесь чайную ложку клея ПВА и столовую ложку крахмала.
4.Всё хорошо перемешиваем.
5.Выкладываем полученную смесь на подготовленный экран. Разравниваем массу.
6.После того, как вода стечёт, оставляем лист сохнуть под прессом.
7.Бумага готова!
3.3 ИГРЫ С БУМАГОЙ.
- Игра «Птичка в клетке». Для изготовления игрушки нам понадобились: кусок плотного картона, циркуль, ножницы, фломастеры, толстые нитки, шило и линейка.
Из картона вырезали круг. Шилом прокололи на круге по две дырки. Сквозь дырки с каждой стороны протащили по нитке длиной примерно 50 см. На лицевой стороне круга нарисовали клетку для птиц, а на оборотной - попугая. Затем стали вращать картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутились. Теперь потянем их концы в разные стороны. Нитки стали раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Получается, как в мультфильме, вращение круга становится невидимым, а птичка «оказывается» в клетке.
Полезный совет: Птичку и клетку надо рисовать в разных направлениях.
- Игра «Послушная собачка». Эта поделка делается по принципу «оригами». Мы сложили бумажный квадратик от угла до угла, а потом развернула его. Соединили противоположные уголки на точке центральной линии, загнула внутрь верхний уголок, чтобы получить треугольник. Перегнули образовавшиеся два внешних уголка внутрь, к точке соединения двух других уголков, чтобы получилась форма воздушного змея.
Далее загнули внутрь верхний уголок, чтобы получился треугольник. Загнули два внешних уголка внутрь, чтобы опять получить форму воздушного змея. Сложили листок пополам в форму собачки, раскрасили ее. Плотно сложили «собачку» и поставили ее на стол. Через несколько секунд она вскочила на задние лапы.
Секрет игрушки: большая часть бумаги оказалась в середине, совсем немного впереди. Плотно сложенная бумага постепенно раскрывается, передвигается центр тяжести.
Игра «Волчок». У всех в детстве была юла
или волчок. Мы эту игрушку попробовали сделать
сами. Для работы надо картон, фломастеры,
зубочистки, пластилин.
На плотной бумаге мы нарисовали несколько небольших кругов при помощи шаблона. Раскрасили по схемам и вырезали. В центре круга проделали маленькое отверстие шилом или иглой, в которое вставили зубочистку с острым концом. Закрепили палочку с помощью пластилина, но можно и не закреплять. Получились разные волчки. Чем разноцветней и интересней узор, тем красивее волчок при вращении.
- Квадратная юла. Для изготовления игры нам понадобились картонка, карандаш, фломастер и линейка, зубочистка. Мы вырезали квадрат из картона, положили линейку на картонку так, чтобы одним концом она касалась её угла, а другим - середины противоположной стороны, фломастером по этой линии поставила точки совсем близко друг к другу. Проткнули отверстие в середине квадрата и вставили зубочистку. Затем раскрутили как юлу. Вместо квадрата получился круг.
Секрет опыта: Круг из квадрата - это всего лишь зрительный эффект, видимость. Когда мы вращаем, каждая точка на картонке движется по кругу, создавая непрерывную линию. Точка у центра движется медленнее и, кажется, что вращается круг, а не квадрат.
- Танграм – старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад.
Суть этой игры: из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т. д. Она способствует развитию умения играть по правилам и выполнять инструкции. Базовым элементом танграма является тан. Таны возможно получить при разрезании квадрата по схеме. Минимальное количество базовых фигур равно семи. Мы сделали два вида танграма, я собрала фигурки животных по образцу и придумала много своих. Мне эта игра понравилась.
- ПОДЕЛКИ ИЗ БУМАГИ.
- Модульное оригами — создание объёмных фигур из модулей, придумано в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей. Каждый модуль складывается из бумажного прямоугольника, а затем один модуль вкладывается в другой, так они соединяются друг с другом. Этой техникой увлеклась вся наша семья, мы вместе складывали различные фигуры, которые украшают наш дом.
- Квиллинг - иcкусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей различные композиции. Этот вид творчества нам тоже очень понравился и все вместе мы сделали несколько аппликаций, которые вставили в рамочках. А гости всегда удивляются, как такую красоту мы смогли сделать.
- Аппликация похожа на мультфильм или конструктор. На уроках труда мы из бумаги делаем разные виды аппликаций. Обрывная аппликация. Разрываем бумагу на кусочки и составляем изображение. Накладная аппликация. Последовательно создаем картину, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру. Модульная аппликация (мозаика). Образ выкладывается из множества одинаковых форм разного цвета – рваных бумажек, вырезанных кружков, квадратиков, треугольников. Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения. Ленточная аппликация. Способ позволяет получить гирлянду из изображений. Силуэтная аппликация. Вырезание сложных силуэтов по нарисованному или воображаемому контуру.
IV. Заключение
Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, - чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия.
В процессе исследовательской работы мы выполнили с бумагой много опытов и изготовили самые разные поделки.
В результате мы увидели, что бумага:
- сминается;
- рвется;
- сгибается;
- скручивается;
- разрезается;
- соединяется различными способами (склеивается, сшивается, переплетается);
- горит;
- впитывает воду и масло;
- окрашивается;
- становится прозрачной
Но это только маленькая часть того, на что способна бумага.
V. Литература
- Афонькин С.Ю., Афонькина А.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М.: «Аким», 1995;
- Богатова И. «Квиллинг. 70 моделей и композиций». М.: «Мартин», 2011;
- Конышева Н.М. «Чудесная мастерская», «Секреты мастеров», «Наш рукотворный мир», М.: Ассоциация XXI век. АО «Московские учебники и Картолитография», 2000.
- Филякова Е.Н., Меньшов В.А. «Русская письменность», М.: «Белый город», 2004;
- Чурина Л.С. «Поделки из бумаги». М., Санкт-Петербург: «Сова», 2010;
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М.: «Педагогика», 1990;
Интернет-ресурсы:
- «Познавательные опыты для детей» - http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml;
- Сайт «Алхимик» - http://www.alhimik.ru/show/show13.html;
- «Все о бумаге» - http://www.paperprint.ru/;
- Сайт Галины Тиховой, «Модульное оригами» - http://masterica.maxiwebsite.ru/;
- «Простые опыты с бумагой» - http://elkin52.narod.ru/;
- «Познавательные опыты для детей» - http://adalin.mospsy.ru/;
- «Поделки из цветной бумаги» - http://www.7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/cvetnaya-bumaga.html
VI. Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Интересная бумага"
Исследовательский проект "Интересная бумага"...
Исследовательско-творческий проект " Бумаге - вторую жизнь!"
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д.. Помочь познать окружающий мир, сформировать у детей положительное отношение к не...
Научно-исследовательский ПРОЕКТ «Волшебная бумага»
Тип проекта: краткосрочный, творческий, информационно – исследовательский. Актуальность проекта: Тема проекта была выбрана не случайно. С самого раннего детств...
Опытно-исследовательская деятельность "Свойства бумаги" (Открытое занятие)
Цель НОД: Формирование интереса детей к опытно-исследовательской деятельностиЗадачи: 1. Обучающие: Создать условия для щзнакомления детей со свойствами бумаги путем совместно опытно-исследователь...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Мир бумаги"
Знакомство детей с различными видами бумаги через поисковую деятельность....
Исследовательский проект "Интересная бумага"
Исследовательский проект для детей среней группы "Интересная бумага"...
Исследовательский проект "Тайны Бумаги".
Разработали и провели исследовательский проект "Тайны бумаги"....