Экологический проект "Шестиногие малыши"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Образовательный экологический проект для детей второй младшей группы, отражает разнообразные виды детской деятельности по теме "Насекомые".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shestinogie_malyshi_.dokument_microsoft_word.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект.
Тема: «Шестиногие малыши»
Тип проекта | Вид | Время проведения | Участники |
«Шестиногие малыши» | краткосрочный | 3-4 неделя мая | Дети, педагоги, родители - второй младшей группы |
Цель: расширять представления детей о насекомых, продолжать учить различать их, закреплять желание наблюдать за насекомыми.
Актуальность проблемы:
Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, знакомятся с этическими нормами отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Объектом исследования проекта являются - насекомые.
Задачи:
- Способствовать развитию познавательной активности и познавательных интересов в процессе общения с природой.
- Формировать навыки исследовательской деятельности
- Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать насекомых, не нанося им вреда).
- Воспитывать доброе отношение к насекомым
- Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Насекомые»
- Развивать эстетическое восприятие окружающей природы.
- Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации).
Предполагаемый результат:
- Дети научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
- Дети умеют отличать насекомых от других живых существ.
- Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.
- Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Насекомые»
- Привлечь родителей в реализации проекта.
№ | Мероприятия | Цель | Время проведения |
I. Подготовительный этап | |||
1. | Составление поэтапного плана работы. | 10-12 мая | |
2. | Беседы с родителями о подборе детской познавательной и художест-венной литературы по теме проекта в соответствии возраста детей. | ||
3. | Подбор и подготовка оборудования и пособий для практического обогащения проекта | ||
4. | Подготовка компьютерной презентации по теме проекта | 16-19 мая | |
II. Основной этап | |||
Познавательное развитие | Рассматривание: предметных картинок, иллюстраций по теме «Насекомые» Рассказы воспитателя: « Кто приносит мёд?», «Кто из насекомых самый сильный?» Знакомство с загадками о насекомых Д/игра: «Подбери пару»; «Кто лишний?»; Выкладывание: фигурок бабочки. стрекозы из деталей игры «Танграм» | - Расширять представления о насекомых их характерных особенностях, частях тела. - Сформировать представления о пользе, которую приносят некоторые насекомые для человека (пчела-мед, божья коровка – поедает вредителей) - Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки. Развивать зрительную память, логическое мышление, | |
Речевое развитие | Чтение: К.Чуковский – «Тараканище»; стихов и потешек о насекомых. Экологическая сказка: «Катя и божья коровка» А.Л. Барто – «Бабочка в городе», «Мы не заметили жука» Б. Заходер «Муха - чистюха», Заучивание: потешки «Божья коровка полети на небо» | - Продолжать приучать детей слушать народные сказки, потешки, авторские произведения. - помочь детям запомнить потешку, поощрять попытки читать текст целиком. | 2-3 неделя июня |
Соц.-коммуникативное развитие | Наблюдение за насекомыми на экологической тропе Настольно печатные игры: Лото «Насекомые», «Сложи картинку» Имитационная игра: «На лужайке» Театр на фланелеграфе: сказка В. Сутеева «Под грибом» | - обогащать чувственный опыт детей. - учить составлять целое из 4-х частей, развивать внимание, мышление, память. - побуждать детей отзываться на игры - действия, со звуками живой природы имитируя движения насекомых. - создать положительные эмоции от показа сказки. | |
Худ .- эстетическое развитие | Рисование: «Бабочка красавица», Аппликация: «Божья коровка» Лепка: «Стрекоза» Просмотр сказки К. Чуковского «Муха – цокотуха» Выкладывание: контуров бабочки, божьей коровки (из камешков на песке, из листиков, зёрен). Исполнение песенки «В траве сидел кузнечик» | - учить рисовать с помощью штампов. -Доставить детям радость от просмотра сказки, с применением ИКТ учить делиться впечатлениями. - Развивать, творчество, учить работать в паре с педагогом, сверстником, развивать мелкую моторику, доставлять радость детям. | 3 - 4 неделя мая |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Медведь и пчёлы», «Найди свой домик», Хороводная игра «Паучок» Пальчиковые игры: «Оса» «Жук» (2.89) Артикуляционная гимнастика: «Бабочка летает». «Жук». «Шмель». Упражнение: «Муха | - Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе. - развивать мелкую и крупную моторику рук - Развивать правильное физиоло-гическое дыхание, укрепление дыхательной мускулатуры. - Укрепление свода стопы, профилактика плоскостопия | 3 - 4 неделя мая |
Взаимодействие с семьёй | Памятка для родителей. «Первая помощь при укусах насекомых» Лепка насекомых с использованием природного материала. Консультация «Как привить любовь к природе» | - Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым. - Познакомить родителей с информацией. | 16.05 17- 19.05 |
III. Заключительный этап | |||
1. | Презентация: «Шестиногие малыши» | - Обобщить представления детей о насекомых. - уметь распознавать насекомых (бабочка, муравей, стрекоза, муха, комар, пчела, божья коровка). - Воспитывать бережное отношение к природе и её жителям; | 25.05 |
1. Т.А. Новомлынская «Минутки здоровья»
2. Л.В. Белкина Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Катя и божья коровка – экологическая сказка
Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
- Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
- ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
- Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
_ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
- Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
- Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
- Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
- Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
- Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
- Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?
- Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
- Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар.
А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
- Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера
большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
- Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.
- А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
- Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
- Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
- Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
- Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
- Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
- Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
- А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
- Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
- Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
- Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
- Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
- Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
- Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
Комар (Таджикская народная сказка)
Было это или не было, а жил на свете комар. Однажды сел он на терновник и укололся колючкой. Сидит и плачет. Проходит мимо коза. Комар и говорит ей:
- Козочка, съела бы ты колючку, что впилась в меня.
- Вот глупый! Зачем мне твоя колючка, когда я могу есть сочную зеленую траву?
- Ладно же, я пожалуюсь на тебя волку, - пригрозил комар и полетел к волку.
- Волк, а волк, сожрал бы ты эту негодную козу.
- Прочь, глупый, на что мне твоя коза, когда есть бараны с жирными курдюками?
- Ну, погоди, разбойник, я пожалуюсь охотнику. Прилетел он к охотнику и стал умолять:
- Охотник, дорогой, подстрели злого волка.
- Нет, комарик, не брошу я куропаток и перепелок, чтобы стрелять волка.
- А я вот подговорю мышь, чтобы она перегрызла фитилек твоего ружья! - закричал комар и полетел к мыши.
- Милая мышка, - взмолился он, - перегрызи фитилек на ружье охотника.
- Душенька комар, стоит ли бросать кишмиш и миндаль ради фитилька?
- Вот я скажу кошке, чтобы она поймала тебя! крикнул комар и полетел к кошке.
- Эй, кошка, поймай мышь, - просит он.
- Захотел, чтобы я бросила курдюки и яства со стола людей и погналась за какой-то жалкой мышью! Прочь с моих глаз!
- Вот погоди, я пожалуюсь собаке! - крикнул комар и улетел.
- Собака, дорогая, - взмолился он, -прогони эту подлую кошку.
- Эй, глупый комар, ступай себе мимо, - отвечает собака. - Чего ради я буду гоняться за кошкой, оставив кости?
- Ах так, тогда я пожалуюсь мальчикам, чтобы они побили тебя.
Подлетел он к детям, которые играли на улице.
- Мальчики, мальчики, побейте эту собаку.
- Что же, мы бросим играть в чижика и погонимся за твоей собакой?
- Ну, так я пожалуюсь ветру, чтобы он унес ваши палки и чижики.
Со слезами на глазах прилетел комар к ветру.
- О добрый ветер, дунь и разбросай палки и чижики этих негодных мальчишек!
Сжалился ветер над комаром, дунул изо всей силы и поднял в воздух палки и чижики. Мальчики побежали за собакой, собака стала преследовать кошку, а та схватила и съела мышь; подруга этой мыши от страха перегрызла фитилек на ружье охотника. Охотник выстрелил в волка, он помчался за козой, и коза тут же вытянула колючку из тела комара. Так комар избавился от колючки.
Голубь и муравей (Кабардинская народная сказка)
Пошёл Муравей к реке напиться. Близко к воде подошёл, подхватило его волной и понесло. Летел над рекой Голубь, нёс он сухую веточку. Увидел Голубь, что погибает Муравей, и бросил ему веточку. Вскарабкался Муравей на веточку и спасся. Много ли времени прошло, мало ли прошло, никто не знает. Пришёл однажды в лес охотник ловить Голубя. Расставил охотник сеть, насыпал корма – сейчас поймает. Но тут Муравей подполз и укусил охотника. Вздрогнул охотник, а Голубь, услышав шум, улетел.
Стрекоза и муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" -
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах* у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило". -
"А, так ты..." - "Я без души
Лето целое все пела". -
"Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши! И.Крылов
Потешки.
Божья коровушка, полети на облышко,
принеси нам с неба, чтобы было летом:
- В огороде - бобы. В лесу - ягоды, грибы,
В роднике - водица, во поле - пшеница.
****
Ванька, Ванька - комарок, улети на свой дворок,
Там твой дедушка - кушает репушку,
Там твоя бабушка - кушает оладушки!
Тебя ожидают, кусочки доедают!
*****
Яры пчелки гудут - во поле идут,
с поля идут - медок домой несут!
****
Свет - светлячок, посвети в кулачок!
Посвети немножко, дам тебе горошка,
Кувшин творога, да кусок пирога!
****
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
****
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!
*****
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».
*****
Дарики – дарики
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились.
Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
*******
Стихи.
Божья коровка
А у божьей, у Коровки
Крылья - пёстрые обновки.
На спине у модных крошек
Видим чёрные горошки.
Жук
Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!
Комар
Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!
Кузнечик
Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва -
Он зелёный, как трава.
Муравей
Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы - муравьи.
Бабочка
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес.
ЗАГАДКИ
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел — он вспорхнул и улетел (бабочка).
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (бабочка).
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравьи)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит (Комар)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (Жук)
Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком (Пчела)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая культура малышей.
В надобности формирования основ экологического воспитания с младшего возраста на данном этапе нашей жизни немаловажно. В жизни же бывает так, что дети усваивают некоторый объем экологических понятий и...
Статья "Экологическое воспитание малышей"
Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания д...
Статья "Экологическое воспитание малышей"
Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспит...
Нравственно - экологическое воспитание малышей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе
Презентация. Образовательная область "Познание"...
Консультации для педагогов "Экологическое воспитание малышей"
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...
Спортивно-экологический досуг " Малыши заботятся о природе"
В рамках года экологии, я разработала несколько досугов на экологическую тему, с применением спортивного материала....
Сценарий музыкально-экологического праздника «малыши защитники Подмосковья Хранимиры»
Через сопереживание детей главным героям книг - хранимирам - постепенно делать экологически ответственное поведение нормой жизни, частью мировоззрения следующего поколения. Чтобы дети, вырастая, прини...