МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА цикла наблюдений за божьей коровкой в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Мною представлен цикл наблюдений за божьей коровкой в старшей группе. Каждое наблюдение имеет свою цель, свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 76 КБ |
prezentatsiya.pptx | 208.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Павлово
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
цикла наблюдений за божьей коровкой
в старшей группе
воспитателя высшей категории
МБДОУ детского сада №25 г. Павлово
Самариной Марины Геннадьевны
г. Павлово
"Прежде чем давать знания, надо научить думать,
воспринимать, наблюдать".
В.Сухомлинский.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как наблюдения и экспериментирование наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.
Мною представлен цикл наблюдений за божьей коровкой в старшей группе.
Каждое наблюдение имеет свою цель, свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.
Наблюдение 1. «Где можно найти божью коровку».
Цель: формирование у детей внимательного отношения к окружающему миру;
уточнение их представлений о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах); воспитание интереса к природным явлениям.
Средства: объект живой природы - божья коровка.
Способы: - сюрпризный момент - художественное слово - обследование
- вопросы поискового характера
Ход:
Дети получают письмо от Веснянки, в котором находится загадка:
На берёзовом листочке
Кто-то красненький сидит.
Спинка - крылья – в чёрных точках...
Замерла, как будто спит.
Посидела, посидела…
Вверх взвилась и улетела.
Симпатичная плутовка,
Эта ...(божия коровка.)
Воспитатель, собрав детей, предлагает им поискать жучка и внимательно ocмoтpeть место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, есть ли там солнце, ползает жучок или сидит. Некоторое время дети ищут жучков самостоятельно, а когда находят, воспитатель вместе с ними осматривает места, где обнаружены божьи коровки, выслушивает сообщения детей.
В завершение наблюдения воспитатель задает вопросы:
- На каких мecтaх - солнечных или теневых - чаще можно встретить божью коровку?
- Почему жучки вылезли на солнце?
- Почему они чаще сидят на одном месте, чем ползают?
Вывод: весной божьи коровки почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что бегают, уже отогрелись и побежали искать корм. Значит, жучка следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.
Наблюдение 2. «Рассматриваем божью коровку».
Цель: знакомство детей со строением жучка, выделение и называние основных частей тела, их особенностей.
Средства: объект живой природы - божья коровка, лупа. Способы: - рассматривание - вопросы поискового характера - художественное слово
Ход. Рассмотреть божью коровку вместе с детьми через лупу. - Кто ползет по ладошке? - Что у нее есть? (Крохотные ножки-паутинки, трещинка на спинке, крапинки…) - Какого цвета божья коровка? - Какого цвета крапинки? Сколько их? Прочитать детям стихотворение Тины Пых «Что за муха или жук...»
Что за муха или жук?
Не пойму никак я,
То летает, а то, вдруг,
Сложит крылья - платье.
Маме показал жука,
А она смеётся:
- Этот красненький в горох
Солнышком зовётся.
Он на солнце не похож,
Могла и ошибиться.
К папе я жука отнёс,
Пусть скажет, что за "птица".
Я пришёл, а у него
Уже сидит похожая.
- Видишь, сын, ведь прилетела
К нам коровка божья.
Он коровка или жук?
Что же получается?
Лучше выпущу его,
Вдруг ещё кусается.
Вывод: у божьей коровки маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой
поверхности.
Наблюдение 3. «Точки – что они означают».
Цель: расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитание внимательного и бережного отношения ко всему живому.
Средства: объект живой природы - божья коровка.
Способы:
- художественное слово
- рассказ
- вопросы
- рассматривание
- игровое упражнение
- словесная игра
Ход.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки-
Черненькие точки. (Божья коровка)
– Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жучков так и называли «солнышками». А имя божья коровка появилось позже.
Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
Холодно будет или тепло.
Если жучок взлетит при слове «холодно», человек ждал холода; если при слове «тепло» – ждал тепла.
– А кто из вас знает, что означают точки на крыльях у коровки?
Точки рассказывают не о возрасте жучка, а о его «имени». Коровка с двумя точками так и называется – двухточечная, с пятью – пятиточечная и т.д. Мы привыкли, что божьи коровки красного цвета, но есть и желтые, и коричневые божьи коровки.
Игровое упражнение «Сосчитай, сколько точек у божьих коровок».
Словесная игра «Придумай имя для божьей коровки».
Вывод: в наших краях чаще всего встречаются пятиточечные и семиточечные божьи коровки.
Наблюдение 4. «Как божья коровка передвигается?»
Цель: уточнение представлений детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.
Средства: объект живой природы - божья коровка.
Способы:
- рассматривание
- вопросы поискового характера
- художественное слово
Ход.
Воспитатель просит ребят самим понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует, предлагая ответить на такие вопросы:
- Какие крылышки у божьей коровки?
- Почему она их прячет под надкрыльями?
- Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие?
- Какие ножки у жучка? Сколько их?
- Быстро ли он ползает?
- Зачем божьей коровке надо и летать и ползать?
Чтение стихотворения И. Волк «Лезет божия коровка».
Лезет божия коровка
По травинке очень ловко.
Крылышки, как лепесточки,
И на них чернеют точки.
Спинка издали видна -
Ярко-красная она.
Я ее возьму в ладошку,
Поболтаю с ней немножко.
О погоде и о детях,
А потом пора лететь ей.
Крылышки расправит ловко
И летит моя коровка!
Совместное исполнение песенки:
Божья коровка, черная головка,
Улети на небо, принеси нам хлеба!
Черного и белого, только не горелого.
- Послушалась! Расправила свои прозрачные крылышки и улетела.
Вывод: божья коровка передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.
Наблюдение 5. «Чем питается божья коровка?»
Цель: формирование представлений детей о том, что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек - тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения.
Средства: объект живой природы - божья коровка; растение, на котором есть тля; прозрачный сосуд.
Способы:
- опыт
- рассматривание
- педагогическая ситуация-отношение
- педагогическая ситуация-проблема
- художественное слово
Ход.
Воспитатель может организовать наблюдение различными способами:
1. предлагает детям самим найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки;
2. предварительно находит растение, пораженное тлей, сажает на него одного-двух жучков и помещает в прозрачный сосуд.
В разговоре с детьми уточняет, что хищник – это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.
Ситуация-отношение «Хищник - это хорошо или плохо».
Ситуация-проблема «Если бы не было божьих коровок».
Чтение стихотворения Н. Борисовой «Красная горошина».
Красная горошина, В огороде ловит тлю –
Чёрненькие точки. Я за то её люблю.
Я коровку божию Вот сейчас разделит спинку
Вижу на листочке. На две ярких крышечки,
Но от этого жучка А под каждой половинкой –
Не дождаться молочка. Тоненькие крылышки.
Нет копытцев у коровки, Мне не нужно хлеба,
И рога ей не "к лицу". Улетай на небо!
Пьёт нектар коровка ловко, Покорми своих телят
Ест цветочную пыльцу, И потом вернись назад.
Вывод: божья коровка - хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. Они поедают огромное количество тли, любят угоститься паутинными клещиками, личинками жуков - листоедов.
Наблюдение 6. «Как божья коровка защищается от врагов?»
Цель: формирование представлений детей о том, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусный».
Средства: объект живой природы - божья коровка.
Способы:
- художественное слово
- опыт
- рассматривание
- педагогическая ситуация-информация
- составление рассказов
Ход.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Красный с пятнами жучок
Сел на тоненький сучок.
На кусточке у забора
Он похож на мухомора,
Лишь у пятен чёрный цвет,
А других отличий нет.
Тли и клещи куст калечат,
А жучок его полечит.
Урожай хороший там,
Где поможет он кустам.
Съест вредителей всех ловко.
Кто он? (божия коровка).
Воспитатель предлагает детям найти божью коровку, чуть прикоснуться к ней травинкой.
- Что произошло? (Надолго замерла крошка, испугалась, у нее нет ни ногтей, ни зубов, а врагов много.)
Воспитатель обращает внимание ребят на желтое пятно, которое остается на ладони, когда они зажимают божью коровку. Поясняет, что это такое.
Ситуация-информация «Почему жучка легко найти, и почему он яркой окраски?».
Составление рассказов «Что интересного я узнал о божьей коровке».
Вывод: окраска божьей коровки – предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. При опасности жучок выделяет молочко, которое плохо пахнет. Оно-то и отпугивает его врагов.
Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
О. Конаева
Мчится божия коровка
В красном платьице коротком,
Платье модное, в горошки,
В лапках модные сапожки.
На сапожке каблучок
Отвалился, а жучок
Обещал - каблук прибьёт,
Если гвоздики найдёт!
Е. Раннева
У Божьей коровки
Рубашка – пятнашка.
Какая же смелая эта букашка!
Со спичку головка,
А ползает ловко.
Покажет то левый,
То правый бочок.
Быть может, коровка
Совсем не коровка,
Не божья коровка,
А Божий бычок?
Загадки
Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям - страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта... (божия коровка.)
Отгадайте-ка, ребятки, Тлей проворно поедает,
Что за жук на нашей грядке: Так растения спасает.
Не вредитель, жук любезный, Что за жук-черноголовка?
Для растений он полезный. Это - ...(божия коровка)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать". В.Сухомлинский .
Наблюдение 1. «Где можно найти божью коровку». Цель: формирование у детей внимательного отношения к окружающему миру; уточнение их представлений о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски - красной, желтой, оранжевой - с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах); воспитание интереса к природным явлениям.
Наблюдение 2. « Рассматриваем божью коровку ». Цель: знакомство детей со строением жучка, выделение и называние основных частей тела, их особенностей: -у божьей коровки маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями красного (оранжевого, желтого) цвета с темными крапинками ; -под ними два мягких прозрачных крыла; - на маленькой черной головке усы, глаза; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков, ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности.
Наблюдение 3. «Точки – что они означают». Цель: расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитание внимательного и бережного отношения ко всему живому.
Наблюдение 4. «Как божья коровка передвигается? » Цель: уточнение представлений детей о том, что жучок передвигается двумя способами - летает и ползает, имея для этого специальные части тела - крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде – по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.
Наблюдение 5. «Чем питается божья коровка?» Цель: формирование представлений детей о том, что жучок-хищник поедает очень много маленьких букашек - тлей; тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред; божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения.
Наблюдение 6. «Как божья коровка защищается от врагов?» Цель: формирование представлений о том, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя – я невкусный».
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение за божьей коровкой в младшей группе
Конспект наблюдения за божьей коровкой на прогулке в младшей группе детского сада...
Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе.
Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе. Познавательное развитие....
Конспект организованной образовательной деятельности по тестопластике "Божья коровка" в старшей группе.
Обеспечить закрепление знаний и способов лепки из соленого теста. Закрепить умение раскатывать комочки теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность...
Конспект наблюдения за божьей коровкой в средней группе.
Наблюдение за божьей коровкой в средней группе. Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде божьей коровки....
Объёмная аппликация "Божья коровка" в старшей группе.
Объёмная аппликация в старшей группе "Божья коровка"....
Методическая разработка по аппликации с применением лепки в старшей группе «Божьи коровки на лугу».
Задачи: 1. Расширять знания о божьей коровке, закрепить знания и представления о жизни насекомых, 2. Воспитывать бережное отношение к природе через...
Методическая разработка совместной образовательной деятельности «Божья коровка» с детьми младшего возраста с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» (с использованием здор
Конспект СОД «Божья коровка»Задачи:образовательные:расширять и обогащать знания детей о насекомых: уточнить названия, внешние признаки;познакомить детей с внешним видом и образом жиз...