ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Технологическая карта

Тема:"Бумажная фабрика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

                                                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Организации совместной непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Бумажная фабрика»

Возрастная группа: средняя группа, дети 4-5 лет

Форма НОД (технология): «Сообщество», познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации: групповая, подгрупповая

Учебно-методический комплект:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Средства:

Наглядные: бума разных видов, иллюстрированные картинки по истории возникновения бумаги,  схема оригами.

Мультимедийные : Презентация  «История  бумаги».

Оборудование: ПК

Материалы:

Центр экспериментирования : бумага разных видов (калька, тонкая бумага, картон, бумажная салфетка),емкость с водой, схема для определения свойств бумаги,клей.

Центр познания:  иллюстрированные картинки бумаги, заготовка ширмы с  файлами

Центр математики: карта – схема, бумажные прямоугольники, клей.

Центр конструирования : квадраты оранжевой бумаги, фломастеры .

Предварительная работа: познакомить детей  с основными базовыми формами, приемами и способами действия с бумагой.

Цель: Расширить знания детей о происхождении бумаги, её видах, свойствах и функциях.

Задачи:

Обучающие:

Расширять и систематизировать знания детей о бумаге, ее видах и свойствах.

Совершенствовать умение к познанию через экспериментальную и практическую деятельность

Развивающие: 

Развивать речь, память, мышление, наблюдательность и  любознательность.

Развивать творческие способности, фантазию, конструктивное мышление.

Воспитывающие: 

Воспитывать самостоятельность, трудолюбие; Воспитывать  интерес к познавательной деятельности; Воспитывать бережливое отношение к бумаге.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Этап совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

1.Мотивация к деятельности детей.

Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой; мотивировать детей на совместную деятельность.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам

«Доброе утро» – улыбчивым лицам

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Приветствует детей.

 Предлагает подарить друг другу улыбку.

Дети находятся в социальной ситуации -приветствие. Выражают собственные эмоции

Организация и настрой детей на познавательно-практическую деятельность.

За дверью слышится шум, и заходит Фантишка:

-Ой, а куда это я попала? Как вас много!

В: ребятки давайте узнаем, кто к нам пришел?

Ф: Ребятки, вспомнила! Зовут меня Фантишка, я из Бумажного царства. А оказалась я здесь по поручению короля Картона. Он узнал, что люди стали очень неуважительно относится к бумаге и считают, что бумага скоро вообще не будет нужна.

Король Картон дал мне задание: познакомить вас с бумагой поближе, и вернуться обратно Бумажное царство смогу  только тогда, когда вы   узнаете  о бумаге много нового и интересного.

В:

-Ой, ребятки, посмотрите, что это Фантишка  принесла из бумажного царства?

Ф:

-Отгадайте загадку и после это вы узнаете, что я вам принесла.

Слушайте загадку: Я белая как снег

                       Дружу с карандашом

               Где он пройдет

                       Там заметку кладет.

                                    (бумага)

-Молодцы, ребята !  

А теперь я вам покажу, что я вам принесла.

-  Что это?

 - Действительно, это бумага разного вида.

Я собрала эту коллекцию специально для вас. Посмотрите, какая она.

Задает вопросы.  Предлагает познакомиться с гостьей.

Задает вопросы, зачитывает загадку, выслушивает ответы и корректирует их.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, предполагают, ищут пути решения, отгадывают загадку.

Дети рассматривают коллекцию бумаги.

Ребенок начинает сотрудничать с педагогом, проявляет внимательность, активность в познании нового

2.Поиск, решение задачи

Цель:

Актуализировать знания детей.

В : Откуда появилась бумага, как она пришла в нашу жизнь?

- Какими свойствами обладает бумага?

-Как можно использовать бумагу в конструировании и счете?

 Ф: -Для того, чтобы найти ответы на эти  вопросы,   предлагаю   вам посетить «Бумажную фабрику». Но для этого вам нужно получить волшебные жетончики, которые помогут вам попасть в различные мастерские фабрики. В каждой мастерской вас будут ждать мои помощники (педагоги)

Задает вопросы, выслушивает ответы и корректирует их. Активизирует познавательную деятельность, внимание детей.

Использует метод 3х вопросов.

Отвечают на вопросы, рассуждают. Выражают собственные суждения

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым.

3.Выбор деятельности в центрах активности.

Цель:

 Определить предстоящую деятельность

В: - Кто хотел бы узнать для себя, откуда появилась бумага, я предлагаю вам выбрать зеленый жетончик  и пройти  в мастерскую «Узнай-ка».

-Тот, кому интересно узнать, как можно использовать бумагу при счете,  выберите красный жетончик и пройдите   в мастерскую «Счетная мастерская»

-В мастерской «Бумажная сказка», вы сможете услышать интересную сказку и  изготовить бумажного персонажа .  Для работы в данной мастерской выберите  желтый жетончик и пройдите с (имя педагога)

-С синим жетончиком пройдут те ребятки, кто любит экспериментировать, и вас ждет (имя педагога) в мастерской «Такая разная бумага».

Планирование детской деятельности. Педагог презентует центры активности.

Предоставляет возможность выбора центра активности по интересам детей.

Внимательно слушают воспитателя.

Делают самостоятельный выбор и расходятся по центрам активности.

Проявляет любознательность.

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

4.Деятельность в центрах активности.

Цель: систематизировать знания детей о происхождении бумаги, ее назначении.

1.Центр познания «Мастерская Узнай-ка»

-Ребята, скажите пожалуйста, а вы знаете откуда появилась бумага?

-А какую функцию выполняет бумага?

-Правильно, на ней мы рисуем, пишем. Из бумаги делают книги, тетради, альбомы, деньги….

-А вы хотите узнать историю возникновения бумаги?

(просмотр презентации)

Ну вот мы и просмотрели с вами историю бумаги.

- Вам было интересно узнать историю бумаги?

Как вы уже знаете, современную бумагу изготавливают из дерева.  

Относитесь к книгам  бережно и аккуратно.

- Ребята, когда мы с вами смотрели презентацию, мы одновременно вкладывали соответствующие презентации иллюстрации в файлы, от древности до современности, то есть до нашего времени, в котором мы живем. У нас получилась книжка - раскладушка

 - А вы хотите поделиться со своими друзьями историей возникновения бумаги?

 Тогда расскажите им все, о чем сегодня узнали и покажите нашу книжку-раскладушку

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Во время показа презентации рассказывает и уточняет некоторые детали.

Одновременно с показом презентации использует наглядные, информационные средства. Предлагает детям вкладывать соответствующие иллюстрации в файлы в книгу-раскладушку.

Задает вопросы, выслушивает ответы детей.

Отвечают на вопросы.

 

Внимательно смотрят презентацию и слушают.

Рассматривают иллюстрации о истории бумаги (от старинных до современных).

Обогащение опыта;

Проявление интереса к истории бумаги.

Умение делать вывод.

Умение работать с книжкой -раскладушкой.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

2.Центр Математики «Счетная мастерская.»

Ребятки чтобы помочь Фантишке, король Картон  оставил нам задание составить конфету из счетных палочек . А палочки забрал с собой и оставил только бумажные листочки .Как нам из бумаги сделать палочки ?  Предлагайте.

Пальчиковая гимнастика.

                «Мы делили апельсин»

Совместно с педагогом изготовляют счетные палочки их бумажных листочков

Выполняются задания «Палочка» и «Конфетка»

(Приложение 1)

- Ребята, сегодня вы научились изготовлять счетные палочки из бумаги. Давайте поделимся нашим открытием с остальными ребятами и продемонстрируем наши счетные палочки.

Заинтересовывает детей.

Задает наводящие вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Выполняет действия.

Ребята высказывают предположения, отвечают на вопросы

Дети активно включаются в работу, самостоятельно выполняют предложенные им задания

Умение скручивать палочки из бумаги и использовать их как счетный материал.

Формировать умение складывать из листа бумаги журавлика

3.Центр «Конструирования»

Мастерская «Бумажная сказка» 

-Ребята, сегодня я вам расскажу «Сказку про розу и нарцисс». Во время рассказывания мы с вами сделаем одного из героев этой сказки.

Проводится пальчиковая игра «Две сороконожки бежали по дорожке».

«Сказка про розу и нарцисс.»

(Приложение №2)

- Внимательно посмотрите на получившуюся игрушку и угадайте, кто же у нас получился?

-Молодцы! Правильно лисенок.

Нарисуйте мордочку лисенку.

Мне очень нравятся ваши работы.

Давайте повторим, чем мы с вами занимались в нашей мастерской?

-Давайте расскажем всем и покажем, что мы с вами научились делать.

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушанье.

Педагог рассказывает сказку и показывает действия с бумагой.

Пользуется схемой. Выслушивает ответы детей.

Выражает искреннее восхищение. Хвалит за старание.

Дети внимательно слушают педагога, рассматривают приготовленные материалы для творческой деятельности.

Выполняют пальчиковую гимнастику совместно с педагогом.

Выполняют по инструкции взрослого. Слушают сказку.

Выражают свое мнение, чувства

Выставляют на всеобщее обозрение свои работы.

Умение складывать бумагу, тщательно выравнивая углы, закрепить умение следовать устным инструкциям.

Умение следовать правилам.

Выполнение эксперимента

(наблюдение результатов, фиксирование результатов эксперимента)

Уточнение правил безопасности

4.Центр «Экспериментирования»

Мастерская «Такая разная бумага»

Ребята, сегодня я принесла вот такую чудесную бумажную корзинку.

 А что в нем лежит нам подскажет загадка.

Загадка про бумагу.

В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете.

- Где еще применяют бумагу?

Давайте поиграем с корзиночкой.

Я разные листочки положила в корзинку.

Попробуем узнать, какие же свойства есть у бумаги?

Повторяются правила поведения при проведении опытов.

Опыт №1 «Мнется- не мнется»

Опыт №2 «Рвется – не рвется»

Опыт №3 «Мокнет – не мокнет»

(См. приложение №3)

Заинтересовывает детей.

Воспитатель предоставляет право выбора работы.

Объясняет работу с картой –схемой.

Делают самостоятельный выбор.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания в соответствии с установленными требованиями.

Приклеивают в карту – схему соответствующий смайлик.

Выстраивают порядок и последовательность при выполнении опыта. Делать логический вывод.

Готов соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.

5. Результат деятельности и рефлексия.

Цель: выявить умение оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников. Выражать свои чувства.

Сюрпризный момент.

Ребята, мы свами побывали на «Бумажной фабрике»

Каждый из вас выбрал свою мастерскую и узнал для себя много нового и интересного.

А теперь ребята из каждой мастерской поделятся с нами тем, что нового узнали и продемонстрируют, что у них получилось.

Участники каждой мастерской представляют свой результат (продукт).

- Какие вы все молодцы.

Фантишка: -Ребята, какие вы все молодцы!

Как вы много узнали всего о бумаге!

Вам понравилось наше путешествие на Бумажную фабрику?

А вам предлагаю подумать и пофантазировать, что можно сделать из бумаги, и дома совместно с родителями изготовить поделку ,открытку ,книжку или альбом…В садике вы можете организовать выставку и полюбоваться ей.

А сейчас мне пора возвращаться обратно в Бумажное царство.

Ребятки вы поможете мне вернуться обратно?        

В: Повторяйте за мной (включается музыка волшебная) «Топ, топ, хлоп, хлоп, глаза закрой, вокруг себя повернись, Фантишка в «Бумажное царство» вернись!» (В это время Фантишка уходит и вместо нее остается  сундучок с конфетами.)

-Ребята, смотрите, волшебное заклинание сработало. Фантишка отправилась в «Бумажное царство». А нам она оставила сундучок. Давайте посмотрим, что там. Все ребята угощаются конфетами

Побуждает детей к анализу деятельности.

Предоставляет возможность детям, рассказать о том, чем они занимались в центрах активности и презентовать свои работы.

Проявляет уважение, восхищение и заинтересованность к высказываниям детей, комментирует и поддерживает их.

Ребята с каждой мастерской рассказывают чем занимались, демонстрируют результаты своей работы.

Дети оценивают свою деятельность и деятельность сверстников.

Выражают собственные эмоции, чувства, мысли. Делятся впечатлениями.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...