Проектная работа в средней группе "Касимовское озеро".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству …
Д. С.Лихачёв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
linara_vystuplenie.docx | 23.21 КБ |
linara.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Проектная работа в средней группе «Касимовское озеро».
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству …
Д. С.Лихачёв.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. «Край» - понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т.е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.
Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Наблюдение – один из важнейших путей исследования природы. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с понятием - Родина.
Считаю, что краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном городе, крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих в свою очередь, потребность узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней. Нельзя ограничиваться изучением дома, где живёт ребёнок, улицы, детский сад, куда он ходит. «Малая Родина» - это и природа, и музеи, учреждения культуры, исторические сведения, архитектурные памятники и памятные места, люди, которыми можно гордиться.
Краеведение является одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей. Необходимость развития интересов детей в области краеведения связана с социальными запросами нашего общества: чем полнее, глубже будут знания детей о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родному городу, природе, уважении к традициям своего народа.
Педагогическая ценность изучения родного края была осознана очень давно. Достаточно чётко сформулировал идею изучения природы родного края в первой половине 17 века Я. А. Коменский, впоследствии его поддержали русские педагоги В. В. Зуев, К. Д. Успенский, Д. Д. Семёнов.
Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. А дошкольники, в свою очередь, учатся у воспитателей любить свой город.
Знакомя детей с родным городом, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
Для лучшего понимания окружающего мира, связей, существующих между объектами и явлениями природы, создания благоприятных условий для развития детей осуществляется региональный подход к преподаванию ознакомления с окружающим миром. Усвоение естественно- научных понятий происходит наиболее успешно, если они раскрываются на конкретных и близких детям примерах о предметах и явлениях природы родного края. Более доступными для понимания маленьких детей становятся и экологические проблемы, если они существуют на одной улице, в городе, крае.
При изучении и сборе краеведческого материала применяем различные методы: изучение специальной литературы по предметам исследования, знакомство с краеведческой книжной и периодической литературой, наблюдения, зарисовки, фотографирование объектов природы, беседы с местными жителями, родителями.
Использование материалов местной периодической печати позволяет доступно рассказать о последствиях изменений человеком природных элементов, нарушений их связей (рубка леса влечёт за собой изменение погодных условий, исчезновение рек, растительного и животного мира, разрушение почв и т. д.)
При обработке материала и подведении итогов организуем выставки рисунков, поделок из природного материала, создаём альбомы, краеведческие уголки.
С целью приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края я разработала несколько занятий (или курс занятий).
И пример……. В Шакше одним из излюбленных местом отдыха детей и родителей является Касимовское озеро.
Пути реализации культурологического материала
через различные виды деятельности
1 | Игровая деятельность | Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Наш отдых», «Наш город» и др. |
2 | Речевое развитие | Составление рассказов, сочинение загадок, стихов о маме, о городе, об озере и др. Сотворчество с родителями и детьми. |
3 | Изобразительная деятельность | Конкурс рисунков, фото |
4 | Трудовая деятельность | Лепка, аппликации, конкурсы поделок и др. |
Таким образом, краеведческий материал создаёт условия для трудового, эстетического и патриотического воспитания, формирует у детей экологические знания.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями через проектную деятельность в средней группе ДОУ.
Работа с родителями через проектную деятельность в средней группе ДОУ. Учитель-логопед: Нигматдьянова Анна Каримулловна МАДОУ "Детский сад № 395" г. Пермь....
Проектная работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Тема: « Чудесный мир сказок»
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и и...
Организация проектной деятельности на тему: «Чтоб озера серебрились. Чтобы бабочки резвились»
Актуальность проекта. Недостаток ощущений у слабовидящих детей при наблюдении природы ведёт к эмоциональной бедности, неумению выразить своё отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием...
Проектная работа в средних и старших группах «Все на лыжи!»
Мир ребенка – это, прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает, а "строит" его. Наиболее качественным &quo...
Проектная работа в средней группе на тему: «Цвети родной Башкортостан!» (Долгосрочный с 1.09-31.05.2023 г.)
Проектная работа в средней группе на тему:«Цвети родной Башкортостан!»(Долгосрочный с 1.09-31.05.2023 г.)...
Проектная работа в средней группе " Моя малая Родина"
Цель: дать первоначальное знание о родном селе,воспитывать любовь родному селу, к своей " Малой Родине".Задачи: прзнакомить с детским садом, с територией детского сада.Знакомить с домом, с п...
Проектная работа в средней группе "Татарские народные игры"
Проектная работа в средней группе...