Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности (НОД)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Козьякова Маргарита Рафитовна

Познавательно - исследовательская деятельность"Свойства и состояния воды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»

Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности (НОД)  

                

Тема (проект, событие): познавательно-исследовательская деятельность «Свойства и состояния воды»  

Возрастная группа: подготовительная группа (7-й год жизни)

Форма НОД:  развивающие, познавательные игры

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): групповая

Программно-методический комплект:    Николаева С.Н. Познаем природу – готовимся к школе (6-7 лет).- М.: Просвещение, 2011; Организация экспериментальной деятельности дошкольников/Под ред. Л.Н. Прохоровой.- М.: АРКТИ, 2005.

Средства:

Наглядные – карточки с изображением разного состояния воды, схемы «Свойства воды», карточки для игры «Теремок». 

мультимедийные     - слайды Презентации Microsoft PowerPoint с изображением Незнайки, эмоций, схем «Свойства воды». 

музыкальные – музыка для сопровождения двигательной активности (физминутки).    

словарная работа – газообразное, жидкое, твердое, не имеет запаха, прозрачная, не имеет вкуса. 

 

Материал: мольберт, маркер, лист ватмана; для опыта: стаканы с водой, подносы, баночки пластмассовые (по 12 шт.); альбомные листы, краски, кисти, баночки с водой, цветные карандаши, восковые мелки, салфетки (по 6 шт.)

Цель: формирование основ естественно-научных понятий о свойствах и состояниях воды, обучение способам творческой деятельности.

Задачи:

образовательные

- обогащать представления воспитанников о воде и ее свойствах и состояниях,

- продолжать учить решать творческие задачи, менять точку зрения на обычные объекты,

- учить нетрадиционно мыслить, наделять объект нетипичными признаками, делать выводы в соответствии с результатами опыта,

-  формировать звуковую аналитико-синтетическую активность: определять местонахождение звука «в» в слове;

развивающие

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение),

- развивать память, наблюдательность,  внимание, познавательный интерес, инициативу,

- развивать умение выдвигать и доказывать свои предположения, самостоятельно выявлять свойства воды,

- стимулировать речь детей, развивать умение подбирать точные слова для выражения мысли, обогащать словарный запас: газообразное, жидкое, твердое, не имеет запаха (вкуса), прозрачная;

воспитательные

- гуманно-ценностное отношение к неживой природе (воде) на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей с деятельностью человека.

Этапы

(последовательность)

деятельности, приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность.  

(Сюрпризный момент)

Педагог настраивает детей на НОД.

Сегодня утром я обнаружила конверт с надписью «Ребятам детского сада». Вы позволите мне открыть его? Что же внутри (открывает). Посмотрите, здесь видео  письмо.  Внимательно его посмотрим и послушаем.

Педагог демонстрирует слайд, на котором изображен Незнайка. Незнайка сообщает:

- В школе мне дали задание: придумать образ Весны , узнать о свойствах воды. Но я не знаю, как мне выполнить эти задания, помогите, пожалуйста.

Воспитатель задает вопросы, демонстрирует слайд с эмоциями.

Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке создать образ весны? Узнать о свойствах воды? Итак,  ребята, сегодня нам предстоит думать, задавать умные вопросы, выполнять  какие задания? Трудные Радостные Интересные Задания

Дети сосредотачивают внимание, проявляют эмоциональную заинтересованность.

Узнают и называют изображение эмоций.

Готовность к общению со взрослым и совместной деятельности.

 

Актуализация знаний

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний

(ТРИЗ – метод фокальных объектов, Ч. Вайтинг)

Педагог предлагает воспитанникам создать образ весны», используя метод объединения  (например: лицо – солнце, волосы – ручейки, глаза – проталинки, рот – радуга, брови – крылья грача, платье – подснежник, рукава – облака)

- Первое задание. Создайте образ весны, используя ее признаки и приметы.

Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность. Выстраивают предложения, составляют загадку.

Выполняют самостоятельно задание в соответствии с установленными требованиями.

Проявляет инициативу и самостоятельность.  Обладает развитым воображением.  

Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли. 

Обладает начальными знаниями о  природном   мире. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания.

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний

(дидактические игры)

Воспитатель предлагает дидактические игры «Назови слова со звуком «В» и «Свойства воды». Использует наглядные средства (демонстрирует карточку со звуком «В»)

- Для выполнения второго задания нам необходимо узнать и назвать этот звук. Назовите слова со звуком «В» (в начале, в середине слова). Вспомните, какое слово начинается со звука «В» и тесно связано с экологией, природой?  Продолжим наш разговор о воде.

Педагог предлагает вспомнить в каком состоянии может быть вода, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, комментирует высказывания воспитанников

-   Разделитесь на 2 команды и выберите картинки, на которых, по вашему мнению,   ученый изобразил воду. Проверьте друг у друга правильно ли выполнено задание? Скажите, почему вы выбрали эти картинки? В каком состоянии может быть вода?

 Сосредотачивают внимание, выполняют задание в соответствии с установленными требованиями, играют словами, выстраивают полный ответ, предложение.

Показывают на картинках изображения, соответствующие описанию, выявляют тождества.   Рассказывают, объясняют.

Участвуют в групповых действиях. Активно играют. Осуществляют взаимоконтроль.

 

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. 

Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли. 

Проявляет инициативу и самостоятельность.  

Обладает начальными знаниями о  природном   мире, естествознания. Может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний

(моделирование)

Педагог предлагает дидактическую игру «Назовите свойства воды», использует наглядные средства (схемы)  

- Для того, чтобы выполнить  следующее задание нам необходимо превратиться в ученых – исследователей. Предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.  
Назовите свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях.  Вам помогут в этом схемы – карточки. Какое это свойство?    

Сосредотачивают внимание, действуют со схемой, сопоставляют. Выражают собственные мысли.

 

Обладает начальными знаниями о  природном   мире, естествознании.

Могут использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию,   самостоятельной деятельности

(проблемный вопрос, опыт)

Педагог стимулирует любознательность, интерес, задает вопросы стимулирующие процесс мышления, поощряет детей к высказыванию, проявляет уважение к детским высказываниям, предоставляет возможность обсудить, вводит элемент новизны

 - Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму?   А теперь проверим наши предположения на опыте. Как вы думаете, что нам понадобится для проведения опыта?  Пройдите за столы.    Наливаем воду в емкость. Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде?  Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?
Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится.
Педагог обращает внимание воспитанников на новую схему свойства воды: вода не имеет формы, демонстрирует на слайде.

Слушают. Выполняют задание по инструкции взрослого. Наблюдают за преобразованием. Выражают свое мнение, объясняют, обобщают, делают выводы.

Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно дать объяснения. Склонен наблюдать, экспериментировать. Проявляет инициативу и самостоятельность.  

Обладает начальными знаниями о  природном   мире, естествознании.

Физкультинутка

Игровая ситуация, побуждающая детей выполнять различные   движения

Воспитатель предлагает подвижную игру «Маленькие человечки», подает сигналы смены действия.
- Предлагаю вам показать, как ведут себя  молекулы воды «маленькие человечки» в разном состоянии.  Встаньте в круг, вы все превращаетесь в «маленьких человечков».   Состояние воды: твердое, жидкое, газообразное.   

Дети свободно двигаются по пространству (группе) и слушают команды. По команде выполняют движения. Демонстрируют физическую активность.

Развита крупная моторика, подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний, осуществление выбора и самостоятельной деятельности  

(ТРИЗ – метод синектики, У. Гордон; творческое задание)

Воспитатель предлагает воспитанникам на выбор принять участие в игре «Теремок» или выполнить творческое задание.

- Предлагаю выбрать фишку красного или зеленого цвета. Красная фишка означает  - участие в игре, зеленая - выполнение творческого задания. Участникам игры необходимо выбрать карточку с изображением объекта (разное состояние воды), назвать сходство и   отличия изображенных объектов.

Участникам творческого задания необходимо изобразить объект в соответствии с определенным состоянием воды (твердое, жидкое, газообразное).

Делают самостоятельный выбор. Сосредотачивают внимание.

Выражают собственные мысли, суждения. Проявляют способность к критическому мышлению. Самостоятельно решают поставленную задачу.

Самостоятельно  выполняют творческое задание. Используют материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности.

Выставляют на всеобщее обозрение свои работы.

Обладает начальными знаниями о природном   мире,  естествознании.  

Обладает развитым воображением. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, участвует в совместных играх.

Игровая ситуация, направленная на актуализацию знаний

Педагог использует наглядные средства, демонстрирует слайд с изображением правил сохранения воды, задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, проявляет свое отношение к факту

- Скажите, пожалуйста, необходимо ли беречь воду? Почему вы так считаете? Что может произойти, если не беречь воду? Рассмотрите изображения на слайде, определите, что  мы с вами можем сделать, чтобы сохранить воду на планете Земля?

Выстраивают полный ответ, предложение, выполняют задание в соответствии с установленными требованиями, демонстрируют экологические знания.

Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Рефлексия

Педагог предлагает детям подвести итог, активизирует обсуждение поощряет детей за положительное достижение результата, Незнайка благодарит ребят за помощь  

-   Мы с вами справились со всеми заданиями. Понравилось ли вам выступать в роли исследователей, решать трудные радостные интересные задачи?   Вам было трудно или легко справиться с заданиями? Эти задания были для вас интересны? Какой совет Вы бы дали Незнайке, если он решит повторить эти задания?

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.

Могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Обладает начальными знаниями о природном   мире. Обладает установкой положительного отношения к миру.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах

 

Педагог предоставляет возможность осуществлять самостоятельную деятельность, стимулирует интерес

- дарю вам набор предметов, с помощью которых вы сможете узнать о новом свойстве воды.   Давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания?

Демонстрируют знания разнообразного получения информации.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности с детьми Тема: Эта загадочная Африка»

Данная разработка  способствует развитию  у ребенка географических представлений о мире через знакомство с картой; формированию  восприятия, мышления в процессе познавательной активност...

КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) Тема: Чтение сказки «Жихарка»

НОД по развитии речи разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет....

КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) "Весёлый счёт"

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.ЦЕЛЬ развитие у детей познавательных интересов, умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследо...

Технологическая карта (конструкт) организации непрерывной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Технологическая карта (конструкт)организации непрерывной образовательной деятельности с детьмипо образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»...

Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности "Волшебная река музыки"

Тема (проект, событие): интегрированная познавательно-исследовательская деятельность «Волшебная река музыки» Возрастная группа: младшая группа (4-й год жизни)Форма НОД:  развиваю...

Технологическая карта (конструкт) организации непрерывной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Тема: «Что в сундуке найдется, вам отгадывать придется!"

Возрастная группа:  6-7 лет.Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Виды деятельности: музыкальная ( музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных ин...

Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности "Эхо военных лет"

Разработчик:  Обухова Елена Анатольевна (ВКК), должность: музыкальный руководитель, ОУ МА ДОУ «Детский сад № 8»Тема (проект, событие): интегрированная музыкальная деятельность «...