Вырасту большим в космос полечу
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зебзеева Елена Павловна

Такие планеты как Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон- так следуют планеты Солнечной Системы по порядку и таково их расположение и движение на орбитах относительно Солнца.Всего девять планет Солнечной Системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл девять планет солнечной системы26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация «Выросту большим в космос полечу».

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Тема: «Девять планет Солнечной системы. Солнце - это звезда».

Цель: Расширять и углублять знания дошкольников о космосе. Продолжать знакомить детей с праздником – День Космонавтики. Познакомить с планетами солнечной системы.

Программные задачи:

  • Воспитывать  интерес к празднику - Дню Космонавтики.
  • Вызвать интерес к космосу.
  • Обогатить словарь дошкольников путем введения определенных слов в практику общения: планета, орбита, Солнечная система.
  • Познакомить детей с понятием солнечная система.
  • Сформировать первоначальное представление о планетах.
  • Развивать у детей фантазию, воображение, сообразительность, мыслительные и речевые способности, зрительное внимание и восприятие, умение анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать.
  • Воспитывать любовь к планете Земля; умение слушать воспитателя и товарищей, вызвать интерес к познавательной деятельности.
  •  Развивать эстетическое восприятие, память, внимание, речь.
  • Упражнять в порядковом счете при пересчете планет.

Предварительная работа:  чтение стихотворений  о космосе, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций о космонавтах, планетах, рисование ракеты.

Материалы: разноцветный пластилин на каждого ребенка,  черный вырезанный круг на каждого ребенка, иллюстрации о космосе и космонавтах, солнечная система, обручи разных цветов для подвижной игры.

Методы и приемы:

  1. Словесный:

а) рассказ воспитателя.

  1. Практический:

Игра «Далеко - близко»

Поделка – солнечная система

  1. Наглядный:

а) использовать схему Солнечной системы, фотографии ученых –астрономов.

в) лепка Солнечной системы детьми.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, 12  апреля наша страна будет отмечать праздник - День космонавтики. В  этот день 56 лет назад, человек впервые совершил полет на ракете вокруг земного шара! А звали первого космонавта – Юрий Гагарин. (показ иллюстраций о космосе, первом космонавте) Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие! Вы готовы? (ответы детей) А на чем мы отправимся, вы сейчас отгадаете.

Чудо-птица–алый хвост.

Прилетела в стаю звезд.

Ответ: ракета.

Воспитатель показывает иллюстрации разных ракет и космических кораблей.

Дети садятся в заранее построенную ракету из мягких модулей.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

Ответ: космонавт.

Космонавты одевают специальную одежду – скафандр. ( показ иллюстраций) Посмотрите, какая она прочная!

Нам нужно надеть наши скафандры и отправимся в полет!

Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта»

Воспитатель:

- Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

(дети одевают скафандры, под музыку закрывают глаза и представляют полет.)

Воспитатель: ребята, мы в открытом космосе, скажите, что вы видите? (ответы детей) Дальние планеты кажутся нам светящимися звездочками, посмотрите на планеты, которые сфотографировали ученые (показ иллюстраций планет солнечной системы).

 Астрономы с помощью телескопов, искусственных спутников узнают о далеких планетах, о Солнце, Луне, звездах – изучают Солнечную систему.

Дети, а вы знаете, как устроена Солнечная система, какие законы движения в ней? А хотите узнать?

Я сегодня расскажу вам, как расположены планеты в Солнечной системе, о значении Солнца в жизни планет. Раньше, много-много лет назад жил ученый-астроном Птолемей. Он предполагал, что Земля – центр мира, а Солнце и другие планеты – вращаются вокруг Земли. Но, спустя много лет, другой ученый-астроном – Николай Коперник доказал всем, что Солнце – центр мира, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него. Ни одна планета никогда не сталкивается с другой, потому что они находятся в космосе очень далеко друг от друга. У каждой планеты свой путь, свой круг, по которому она движется вокруг Солнца – своя орбита. Ни одна планета никогда не уйдет от Солнца. Все они связаны с Солнцем. Это одна дружная семья. Порядок в этой семье образцовый. Солнце – глава семьи.

Итак, я думаю, вы догадались сами, почему определенный порядок планет вокруг Солнца называется Солнечной системой? (Потому что Солнце – центр мира).

Планеты - это огромные шары, которые находятся в космосе они мчаться в пространстве вокруг солнца.

Всего в Солнечной системе 9 планет. Давайте вспомним их название и расположение (на схеме выкладываются Солнце и 9 планет) На экране демонстрируется, как они выглядят. При просмотре презентации воспитатель

читает стихотворение:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий.

Вторая планета – Венера.

А третья планета – это наша Земля.

Четвертая планета – Марс.

Пятая планета – самая большая в нашей Солнечной системе – это Юпитер.

А вот Сатурн – планета с кольцами – шестая от Солнца.

Седьмая планета – Уран.

Восьмая планета – Нептун.

Самая дальняя планета от Солнца – это Плутон.

Все эти планеты разного размера, но они все значительно меньше Солнца, которое находится в центре.

Дети, а Солнце - это звезда или планета? (звезда). Правильно. Солнце – это звезда. Звезда не меняет своего места на небе. Солнце – огромный раскаленный шар на небосводе. Оно состоит из огня.

Почему Солнце такое большое, а нам кажется маленьким? Кто видел самолет вблизи, какой он? (ответы детей)

А кто видел самолет в небе? Какой он? (ответы детей)

Как же это объяснить: на Земле мы видим большой самолет, а в небе – большую движущуюся точку (ответы детей).

Правильно. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше. Вот поэтому нам и кажется, что Солнце небольшое. А на самом деле оно огромное, просто находится очень-очень далеко от нас.

Звезды очень похожи на наше Солнце. Они тоже состоят из огня. Звезды, как и Солнце – огромные огненные шары, некоторые из них даже больше Солнца. Просто Солнце ближе к нам, чем другие звезды. Поэтому Солнце так ярко светит и греет. А звезды от нас гораздо дальше, чем Солнце, поэтому и свет от них слабый, и тепла совсем нет.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

По группе раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты.

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

Воспитатель: ребята, мы с вами поиграли, а сейчас мы слепим солнечную систему.(показ способов лепки,  дети лепят).

Творчество:

Солнечная система. Изготовление солнечной системы, используя цветной пластилин. Планету Земля мы будем лепить  используя разные цвета пластилина. Давайте вспомним, что находится на земле? Лес, растения -зеленого цвета; горы, земля - коричневый; океаны, реки, озера - синего (голубого) цвета; пустыни – желтый цвет. Все цвета смешиваем и скатываем в шар. Получилась наша планета Земля. Движение планет осуществляется не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца. Благодаря этому на Земле происходит смена времен года и времени суток. Как и движение планет, их размеры тоже существенно отличаются. Самая маленькая планета Солнечной Системы – Меркурий. Самая большая планета Солнечной Системы – Юпитер. А теперь осталось слепить еще восемь планет. Они такие же круглые, но отличаются  размером и цветом. Планету Сатурн обязательно делаем ободок, вокруг шара.

Самостоятельная деятельность детей за столами.

Молодцы все постарались, у всех получилась солнечная система.

Вопросы:

Солнце – это звезда или планета?

Сколько планет в Солнечной системе?

Где жарче – ближе к Солнцу или дальше?

Почему самолет в небе кажется большим?

Прощание:

 "Будем в космосе летать".

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)

1,2,3,4,5.

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)

Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля, пока!

(Дети машут кистью руки, прощаясь)

До свидания друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Если очень захочу - тоже в космос полечу!"

Данный проект имеет практическую направленность на формирование знаний у старших дошкольников, о космосе.В проекте представлена воспитательно-образовательная работа с детьми.Особый интерес представляе...

Проект "Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу"

Данный методический материал предназначен для  работы в подготовительной группе....

Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу

Проект для детей подготовительной группы...

Комплексно-тематическое планирование по теме недели «Космонавтом быть хочу - скоро в космос полечу.»

Комплексно-тематиечкое планирование образовательной деятельности.Тема недели - "Космонавтом быть хочу- скоро в космос полечу."...

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема недели: «Скоро в космос полечу»

Календарно-тематическое планирование в средней группеТема недели: «Скоро в космос полечу»...

Презентация "Космонавтом стать хочу, может в космос полечу"

Тематическая неделя в старшей группе по теме "Космос"....

Досуг в подготовительной группе «Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу»

Приобщение детей к празднованию дня первого полета человека в космос....