Вырасту большим в космос полечу
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Такие планеты как Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон- так следуют планеты Солнечной Системы по порядку и таково их расположение и движение на орбитах относительно Солнца.Всего девять планет Солнечной Системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
девять планет солнечной системы | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация «Выросту большим в космос полечу».
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: «Девять планет Солнечной системы. Солнце - это звезда».
Цель: Расширять и углублять знания дошкольников о космосе. Продолжать знакомить детей с праздником – День Космонавтики. Познакомить с планетами солнечной системы.
Программные задачи:
- Воспитывать интерес к празднику - Дню Космонавтики.
- Вызвать интерес к космосу.
- Обогатить словарь дошкольников путем введения определенных слов в практику общения: планета, орбита, Солнечная система.
- Познакомить детей с понятием солнечная система.
- Сформировать первоначальное представление о планетах.
- Развивать у детей фантазию, воображение, сообразительность, мыслительные и речевые способности, зрительное внимание и восприятие, умение анализировать, сравнивать, рассуждать, доказывать.
- Воспитывать любовь к планете Земля; умение слушать воспитателя и товарищей, вызвать интерес к познавательной деятельности.
- Развивать эстетическое восприятие, память, внимание, речь.
- Упражнять в порядковом счете при пересчете планет.
Предварительная работа: чтение стихотворений о космосе, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций о космонавтах, планетах, рисование ракеты.
Материалы: разноцветный пластилин на каждого ребенка, черный вырезанный круг на каждого ребенка, иллюстрации о космосе и космонавтах, солнечная система, обручи разных цветов для подвижной игры.
Методы и приемы:
- Словесный:
а) рассказ воспитателя.
- Практический:
Игра «Далеко - близко»
Поделка – солнечная система
- Наглядный:
а) использовать схему Солнечной системы, фотографии ученых –астрономов.
в) лепка Солнечной системы детьми.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, 12 апреля наша страна будет отмечать праздник - День космонавтики. В этот день 56 лет назад, человек впервые совершил полет на ракете вокруг земного шара! А звали первого космонавта – Юрий Гагарин. (показ иллюстраций о космосе, первом космонавте) Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие! Вы готовы? (ответы детей) А на чем мы отправимся, вы сейчас отгадаете.
Чудо-птица–алый хвост.
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета.
Воспитатель показывает иллюстрации разных ракет и космических кораблей.
Дети садятся в заранее построенную ракету из мягких модулей.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт.
Космонавты одевают специальную одежду – скафандр. ( показ иллюстраций) Посмотрите, какая она прочная!
Нам нужно надеть наши скафандры и отправимся в полет!
Физкультминутка–игра «Скафандр космонавта»
Воспитатель:
- Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Мы тоже сейчас в космосе и на нас надеты скафандры.
- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).
- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
(дети одевают скафандры, под музыку закрывают глаза и представляют полет.)
Воспитатель: ребята, мы в открытом космосе, скажите, что вы видите? (ответы детей) Дальние планеты кажутся нам светящимися звездочками, посмотрите на планеты, которые сфотографировали ученые (показ иллюстраций планет солнечной системы).
Астрономы с помощью телескопов, искусственных спутников узнают о далеких планетах, о Солнце, Луне, звездах – изучают Солнечную систему.
Дети, а вы знаете, как устроена Солнечная система, какие законы движения в ней? А хотите узнать?
Я сегодня расскажу вам, как расположены планеты в Солнечной системе, о значении Солнца в жизни планет. Раньше, много-много лет назад жил ученый-астроном Птолемей. Он предполагал, что Земля – центр мира, а Солнце и другие планеты – вращаются вокруг Земли. Но, спустя много лет, другой ученый-астроном – Николай Коперник доказал всем, что Солнце – центр мира, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него. Ни одна планета никогда не сталкивается с другой, потому что они находятся в космосе очень далеко друг от друга. У каждой планеты свой путь, свой круг, по которому она движется вокруг Солнца – своя орбита. Ни одна планета никогда не уйдет от Солнца. Все они связаны с Солнцем. Это одна дружная семья. Порядок в этой семье образцовый. Солнце – глава семьи.
Итак, я думаю, вы догадались сами, почему определенный порядок планет вокруг Солнца называется Солнечной системой? (Потому что Солнце – центр мира).
Планеты - это огромные шары, которые находятся в космосе они мчаться в пространстве вокруг солнца.
Всего в Солнечной системе 9 планет. Давайте вспомним их название и расположение (на схеме выкладываются Солнце и 9 планет) На экране демонстрируется, как они выглядят. При просмотре презентации воспитатель
читает стихотворение:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий.
Вторая планета – Венера.
А третья планета – это наша Земля.
Четвертая планета – Марс.
Пятая планета – самая большая в нашей Солнечной системе – это Юпитер.
А вот Сатурн – планета с кольцами – шестая от Солнца.
Седьмая планета – Уран.
Восьмая планета – Нептун.
Самая дальняя планета от Солнца – это Плутон.
Все эти планеты разного размера, но они все значительно меньше Солнца, которое находится в центре.
Дети, а Солнце - это звезда или планета? (звезда). Правильно. Солнце – это звезда. Звезда не меняет своего места на небе. Солнце – огромный раскаленный шар на небосводе. Оно состоит из огня.
Почему Солнце такое большое, а нам кажется маленьким? Кто видел самолет вблизи, какой он? (ответы детей)
А кто видел самолет в небе? Какой он? (ответы детей)
Как же это объяснить: на Земле мы видим большой самолет, а в небе – большую движущуюся точку (ответы детей).
Правильно. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше. Вот поэтому нам и кажется, что Солнце небольшое. А на самом деле оно огромное, просто находится очень-очень далеко от нас.
Звезды очень похожи на наше Солнце. Они тоже состоят из огня. Звезды, как и Солнце – огромные огненные шары, некоторые из них даже больше Солнца. Просто Солнце ближе к нам, чем другие звезды. Поэтому Солнце так ярко светит и греет. А звезды от нас гораздо дальше, чем Солнце, поэтому и свет от них слабый, и тепла совсем нет.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
По группе раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты.
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.
Воспитатель: ребята, мы с вами поиграли, а сейчас мы слепим солнечную систему.(показ способов лепки, дети лепят).
Творчество:
Солнечная система. Изготовление солнечной системы, используя цветной пластилин. Планету Земля мы будем лепить используя разные цвета пластилина. Давайте вспомним, что находится на земле? Лес, растения -зеленого цвета; горы, земля - коричневый; океаны, реки, озера - синего (голубого) цвета; пустыни – желтый цвет. Все цвета смешиваем и скатываем в шар. Получилась наша планета Земля. Движение планет осуществляется не только вокруг своей оси, но и вокруг Солнца. Благодаря этому на Земле происходит смена времен года и времени суток. Как и движение планет, их размеры тоже существенно отличаются. Самая маленькая планета Солнечной Системы – Меркурий. Самая большая планета Солнечной Системы – Юпитер. А теперь осталось слепить еще восемь планет. Они такие же круглые, но отличаются размером и цветом. Планету Сатурн обязательно делаем ободок, вокруг шара.
Самостоятельная деятельность детей за столами.
Молодцы все постарались, у всех получилась солнечная система.
Вопросы:
Солнце – это звезда или планета?
Сколько планет в Солнечной системе?
Где жарче – ближе к Солнцу или дальше?
Почему самолет в небе кажется большим?
Прощание:
"Будем в космосе летать".
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
1,2,3,4,5.
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе летать.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля, пока!
(Дети машут кистью руки, прощаясь)
До свидания друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Если очень захочу - тоже в космос полечу!"
Данный проект имеет практическую направленность на формирование знаний у старших дошкольников, о космосе.В проекте представлена воспитательно-образовательная работа с детьми.Особый интерес представляе...
Проект "Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу"
Данный методический материал предназначен для работы в подготовительной группе....
Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу
Проект для детей подготовительной группы...
Комплексно-тематическое планирование по теме недели «Космонавтом быть хочу - скоро в космос полечу.»
Комплексно-тематиечкое планирование образовательной деятельности.Тема недели - "Космонавтом быть хочу- скоро в космос полечу."...
Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема недели: «Скоро в космос полечу»
Календарно-тематическое планирование в средней группеТема недели: «Скоро в космос полечу»...
Презентация "Космонавтом стать хочу, может в космос полечу"
Тематическая неделя в старшей группе по теме "Космос"....
Досуг в подготовительной группе «Космонавтом стать хочу, скоро в космос полечу»
Приобщение детей к празднованию дня первого полета человека в космос....