«Мини-музей - как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогае обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, а родители становятся не пассивными наблюдателями,
участниками образовательного процесса. |
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Ожидаемые результаты:
- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Мини-музей - как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ» | 106.7 КБ |
Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников | 42.49 КБ |
Предварительный просмотр:
тема: «Мини-музей - как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ»
автор проекта: Блащинская Ольга Николаевна,
старший воспитатель.
место выполнения работы: МБДОУ детский сад №8
Даем детям не итоги чужих исканий, а ведем их тропой исканий.
Содержание
-I- Краткая аннотация проекта
-I- Постановка проблемы
-I- Цель и задачи проекта
-I- Ожидаемые результаты
-I- Ресурсное обеспечение проекта -I- Методы реализации проекта
-I- Литература
• Пр иложения
Музей - какое слово емкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни
через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможность
приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе
интересной деятельности.
В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения
музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; научатся понимать и различать
такие понятия как галерея, архив, экспонат, экспозиция, запасник, экскурсовод и др.;
овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной
деятельности. Сформированные умения и навыки помогут воспитанникам совместно со
взрослыми создать мини-музеи в групповых помещениях ДОУ.
Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогае
обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших
эпох, семейные реликвии, а родители становятся не пассивными наблюдателями,
активными участниками образовательного процесса.
Цели и задачи мини-музеев в ДОУ:
- позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- являются действенным модулем развивающей предметной среды;
- средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствуют воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
- расширяет их кругозор,
- открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогают наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного
учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Цели и задачи проекта:
X- Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
-I- Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому,
культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и
патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых
процессов.
-I- Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности
на материале музейной практики.
-I- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата
музейной педагогики.
-I- Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с
родителями и представителями социума за пределами детского сада.
-I- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
Экономическая целесообразность проекта:
X- Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта;
-I- Становление готовности дошкольников ориентироваться в музейной культуре;
-I- Участие родителей ДОУ в организации работы по проекту;
-I- Расширение взаимодействия с социумом города;
-I- Пополнение материально-технической базы ДОУ,
методического кабинета литературой и пособиями.
Тип проекта: информационно-творческий
По количеству участников: коллективный
Участники проекта: дети, родители, педагогический коллектив
По продолжительности: долгосрочный
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой
моей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши
дети бывают в них?
Идея создания мини-музеев в детском саду возникла после того, как дети, посещающие
городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои
впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности,
собиранию коллекций. Коллекции, создаваемые в группах, достигли больших размеров и
требовали систематизации имеющегося материала.
Опрос детей показал, 40% - имеют представления о музее, как месте сбора разных
интересных вещей и предметов; 35% - считают, что музей нужен, чтобы в него приходить
и смотреть, 25% - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях.
Но есть дети, которые ни разу не были в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы
находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено
большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано
посещать такие учреждения: «Малыши ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-
третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Проведённая диагностика выявила, что у большинства детей не достаточно
высокий уровень познавательной активности.
Становлению ребёнка как самостоятельного и
инициативного субъекта деятельности способствует
организация занятий в форме партнёрской
деятельности взрослого с детьми, предполагающее
исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для
детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную
активность. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе
собственных творческих изысканий.
Поэтому возникла необходимость внедрения инновационных форм работы,
обеспечивающих повышение уровня развития познавательной активности у детей.
Таким образом, можно сделать вывод:
- дети проявляют интерес к музеям, хотят узнать новое, но не имеют возможности
взаимодействия с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать,
обращаться с интересными людьми. - педагоги готовы осуществить инновационную деятельность; повысить
профессиональный уровень. / 94,8% см.приложение 2/
Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс»,
включающий мини-музеи в групповых помещениях.
Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С. Фокс как нельзя лучше определил
социокультурную значимость музеев. По его словам, музей располагает тем, что выше
всякой конкуренции, - истинными ценностями. Только разумное сочетание традиций и
инноваций ведет к прогрессу. Перекос в ту или иную сторону - тупиковый пут^1ц
развития.
Музей - это дитя таланта и профессионализма. Организация музея - это своеобразный
спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим
замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию,
изображение и т.д.
Мини - музеи в детском саду является одним из первых
источников приобщения детей к сокровищам истории
культуры, искусства. Помогают решить проблему
социализации подрастающего поколения,
способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как
при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов
детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных
образовательных областей.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке
профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей
сам приходит в гости к ребенку. В обычном музее ребенок — лишь пассивный
созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его
папа, мама. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя,
детей и их родителей.
Цель: Создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к
истории, культуре, традициям родного края через организацию мини-музеев.
С педагогами:
- создать условия для повышения профессионализма педагогов в
проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;
- разработать пакет методических материалов, систему планирования
познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея; - стимулировать самообразование педагогов.
С детьми:
- создать условия для развития познавательной
активности детей через совместную
познавательно-исследовательскую деятельность,
- формировать у дошкольников представлений о музее.
- расширять кругозор дошкольников.
- развивать связную речь.
- развивать познавательные способности и познавательную деятельность, формировать познавательную активность.
- формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
- формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
С родителями:
- заинтересовать родителей в создании мини-музея,
- создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
С педагогами:
- Создание мини-музеев в группах.
- Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике;
- Инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- Интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.
- Овладение педагогами практических навыков в организации познавательш
исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов.
- Методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию
и организации мини-музея, по развитию познавательной активности детей.
С детьми:
- Повышение качества усвоения знаний детьми
во время непосредственно-образовательной деятельности;
- Появление интереса к музейной культуре;
- Развитие личностных качеств дошкольников;
- Повышение качества воспитания и образования дошкольников.
- Повышение музейной культуры у родителей;
- повышение статуса семейного воспитания.
- Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в
совместной с ребёнком познавательной деятельности. - Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты,
фотоколлажи...).
- Кадровое, создание творческой группы педагогов
- Научно-методическое: подбор печатных, теоретических материалов по музейной
педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;
^ методическое сопровождение проектной деятельности;
^ разработка системы планирования, методических материалов (конспекты,
сценарии, картотека исследований и опытов, и т. п.);
^ самообразование педагогов.
- Организационное: организация работы творческой группы по реализации
этапов проекта;
^ создание мини-музеев педагогами совместно с детьми и родителями;
^ разработка Положения о смотре-конкурсе мини-музеев;
^ определение критериев эффективности
реализации проекта, повышения профессионализма
педагогов в организации познавательно-
исследовательской деятельности;
^ использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;
^ консультации и семинары по педагогическому проектированию;
^ знакомство родителей с проблемой на общем собрании;
^ создание банка методических материалов.
- Мотивационное:
^ разработка системы материального стимулирования педагогов-участников
проекта;
^ организация смотра-конкурса мини-музеев,
^ накопление и обобщение педагогического опыта;
- Материально-техническое.
^ размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ;
^ участие в педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства,
в том числе дистанционных онлайн-форумах по данной теме;
^ публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в
методических журналах.
^ оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации
Нормативно-правовое обеспечение:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 “Об образовании”;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв.
постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству
содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях, утв. Г лавным
государственным санитарным врачом РФ от 22.07.2010
№ 91; СанПиН 2.4.1.2660 - 10;
I
- Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 "О гигиенических
требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения"; - Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Федеральные государственные
требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования" (образовательная область "Музыка"); - Устав МБДОУ № 8
Деятельность на первом - подготовительном - этапе и ожидаемые результаты Срок реализации: сентябрь - декабрь 2015 г.
Задачи: исследовать условия для реализации проекта:
Содержание работы
С педагогами
С детьми
С родителями
- Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.
- Создание развивающей среды, определение тем и название мини-музеев, разработка их модели, выбор места для размещения, планирование экспозиций,
выбор дизайна оформления минимузея
- Составление перспективного плана мероприятий.
- Разработка положения о минимузее и издание приказа об его организации.
- Выработка требований к посещению мини-музеев, проведению в них непосредственнообразовательной деятельности.
- Разработка перспективного планирования работы (по всем возрастным группам).
- Разработка содержания и процедуры диагностического обследования; обследование развития детей по данному
направлению работы.
- Анкетирование, беседы, наблюдения, интервьюирование.
- Изучение литературы, культурологической компетентности родителей.
- Выявление семейного опыта.
- Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.
- Родительское собрание.
- Работа по сбору
экспонатов в музеи по их
направленности.
Ожидаемый результат
1. Пакет диагностических | Определение уровня | 1. Информационное |
материалов. | знаний детей по | просвещение родителей. |
2. Повышение уровня профессиональной | данному направлению работы. | 2. Мотивация родителей на активное |
компетентности педагогов через | сотрудничество. | |
использование инновационных | ||
форм работы. | 3. Банк данных “Запросы | |
3. Планирование системы работы | родителей” | |
по данной теме. |
Деятельность на втором - практическом - этапе и ожидаемые результаты Срок реализации: январь 2016 г. - май 2016 г.
Задача: реализация проекта по всем направлениям.
Содержание работы
С педагогами
С детьми
С родителями
- Педсовет “Формирование познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики и ИКТ.
- Семинар “Создание минимузея в ДОУ”
Приобщение детей к русскому народному творчеству через мини-музеи.
“Народная игрушка, народная педагогика и её влияние на духовно-нравственное становление личности ребёнка”
- Включение работы
музеев в
образовательную
деятельность, прогулки,
беседы, игры, праздники
и развлечения в
соответствии с
планированием для
каждой возрастной
группы.
- Участие в конкурсе.
- Рассматривание иллюстраций, плакатов
- Совместные с родителями мероприятия
- Семинар "Музей в жизни ребенка".
- Индивидуальные консультации
- Разработка планов работы каждого музея.
- Разработка конспектов непосредственной образовательной деятельности в музеях и интеграции музейной культуры в другие образовательные области.
- Информационный лекторий
- Проведение тематических бесед.
- Просмотр видеофильмов;
- Проведение "Недели музея".
- Сбор экспонатов.
- Организация поисковопознавательной деятельности в мини-музеях.
- Работа по направлениям деятельности музеев:
- Поисково-собирательское.
- Экспозиционное (оформительское).
- Экскурсионное.
- Культурно-массовые мероприятия, дела.
книг, наглядных
пособий;
коллекционирование
вместе с детьми;
создание мини-музеев в
группах.
Просмотр
видеороликв.
Мероприятия с
родителями
- "Неделя музеев".
- Выпуск газеты
детского сада “Новости
музеев” - Игры музейного
содержания
10..Игры-развлечения “В гостях у Петушка и
Курочки Рябы”, “В гости
к деревянным
игрушкам» ”,
“Путешествие с
погремушкой ”,
- Игры путешествия: -
“Откуда хлеб пришёл?»
”, “Путешествие на
транспорте”, “Откуда
- Круглый стол "День музея в семье".
- Выставка семейных работ.
- Оформление информационных стендов в каждой группе.
- Памятки для родителей.
- Привлечение к сбору экспонатов.
родом пуговицы .
- Интеллектуально - творческие игры: “В мире книг ”, “Заседание клуба знатоков птиц”; «Знатоки природы».
- Игры - эстетические содержания “Вышивка, из бабушкиного сундука”, “Тряпичная кукла и звенящие колокольчики ”,
- Диагностика и оценка промежуточных результатов проекта.
Выставки:
Познавательные. Цель: расширять представления детей о разных материалах, о
рукотворном мире, знакомить с образцами изделий, профессиями.
Музейно-исторические. Цель: знакомить детей с историческими событиями,
приобщать к музейной культуре, воспитывать любовь к родине.
Эколого-краеведческие. Цель: знакомить детей с родной природой, способствовать
формированию экологической культуры, воспитывать нравственные и эстетические
чувства.
Художественные. Цель: познакомить декоративно- прикладным
ремёслами.
Конкурсы. Цель: вовлечение в совместную деятельность
детей, родителей и педагогов, укрепление семьи.
Ярмарки. Цель: популяризация предлагаемой темы,
обмен опытом в какой - либо области, привлечение
спонсорских средств на развитие музея. | ||
Детское творчество. Цель: персональные выставки работ одарённых детей (лепка, | ||
рисунок, поделки из разных материалов, аппликация) | ||
Ожидаемый результат | ||
Открытие мини - музеев с приглашением детей и их родителей. | ||
1. Повышение уровня | 1. Появление интереса у | 1. Повышение |
компетентности педагогов в | детей к музейной | музейной культуры |
музейной деятельности. | культуре. | родителей. |
2. Улучшение качества | 2. Систематизация | 2. Желание родителей |
проведения воспитательнообразовательного процесса. | работы по данной теме. | участвовать в совместных |
3. Обобщение, распространение | мероприятиях в ДОУ. | |
и презентация опыта работы по | 3. Повышение статуса | |
данной теме. | семейного воспитания через творческое сотрудничество. 4. Создание комплексной системы работы по данному направлению. |
Деятельность на третьем - заключительном - этапе и ожидаемые результаты
Срок реализации: май 2016 г. - август 2016 г.
Задача: анализ эффективности реализации проекта, подведение
итогов, планирование.
Содержание работы | ||
С педагогами | С детьми | С родителями |
|
|
|
Ожидаемый результат | ||
|
|
|
Планы на будущее
В дальнейшем мы планируем продолжить работу в русле проектирования
деятельности педагога ДОУ.
Организовать работу по распространению педагогического опыта работы
ДОУ по данной проблеме.
Литература
- Лысикова О.В. Музеи мира.- М.: Флинта: Наука. 2002.-128 с.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М: Дом “Карапуз”, 2000. - 253 с.
- Петров Г.Ф. Идём по Русскому музею. - Л.: Лениздат,1982. -192 с.
- Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. -191 с.
- Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.:
Линка-Пресс, 2008. - Рыжова Н.А. Деревья - наши друзья. Учебно-методический комплект. - М.: Линка-
Пресс. 2009. - Рыжова Н.А. Экологически проект “Мое дерево”. -М.: Карапуз-дидактика, 2006.
- Рыжова Н.А. Экологический проект “Напиши письмо сове”. - М.: Карапуз-
дидактика, 2006. - Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на
БУО. - М.: Обруч, 2008. - Рыжова Н.А. Путешествие по мини-музеям детского сада. Учебный видеофильм и
методические рекомендации на ^V^. - М.: Обруч, 2008.Мини-музеи природы
(часть вторая) - Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высш. шк.,
2004. -216 с. - Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное
воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42. - Тельчаров А.Д. Основы музейного дела.- М.: Омега-Л,2005.- 184 с.
- Юренева Т.Ю. Музееведение. - М.: Академический проект, 2004. - 560 с.
- Технология музейной педагогики в дошкольном учреждении
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 1.09. 2015г.
Приложение №1
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая МБДОУ №8
Микиртумова З.В.
Положение о создании мини-музеев дошкольного образовательного учреждения
1.Общие положения
- При разработке данного Положения использованы следующие нормативно - правовые документы: закон «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12, приказ № 418 от 17.07.2008 «О совершенствовании системы развития музеев. Примерное положение о музее», Устав ДОУ.
- Музей ДОУ - это один из эффективных социальных институтов образовательнокультурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.
- Музей ДОУ позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически целесообразно-организованной развивающей образовательной среды. Это среда - не только организация экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных
I
предметов, артифактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых педагогов
и родителей (законных представителей) воспитанников.
2. Цели и задачи мини-музеев ДОУ
Цель: создание развивающей образовательной среды как средство формирования
разносторонней развитой личности воспитанника-социально активного россиянина.
Задачи:
V поиск, собирание и создание материальных объектов
(музейных экспозиций, экспонатов, предметов, макетов и др
в процессе совместной проектной, исследовательской
деятельности детей, их родителей (законных
представителей) и педагогов;
создание интегрированного социально-культурного
развивающего образовательного пространства общего
и дополнительного образования;
интегрирование предметной среды музея, в котором дошкольники осваивают
окружающий мир средствами и формами музейной педагогики;
опытно-экспериментальная проверка содержания форм и методов деятельности
музея ДОУ, моделирующих духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и
физическое развитие ребенка.
- Основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея:
^ работа с фондом музея - включает сбор, систематизацию, хранение и
демонстрацию экспонатов фонда по разделам музейной экспозиции;
^ основные формы и методы деятельности:
- Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями (законными
представителями), родственниками, по сбору музейных экспонатов и предметов; - Работа с краеведческим, литературными, информационными и научными источниками,
с архивным материалом, опрос и анкетирование родителей (законных представителей)
и других; - Просветительская ( образовательная) деятельность музея включает разработку и
проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками
(непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность,
взаимодействие с семьями, экскурсии, викторины, конкурсы и др.) - Информационно-аналитическая деятельность музея включает - оформление стендов,
витрин, выставок различной тематики, выпуск газет, создание видеофильмов;
- Общественно-полезная деятельность музея: это реставрация музейных экспонатов,
создание макетов, изготовление предметов, поделок и других наглядных материалов.
- Педагогические технологии, используемые в работе мини-музеев ДОУ
технология проектного обучения;
^ технология учебно-исследовательского обучения;
^ технология личностно-ориентированного образов
^ методика коллективной творческой деятельности.
- Развитие музейной экспозиции
- Сохранение имеющихся коллекций и разделов экспозиции музея и пополнение их новыми предметами и экспонатами.
- Формирование новых разделов мини-музея.
- Научно-методическое, программное обеспечение
- Создание силами педагогов ДОУ методического обеспечения и сопровождения музейных форм образовательной деятельности (разработка перспективных планов, проектов, занятий, праздников, экскурсий и развлечений и т.д.).
- Создание специализированной методической библиотеки, объединяющей фонды методической литературы и собственных разработок педагогов, использования его фондов в образовательном процессе.
- Использование возможностей музея ДОУ в образовательной деятельности, обмен опытом.
- Вовлечение воспитанников и их родителей (законных представителей) в деятельность музея через непосредственное участие в органах самоуправления в деятельности музея; участие в городских, областных, всероссийских конкурсах по направлениям деятельности музея.
- Управленческий компонент
- Разработка приказов и распоряжений, касающихся деятельности музея;
- Составление, согласование расписания занятий на базе музея.
- Решение вопросов стимулирования труда методического персонала,
воспитанников ДОУ и их родителей (законных представителей),
внесших вклад в результативность деятельности музея.
- Ожидаемые результаты
- Музеи обеспечивает межпредметную интеграцию знан
- Обеспечивает формирование предметных и межпредметных связей.
^ Позволяет применять теоретические знания в практической деятельности, умение
анализировать, ставить цель, планировать, проектировать, продуктивно действовать
и принимать решения.
^ Музеи обеспечивает свободный выбор видов деятельности, в процессе которых
формируются и развиваются коммуникативные способности.
^ Родители приобретают психолого-педагогические знания по разделам экспозиций,
больше узнают о своем ребенке, улучшаются взаимоотношения между родителями-
детьми-педагогами.
^ Повышается престиж ДОУ в среде родителей.
- Документация мини-музеев
^ Приказ о создании мини-музея;
^ Каталоги наименований методического, практического материала по разделам
экспозиций;
^ Книга-отзывов и предложений о работе музея.
Приложение №2
Анкета для педагогов ДОУ
«Мини музей в ДОУ»
- Считаете ли Вы создание мини-музея в ДОУ методом проектирования? (да;
нет; частично.) - Считаете ли вы мини-музей эффективной формой работы педагогов с
детьми и родителями? (да; нет.) - Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам: (создать музейное
пространство и реализовать работу; самостоятельно; с помощью старшего
воспитателя, коллег.) - Какие профессиональные умения по созданию мини-музея Вам необходимо
корректировать? (постановка цели; определение задачи; прогнозирование
конечного результата; поэтапное выполнение мероприятий; презентация.) - Считаете ли вы возможным расширение образовательной деятельности
через приобщение детей к музейной педагогике? (да; нет; затрудняюсь
ответить) - Хотите ли вы создать мини-музей в своей группе? (Да, Нет)
Результаты анкетирования педагогов ДОУ
Из 23 опрошенных педагогов ДОУ:
1 вопрос | 98% |
2 вопрос | 98% |
3 вопрос | 85% |
4 вопрос | 88% |
5 вопрос | 100% |
6 вопрос | 100% |
Итого: | 94,8% |
Приложение №3
Наблюдение за детьми в условиях музея Цель: выявление особенностей развития элементов музейной культуры у детей.
Вопросы
- Активность
- Поведение в процессе экскурсии (дисциплинарные отрицательные или положительные моменты).
- Проявление увлеченности, эмоциональности в процессе экскурсии.
- Сосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции.
- Изменение выразительности речи, мимики, движение в ходе экскурсии.
- Имитация действий, проигрывание ситуаций.
- Ссылки на личный опыт, припоминание виденных ранее предметов, установление связей с имеющимися представлениями.
- Использование образных сравнений, припоминание близких по содержанию строк стихотворений, ссылок на сказки, истории.
- Эмоциональные и эстетические суждения, оценки.
А "
- Выражение собственного мнения и проявление отношения.
40
35
30
25
20
15
10
Результаты мониторинга на начало года
Высокий 35%
Средний 38%
Низкий 27%
5
0
Приложение №4
Направленность интереса детей на музейные предметы (произведения) содержание экскурсии, экскурсовода, других посетителей, формальные элементы
- Продолжительность рассматривания произведения
- Понимание художественного образа
- Понимание используемых средств выразительности
- Проявление отношения к произведению
- Желание рассматривать новые объекты-произведения искусства
45 ->
40
Приложение №5
Правила музейной педагогики для воспитателей
К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Правила поведения детей в музее.
В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории,
придумывать игры.
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами
творческими работами.
Можно самому стать экскурсоводом и рассказывать о принесённом экспонате истории.
Приглашать в мини-музей интересных «гостей»
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников
Педагогические проекты в детском саду
Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
Автор проекта: Блащинская Ольга Николаевна
Старший воспитатель МБДОУ №8
Содержание
1. Введение
1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с семьёй.
1.2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников
3. Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Ожидаемые результаты:
- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
1.1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОУ - создание специальных площадок природы, естественных уголков с дикорастущими растениями, экологическая тропа, уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, ручеек, бассейн и т. д.
1.2 Формы работы с родителями по экологическому воспитанию
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
- Педагог-родитель;
- Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников
2. Проект работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность:
- сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
- экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.
Задачи проекта:
1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Ожидаемые результаты:
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Участники проекта: родители и дети, педагоги.
Перспективный план проекта.
Октябрь
1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».
2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».
4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».
5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.
Ноябрь
1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.
4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.
Декабрь
1. Разработать совместно с родителями статью для журнала «Десяточка», выпускаемого в дошкольном учреждении, на тему «Как научить ребенка защищать природу».
2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.
3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).
Январь
1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».
Февраль
1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
3. Оформить передвижную папку для родительского уголка«Люби и охраняй окружающую природу».
4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).
Март
1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
2. «Экологический десант» « привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.
4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»
Апрель
1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».
4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.
Формы и методы работы с родителями:
1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
3. Изготовление фотоальбома.
4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
6. Участие родителей в субботниках.
7. Сбор пластиковых отходов.
8. Проведение совместных экологических экскурсий.
9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
3. Заключение
Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Список использованной литературы
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
9. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»
1. Ф.И.О.
2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Приложение 2
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах Подмосковья, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
Приложение 3.
Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Наши друзья — насекомые.
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар — это беда леса!
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы — земной красы начало.
13. Первоцветы — вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Приложение 4.
Сбережем родную природу
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Концерт силами детей «Руская природа».
4. Обсуждение с родителями увиденного.
• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).
Приложение 5
Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»
Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)
Конкурс 2. « Урожай плодов».
Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.
Музыкальная пауза.
Конкурс 3. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Информационная справка для зрителей «Известное об известном»
1. Самый крупный:
- из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
- из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
- из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м
Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину
3.Быстрее всех:
бегает гепард
плавает меч-рыба
летает стриж
4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.
5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.
Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.
6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.
7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.
Конкурс 4. «Угадай мелодию».
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Конкурс 5. «Домашнее задание».
Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.
Конкурс 6. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С. А. Маршак «Двенадцать месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)
«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев. «Цветик-семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица
Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)
Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.
Игра для болельщиков «Перевертыши».
Конкурс 8. «Дуэль».
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.
1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2. Деревья покрылись инеем – к теплу.
3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4. Если осина в сережках (цветет богато) – то будет богатый урожай овса.
5.Зацвела осина – пора сеять морковь.
6. На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8. Много сока в березах – к дождливому лету.
9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.
12. Зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14. Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование новой модели образовательного процесса: ФГОС дошкольного образования» Тема: «Мини-музей в рамках организации предметно-пространственной среды»
Музейная педагогика - иновационная технология в сфере воспитания детей, создающая условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду Мини-музей этапы ...
Доклад с презентацией Тема: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности...
МИНИ-МУЗЕЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДО
В ДО организован и функционирует музей «Русская изба». Само название уже определяет особенности и назначение данного музея. Его внутреннее убранство отражает колорит русс...
Мини музей "Русская изба" Создание предметно- пространственной среды.
Тема: «Знакомство с русской избой»Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Консультация для родителей "Воспитатель как часть развивающей среды или педагогические заповеди, которым можно руководствоваться в работе"
quot;Воспитатель как часть развивающей среды или педагогические заповеди, которым можно руководствоваться в работе...
«Мини – музей в ДОУ как интегративная развивающая предметно-пространственной среда»
Данная статья посвещена теме организации предметно - пространственной среды в ДОУ по средствам создания Мини - музея. Данная статья будет полезна старшим воспитателям, воспитателям детских садов, кото...
Тема: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Доклад с презентациейТема: «Мини-музей как форма организациипредметно-развивающей среды в ДОУ» В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется...