конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В гости к гжельским мастерам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №2
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Тема: «В гости к гжельским мастерам»
Воспитатель, Андреева М.В.,
первая квалификационная категория.
Венгерово 2017 г
Слайд № 1
Тема: «В гости к гжельским мастерам»
Группа подготовительная
Тип занятия интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Слайд №2
Цель занятия: знакомство с народным промыслом на примере Гжели
Слайд №3
Задачи занятия:
Обучающие задачи: Дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать составлять .
Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Воспитательные задачи: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам, к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.
Оборудование
Наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А. Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2007г.), предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т. д.), музыкальный диск с записями мелодий «Тройка» и «Славянские гусли», бумажные формы синяя гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом).
Музыкальный ряд: мелодия Георгия Свиридова «Тройка», музыка Ю. Чичкова «Незабудковая гжель», музыка «Сказочная гжель», народные мелодии,И.Бах «Ария из сонаты №3», Д. Ласт «Одинокий пастух».
Предварительная работа
Познавательный рассказ воспитателя о гжельских мастерах, рассматривание гжельских изделий, иллюстрированный альбом (Гжель), заучивание стихов о Гжели, чтение авторской сказки «Нежно – голубое чудо» М. Бобровой, знакомство с элементами гжельской росписи.
Ход занятия.
Вступительная беседа.
Звучит тихая музыка (мелодия Георгия Свиридова «Тройка») .
Слайд №4
Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую и решили лепить из нее посуду разную да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо»
.По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.
Стук в дверь.
Воспитатель вносит телеграмму
Слайд №5
Воспитатель: Ребята, кто–то прислал на телеграмму. Как вы думаете, кто ? (ответы детей)
Что может быть в ней написано? (дети называют самые разные предложения).
Посмотрите, какой красивый, расписной, праздничный бланк. Скажите, а что на нем нарисовано? Элементы какой росписи вы увидели на конверте? (Гжельской). Давайте прочитаем телеграмму.
Воспитатель: Дорогие ребята, мы, гжельские мастера – умельцы, приглашаем вас к себе в гости посмотреть изделия невиданной красы, побыть мастерами, расписать изделия для ярмарки.
Воспитатель: Ну что, ребята, хотите в гости? Тогда отправляемся в путь, а чтобы мы не заблудились, мастера нам прислали вот такой клубочек, который поможет нам найти дорогу. Но путь у нас неблизкий, поэтому скажите мне, какие мы должны быть в дороге. ( Дружные, помогать друг другу, не бросать в беде…). А вы знаете пословицы о дружбе?
Психологическое упражнение на сплочение детского коллектива «Связующая нить».
Дети называют, ранее выученные, пословицы:
- Друзья познаются в беде.
- Дружба в делах помощница.
- Там где дружат – живут, не тужат.
- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас каждый держите ниточку, отправляемся в путь!
Звучит музыка ( И. Бах « Ария из сонаты №3»)
Слайд №6
Ребята, посмотрите, как красиво вокруг. Скажите куда мы попали? (Зимний лес).
Слайд №7
Сколько здесь снега, какие сугробы (дети идут, высоко поднимая ноги.)
Слайд №8
А здесь ветки низко наклонились под тяжестью снега (дети идут полуприседая ).
Слайд №9
Посмотрите, на пути у нас речка, мороз сковал ее льдом (дети «катаются на коньках»).
Ребята, вот мы с вами и добрались, посмотрите какой сказочный, красивый город
Слайд №10
Вот здесь и живут удивительные люди – народные мастера, которые из белой глины они создают настоящие чудеса. Сюжеты они берут из живой природы, а также из жизненных ситуаций. Под руками живописцев как бы растут живые цветы и деревья, «поют» птицы.
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста – взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званием Гжель.
Ребята, а кто из вас знает стихотворения о Гжели?
Дети читают стихи ( звучит музыка Д. Ласт « Одинокий пастух»)
Играет нежная свирель,
И замирает в восхищеньи
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый мастер и творец.
Один расписывает вазу
Другой, искусный, взяв резец,
Узор наносит тайной вязью.
Переплетенье листьев, трав,
Цветочек, веточка, каемка.
Во всем я вижу русский нрав.
И душу светлую ребенка.
Обмакну я кисть в небо синее –
Распишу фарфор покрасивее.
Обмакну я кисть в зори ранние –
Распишу фарфор понаряднее.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте вспомним, какие элементы используют мастера в своей росписи?
Слайд №13,14,15, 16
Дети перечисляют элементы росписи.
Слайд №17
Воспитатель: Теперь я вам предлагаю побыть гжельскими мастерами. Выбирайте себе изделие, которое вам нравится. Рассаживайтесь за столы. А чтобы работа в нашей творческой мастерской ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
(Звучит медленная музыка Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».)
Слайд №18
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к рисованию, разомнём пальчики. Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают
Воспитатель раздает детям бумажные формы. Показывает образец рисования цветка. В процессе рисования воспитатель напоминает приёмы рисования: примакивание, капелька, работа ватной палочкой (точки)
По окончании работы воспитатель предлагает детям поставить свои работы к готовым гжельским изделиям, чтобы ими могли все полюбоваться.
Слайд №19Пока подсыхает цветок, нарисованный в середине бумажной формы, воспитатель проводит физкультминутку:
По солнышку по солнышку, дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке, я летнею порой.
И любо мне и весело, смотрю по сторонам,
голубеньким и синеньким я радуюсь цветам.
Слайд №20
Даже песню про сказочную гжель придумали люди. Она такая же нежная и прекрасная как и узоры. Выходите в хоровод, мы послушаем и потанцуем под эту нежную песню.
Дети повторяют движения за воспитателем под музыку «Сказочная гжель».
Воспмтатель: Рисунки ещё не совсем высохли, поэтому
Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споём частушки.
Дети исполняют частушки.
1 ребенок.
Юбку белую надела,
Синю ленту заплела,
Вот какая стала я –
Полюбуйтесь на меня!
2 ребенок.
На окошке два цветочка
Синенький да беленький.
Когда, мама, подрасту,
Подарю их миленькой!
3 ребенок.
Я в окошко посмотрю
На берёзоньку и ель
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию я в Гжель.
4 ребенок.
Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда хороша!
Вместе:
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли? Плохо ли?
А теперь попросим вас,
Чтоб вы нам похлопали!
Слайд №21
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Давайте посмотрим на выставку наших работ. Мы сегодня с вами нарисовали красивую посуду. Вам нравится? Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось? Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи. Вы хорошие ученики, и за это вам присваивается звание «Мастер - золотые руки». Воспитатель награждает всех детей медалями.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте дотронемся все правой рукой до клубочка, закроем глазки и скажем слова:
Клубочек, раз, два, три, - в детский сад ты нас верни.
Слайд №22
Литература
- Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.;
- Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;
- Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;
- Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;
- Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;
- Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
- Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;
- Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1226417-1584700417.jpg)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/12/picture-1463072-1678613483.jpg)
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...