"Плох тот обед, коли хлеба нет!"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
конспект основной образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности возраст 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка- детский сад № 11 «Голубой вагон» г.Сальска»
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Плох обед, коли хлеба нет.»
в группе общеразвивающей направленности «Гномики»
(возраст 6-7 лет)
Подготовила:
Воспитатель
Чуева Татьяна Владимировна
2015 год.
Программное содержание:
Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.
Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.
Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны.
Ввести в активный словарь детей слова: агроном, комбайн, элеватор.
Воспитывать уважение к людям труда.
Воспитать в детях чувство любви и уважения к труду людей и бережное отношение к хлебу
Оборудование:
Иллюстрации о хлебе.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Сейчас я прочту вам стихотворение, и вы догадаетесь, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб, с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Сегодня на занятии мы поговорим «про колосок и хлеба кусок».
А кто мне скажет, какую пользу человеку приносит хлеб? Верно ребята, хлеб это наше здоровье, наша сила, поэтому, сегодня мы с вами поговорим на тему очень серьезную, о хлебе.
Вы каждый день едите хлеб, а знаете ли вы, какой путь проходит хлеб к нашему столу? Кто расскажет?
А вы когда-нибудь видели пшеничное или ржаное поле?
На что оно похоже? В начале лета пшеничное поле похоже на зеленое море. Ветер колышет колоски словно волны. Давайте вместе покажем, как волнуется поле пшеницы. Встали, ручки вверх.
Очень хорошо. Садитесь, пожалуйста.
А в конце лета колоски становится сухими, золотистыми и ветер слабо колышет их. Тронешь колосок - и в ладони окажутся зерна. В каждом зернышке – жизнь.
А как вы думаете, давно ли человек научился готовить хлеб? Да много тысячелетий живут вместе человек и хлеб. Они дарят друг другу жизнь. Человек растит зерно, зерно кормит человека. Еще когда люди жили в пещерах, они научились сеять зерно и готовили из него кашу, только со временем они научились печь лепешки, хлеб, сдобные булочки.
Ребята, а кто помнит, какой праздник скоро будем отмечать? Да, праздник Победы – 9 мая. Что вы знаете об этом празднике? На нашу страну напали фашисты и наши деды и прадеды защищали свою родину. В те времена хлеб спасал от голодной смерти и доставался с огромным трудом.
Многие художники и писатели с теплом описывают хлеб и отношение людей к нему. Сейчас я вам прочту одно из таких стихотворений.
Так повелось на моей земле,
Из года в год, из рода в род - веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками!
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом, в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит «Поклонись ему,
как матери, как нашей общей доле!
Ты вырастешь, и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем этот теплый хлеб на белом свете!»
Кто и как понимает слова этого стихотворения?
Да, вы правы. Хлеб доставался с трудом. И люди относились к нему с любовью как к родной маме.
Вы уже говорили, о как хлеб попадает к нам на стол. Действительно, прежде чем попасть на стол, хлеб проходит длинный путь. Сначала, весной в распаханную землю сеют зерно. Потом из зернышек вырастают колоски и в колосья снова созревают зерна. С помощью комбайна зерно обмолачивают. Затем сушат, моют, снова сушат и смалывают в муку. И только из муки пекут хлеб.
А сейчас, ребята. Я предлагаю вам отгадать загадки.
1. Он на солнышке стоит
И усами шевелит,
Разомнешь его в ладони
Золотым зерном набит. (Колосок)
2. В землю теплую уйду,
К солнцу золотом взойду,
Будет целая семья,
В нем тогда таких, как я. (Зерно)
3. С неба солнце золотое
Золотое льет лучи
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (Пшеница в поле.)
4. Пузырюсь я и пыхчу
Жить в квашне я не хочу
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня! (Тесто.)
5.Мнут и катают,
В печи закаляют
А потом за столом
Ножом нарезают. (Хлеб)
б.Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один. (Комбайн)
Молодцы ребята!
Хлеб это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. В голодные годы войны кусочек хлеба мог спасти жизнь. Хлеба не было, так как враги в первую очередь сжигали поля пшеницы. Знаете ли вы, какой кусочек хлеба давали человеку в день?
Только люди, пережившие голод, по-настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но цена его высока. Но не смотря на это, к нему относятся с неуважением, выбрасывают. Наши предки говорили, что выброшенный хлеб поднимает черт. Еще по русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение. Но, к сожалению, не всегда можно увидеть бережное отношение к хлебу.
Хлеб - дар Божий, говорили наши предки. Они относились к хлебу благоговением и считали главным богатством. Всегда ли хорошо дети относятся к хлебу?
5)Физминутка:
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Стихотворение, которое я вам прочту, не выдумано автором, он взял его из жизни. Послушайте его внимательно.
Мальчик, ногой пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года.
Хлеб - это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись, за хлеб умирали.
Не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
ты человеком быть перестал!».
Ребята, а кто может объяснить мне смысл этого стихотворения?
А вы наблюдали плохое отношение к хлебу?
А где?
Так как же нужно относиться к хлебу?
Да, к хлебу нужно относиться уважительно, только потому что это труд многих людей.
Ребята, у нас сегодня будет гость, а кто это вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Ну давайте поговорим немного об истории хлеба.
Знаете ли вы, из каких зерновых культур выпекают хлеб?
Основными зерновыми культурами на Руси были рожь, пшеница, просо, овес, ячмень. Сначала рожь воспринимали как сорняк на полях пшеницы.
Кто знает, что такое сорняк? Верно, это вредные растения, которые мешают расти другим.
Но со временем люди заметили, когда от непогоды погибала пшеница, рожь спала людей от голодной смерти. И потом люди ели обычно ржаной хлеб, а белый, пшеничный ели с медом, как лакомство в праздники.
Землю возделывали вручную, или на лошадях.
Процесс выпечки был непрост, поэтому хлеб делали не часто.
Пекарей - умельцев ценили и уважали, а женщина, выпекавшая хлеб, пользовалась в доме особым уважением. Если простых людей называли просто Ванька, Федька, то пекарей называли полным именем Иван Иванович, Федор Петрович. Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправляли иноземным послам в далекие страны. Особой славой на Руси пользовались калачи, их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.
В.: Любовь и уважение к хлебу выразились в загадках, пословицах поговорках и среди них такие.
«Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе»,
Как вы понимаете?
Это значит, что с неба хлеб не упадет, что его нежно вырастить и испечь.
«Хлеб - всему голова»,
Эта поговорка пошла еще с Руси, тогда хлеб главной едой на столе.
«Хлеб - батюшка, водица матушка»,
В голодные времена для того, что бы выжить людям хватало хлеба и воды.
«Плох обед, коли хлеба нет»
Считается, что если на столе нет хлеба, человек не будет сыт.
А кто же скажет, что еще можно назвать хлебом?
Правильно, булочки, пирожки, печенье, и даже торт - все это тоже хлеб.
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь!
Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь.
Зерна наших дней светить
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Надеюсь, вам понравилась ваша беседа? Ребята, чего нового вы узнали?
А чему новому вы научились? Кто скажет, как нельзя относиться к хлебу?
Да, к хлебу всегда нужно относиться с уважением, ведь он спасает людей от голода и достается людям трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Плох обед, если хлеба нет"
Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре; знакомство с витамином D....
Конспект НОД"Плох обед, если хлеба нет" старшая группа
Конспект для детей старшего дошкольного возраста про правильное питание...
"Плох обед - коли хлеба,нет!"
Среднесрочный проект по теме " Хлеб". В последнее время очень часто можно видеть, как дети относятся к хлебу. Решили написать проект и посвятить его воспитанию у детей бережного отношения к людя...
Плох обед, если хлеба нет
Плох обед,если хлеба нет...
конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Плох обед, коли хлеба нет" в подготовительной к школе группе
Конспект разработан в рамках участия в региональном этапе Всероссийского конкурса "Воспитать человека - 2020"...
Занятие в подготовительной группе по программе "Разговор о здоровье и правильном питании" « ПЛОХ ОБЕД, ЕСЛИ ХЛЕБА НЕТ»
Цель : формировать представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.Задачи:- расширить знания о пользе хлеба, о его ценности;- развивать внимание, мышление...
Конспект интегрированного занятия «Плох обед, коли хлеба нет» в подготовительной группе
Конспект интегрированного занятия «Плох обед, коли хлеба нет» в подготовительной группе...