ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
методическая разработка по окружающему миру по теме
В данном пособии приводятся примеры конспектов экологического содержания, примерного тематического плана для организации воспитательного процесса и проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для воспитателей ДОУ и для родителей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 710.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Набережночелнинский педагогический колледж»
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Набережные Челны, 2016
ББК 74.100.5
Ф79
Составитель: Гладкова Виктория Николаевна, студентка отделения дошкольного образования
Рецензент: Габитова Анна Алексеевна, преподаватель теории и методики экологического образования дошкольников ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Конспекты занятий экологического содержания
В данном пособии приводятся примеры конспектов экологического содержания, примерного тематического плана для организации воспитательного процесса и проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, для воспитателей ДОУ и для родителей воспитанников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………...4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………. 9
ДИАГНОСТИКА……………………………………………………….……15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….…….18
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
… Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
В.А. Сухомлинский
Развитие интеллектуального развития посредством детского экспериментирования является обязательной в условиях новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления.
Цели:
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
- Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
В нашем понимании интеллектуальное развитие детей – это процесс особых усилий, которые прикладывают взрослые (в том числе педагоги), направленных на организацию интеллектуально—познавательной и развивающей деятельности детей, способствующих овладению ими различными способами мышления, самоорганизации и самореализации.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт), также опыт, в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей.
Форма организации детей может быть:
- Индивидуальная;
- Групповая (с подгруппой);
- Фронтальная (со всей группой).
Виды:
- Организованная образовательная деятельность;
- Плановые эксперименты;
- Дидактические игры;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы – стимулируют развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия.
Формы работы с семьей:
- Анкетирование по проблемам детского экспериментирования (Цель: выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования);
- Проведение открытых занятий для родителей по детскому экспериментированию (позволяют наглядно продемонстрировать доступные опыты для детей, которые можно повторить дома);
- Консультации по проблемам;
- Проведение викторин, конкурсов для детей и родителей исследовательской направленности («Изготовление кормушек для птиц»);
- Участие родителей в проектах исследовательской направленности;
- Участие родителей в экскурсиях исследовательской направленности;
- Совместный труд детей и родителей в природе;
- Организация выставок;
- Проведение праздников исследовательской направленности.
- Задачи работы с семьей:
- Просвещение родителей в области детского экспериментирования;
- Повышение педагогической культуры родителей;
- Выработка правильных форм взаимодействия детского сада и семьи;
- Оптимизация детско-родительских отношений.
Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Также родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Тематический план по организации опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы ДОУ
Месяц | Неделя | Тема | Программные задачи | Материалы и оборудование | Содержание |
Сентябрь | 1 неделя | Диагностика | Проверка уровня развития детей | Изображения различных растений, фруктов, овощей, животных и птиц | Показ изображений, объяснение ребенком, что изображено на них |
2 неделя | «Зеленый наряд планеты» | Продолжать знакомство с растениями | Изображения охраняемых растений | Беседа. Познакомить детей с охраняемыми растениями и различными видами деятельности по их охране | |
3 неделя | «Разноцветные растения» | Продолжать знакомство с растениями | 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки) | Опыт. Показать сокодвижение в стебле растения | |
4 неделя | «На свету и в темноте» | Расширять и уточнять представления детей о растениях. | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. | Опыт. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | |
Октябрь | 1 неделя | «Уход за комнатными растениями и их первая подкормка» | Расширять и уточнять представления детей о растениях. | Клеенки, палочки – рыхлители, тряпки, лейки, опрыскиватель, ножницы, таз, большая лейка, фартуки, удобрение, стаканчики. | ООД, опыт. |
2 неделя | «Размножение растения» | Знакомить детей со способами размножения растений. | Традесканция, секатор. | Опыт. Показать детям на примере традесканции, как можно размножать растения. | |
3 неделя | «Хватает ли света?» | Рассказать о значении солнца в жизни растений. | Фонарик, прозрачная емкость с водой | Выявить причину того, что в воде мало растений. | |
4 неделя | «Как растет растение?» | Продолжать знакомство с растениями | Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями | Систематизировать знания о циклах развития всех растений. | |
Ноябрь | 1 неделя | «Животный мир России» | Продолжать знакомство с животными | Плакаты с изображениями животных, либо проектор и экран для демонстрации изображений животных. | Беседа. Познакомить с и местами обитания животных |
2 неделя | «Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?» | Знакомить детей с животными различных климатических зон. | Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы | Опыт. Выяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы | |
3 неделя | «Кто где живет?» | Закреплять знания детей о диких и домашних животных | Картинки с изображением крота, лисы, волка, зайца, белки, кошки, собаки и.т.д.; картинки с изображением природы и домашенего двора | «Дидактическая игра» Учить детей различать диких и домашних животных. | |
4 неделя | «Животные и человек» | Закреплять знания детей о животных | Фотографии своих домашних животных | Беседа. Актуализовать представления о роли животных в жизни человека | |
Декабрь | 1 неделя | «Измерим температуру воздуха и воды» | Познакомить с термометром | Термометр для измерения температуры воздуха (на каждого ребёнка). | Опыт. Показать и объяснить назначение термометра |
2 неделя | «Пар это тоже вода» | Расширять и уточнять представления детей о воде. | Термос с кипятком, зеркальце | Опыт. Посмотреть, как из воды появляется пар | |
3 неделя | «Какая бывает вода?» | Продолжать знакомить со свойствами воды | 2 емкости с водой, термос | Опыт. Выявить зависимость состояния воды от температуры воздуха | |
4 неделя | «Где быстрей замерзнет?» | Продолжать знакомить со свойствами воды | Поднос, ведерко | Опыт. Выявить быстроту замерзания воды в разных емкостях | |
Январь | 1 неделя | «Снег» | Познакомить со свойствами снега | Снежки | Опыт |
2 неделя | « Чист ли снег?» | Продолжать знакомить со свойствами снега | Белая чашка или блюдце, снег | Опыт. Учить определять чистоту снега | |
3 неделя | «Волшебница-вода» | Продолжать знакомить со свойствами воды | Глобус, картинки с разными состояниями воды | Беседа, работа с глобусом. Где может встречаться вода в природе, и в каких состояниях? | |
4 неделя | «Что происходит с водой?» | Продолжать знакомить со свойствами воды и снега | 2 банки с водой, снег | Опыт. Посмотреть как снег сохраняет тепло. | |
Февраль | 1 неделя | «Спираль в потоке теплого воздуха». | Расширять и уточнять представления детей о воздухе | Спираль из тонкого картона, нитка, радиатор. | Опыт. Выяснить, действительно ли теплый воздух поднимается наверх. |
2 неделя | «Пламя и воздух» | Расширять и уточнять представления детей о воздухе. | Свеча, стекло или фарфоровая чашка. | Опыт. Выяснить, загрязняет ли пламя, от свечи, воздух. | |
3 неделя | «Прозрачность льда» | Знакомить детей со свойствами льда | Мелкие предметы, емкость с водой | Опыт. Выявить такое свойство льда, как прозрачность. | |
4 неделя | «Зимние деревья в парке» | Расширить представление детей о состоянии живой природы зимой; продолжить знакомство со свойствами снега | Беседа перед экскурсией | Экскурсия в парк | |
Март | 1 неделя | «Тень-что это такое?» | Познакомить детей со светом и его свойствами | Теневой театр, различные предметы, свет (солнечный, свет от лампы) | Опыт. Понять что такое тень, как она образуется, и ее зависимость от источника света |
2 неделя | «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются» | Расширение представлений о свойствах воды | 2 стакана с водой, сахар, песок | Опыт. Определить какие вещества растворяются в воде | |
3 неделя | «Животворные свойства воды» | Расширение представлений о свойствах воды | Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода» | Опыт. Выявить, что одно из свойств воды- давай жизнь всему живому | |
4 неделя | «Радуга» | Познакомить детей с таким явлением природы, как радуга | Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце | Опыт. Посмотреть, при каких условиях возникает радуга | |
Апрель | 1 неделя | «Притягивает-не притягивает» | Познакомить детей со свойствами магнита | Железные и пластмассовые предметы, магнит | Опыт. Посмотреть, предметы из какого материала притягивает магнит |
2 неделя | «Опыт с туманом» | Познакомить детей с таким природным явлением, как туман. | Видеозапись | Просмотр видеоматериала. Посмотреть, как образовывается туман. | |
3 неделя | «Гром и молния» | Познакомить детей с такими явлениями природы как: гром, молния | Темное помещение, 2 шарика, шерстяная ткань | Опыт. Посмотреть как возникает гром и молния | |
4 неделя | «Цветной песок» | Продолжить знакомство со свойствами песка. | Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, 2 мешочка, мелкие терки, ложки, небольшие банки с крышками | Опыт. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой | |
Май | 1 неделя | «Песчаный конус» | Познакомить детей со свойствами песка | Песок | Опыт. Выявить, что песок-сыпучий |
2 неделя | «Из чего состоят глина и песок?» | Познакомить детей с составом песка и глины | Песок, глины, лупы (по кол-у детей) | Опыт. Выявить почему песок сыпуч, а глина-нет | |
3 неделя | «Камни» | Познакомить детей со свойствами камней | Камни и лупы по кол-ву детей | Опыт. Посмотреть какие бывают камни, какие они на ощупь, их вес, какая у них поверхность при увеличении | |
4 неделя | «Тонут ли камни в воде?» | Познакомить детей со свойствами камней | Камни, вода | Опыт. Выяснить, тонет ли камень в воде , если да, то почему |
ДИАГНОСТИКА
исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
(по методике Л.Н.Прохоровой, О.В. Афанасьевой)
Что исследуется, изучается | Содержание диагностической ситуации | Критерии оценки | |
1 | Выявить интерес детей к экспериментиро ванию, определить наиболее привлекательны е для них разновидности данной деятельности | «Что мне интересно?» (О.В.Афанасьева) Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал? | 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество. 2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу |
2 | Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью | Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось? | 3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого. 1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними |
3 | Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы | «Сахар» (Л.Н.Прохорова) Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?». Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?» | 3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя; 1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее |
Критерии, уровни усвоения программы
Высокий уровень (2,45 – 3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень (0 – 1,44 балла) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Н. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева ; под ред. Н.Е.Вераксы – 3-е изд.,испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
- Википедия. Свободная энциклопедия : [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
- Енакай, Т.М. Природа и ребенок: программа экологического образования дошкольников / Т.М. Енакай – Казань: РИЦ «Школа», 2002. 57 с.
- Занимательные опыты и эксперименты : [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.babyblog.ru/community/post/igraem/1709281
- Занимательные опыты по ознакомлению детей с растениями : [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://oldhq.b-edu.ru/ebc/index.php/2014-09-30-11-46-30/445-2014-09-30-11-52-38
- Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 243с.
- Йозова, О.И. Дети экспериментируют / О.И. Йозова: // Дошкольное образование. – 2009, – № 9. – C.64-65.
- Картотека опытов и экспериментирований для детей старшего возраста: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/23/prezentatsiya-na-temu-kartoteka-opytov-po-detskomu
- Международный образовательный портал : [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-opytno-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html
- Наша сеть. Социальная сеть работников образования: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/
- НОД по экологии для старшей группы детского сада : [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://multiurok.ru/yfnfif24052012/files/nod-v-starshiei-ghru
- Опыты с растениями. Занимательные эксперименты для детей : [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.klass39.ru/zanimatelnye-eksperimenty-dlya-detej-opyty-s-rasteniyami/
- Опыты со снегом и льдом : [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vachrepetitor.ru/podgotovka-k-shkole/uznaem-mir/opyityi-so-snegom-i-ldom
- Проведение экспериментальной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей : [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-provedenie-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-detskom-sadu.html
- Равен, Д. Ж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Д.Ж. Равен; пер. с англ. – М. : Когито – Центр, 2002. – 396 с.
- Роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Статья : [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dou38.ru/ang53/images/stories/semenova/statja.pdf –
- Рыжова, Н.А. Воздух-невидимка: пособие по экологическому образованию дошкольников / Н.А. Рыжова. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 103с.
- Создание тумана. Занимательные опыты : [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zisK4ONLX9A
- Учебно-методический кабинет : [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/
- Эксперименты для дошкольников: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://raguda.ru/vs/jeksperimenty-dlja-doshkolnikov.html
Приложение
Структура эксперимента
Конспект ООД «Уход за комнатными растениями и их первая подкормка»
Цель: закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Знакомство с новым видом ухода – удобрением почвы, сообщение некоторых правил внесения удобрения.
2. Закрепление приемов рыхления, развитие умения ухаживать за комнатными растениями.
3. Воспитание интереса к жизни комнатных растений, желания наблюдать и ухаживать за ними.
Словарная работа: удобрение, подкормка.
Оборудование: Клеенки, палочки – рыхлители, тряпки, лейки, опрыскиватель, ножницы, таз, большая лейка, фартуки, удобрение, стаканчики.
Методы и приемы: показ, рассказ, опрос, игра, беседа, ухаживание за растениями.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
И пьет, и дышит,
А не ходит.
Дети догадываются, что это растение.
Беседа о комнатных растениях:
Воспитатель: Комнатные растения - наши друзья.
А что дают нам комнатные растения? Для чего они нужны?
(Ответы детей).
Воспитатель: Назовите основные части растений?
(Ответы детей).
Воспитатель:
А как вы думаете растение - это живое существо? Назовите признаки живого? (Растения питаются, двигаются, дышат, размножаются, растут).
С помощью, каких частей растение пьет? (Ответы детей).
Где можно купит цветы? (Ответы детей :в магазине, теплице, на выставке).
Ребята, я приглашаю вас на выставку комнатных растений ( на столах расставлены комнатные цветы).
Какие растения вы знаете? Давайте поиграем, я буду задавать вопросы о растениях, а вы отвечайте:
- У какого растения самые большие листья?
- А самые маленькие?
- Какое из наших растений цветет зимой?
- У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка?
- Как называется растение, у которого пахнут не только цветы, но и листья?
- Название какого растения начинается со звука «ф» ?
- Какое растение по порядку седьмое?
- Какое растение полезное?
- Какое растение ставят около компьютера?
– Посмотрите на карточки и вспомните, что нужно растениям? (вода, свет, воздух, почва).
– Вам нравятся наши растения? Чем отличаются растения друг от друга?
– Чтобы растения были красивыми и долго нас радовали, за ними нужно ухаживать. Как надо ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей).
Вывод: Ближе к стеблю надо рыхлить неглубоко, чтобы не поранить корень, а дальше от стебля – глубже. Крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее и поливать из большой лейки. С пушистых листьев стряхнуть пыль кисточкой, затем опрыснуть при помощи пульверизатора.
Физкультминутка: предлагаю вам отдохнуть и вспомнить все этапы жизни растений. (Народно – хороводная песня с движениями «Мак – маковистый»)
Труд по уходу за комнатными растениями:
Воспитатель: Выберите, пожалуйста, растение, за которым вы будите ухаживать, перенесите на отдельный стол, осмотрите его еще раз внимательно, возьмите нужный инвентарь.
–Ребята, так как все растения требуют рыхления, предлагаю сначала взрыхлить землю. Скажите, для чего нужно рыхлить землю? (чтобы хорошо проходила вода и чтобы корни могли дышать).
– Чем вы рыхлите землю? (Палочками.) Как нужно правильно рыхлить? (ребенок показывает: ближе к стеблю надо рыхлить неглубоко, не поранить корень, а дальше от стебля - глубже.)
– Как надо мыть растения? (Крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее и поливать из большой лейки.)
– Начинается весна, стало намного светлее, наши растения стали расти быстрее. Чтобы они лучше росли и цвели их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение. Оно продается в цветочных магазинах. Подкармливается растение один раз в неделю после полива, чтобы раствор удобрения лучше впитался в почву.
Дети берут стаканчики и удобряют растения. Большие растения, например, лилия, фикус, китайская роза поливаются полным стаканом, мелкие – пол стаканом воды.
После работы на чистый стол ставятся все растения.
Итог занятия:
Дети, чему сегодня научились?
Для чего подкармливают растения?
На какую землю должно попадать удобрение – сухую или влажную?
Какие астения есть у нас в группе? (ответы детей). Какие дома?
Дальше работу по уходу за растениями будут выполнять дежурные под наблюдением воспитателя.
– Ребята, вы очень хорошо работали. Давайте похвалим друг друга
(дети хвалят друг друга цепочкой).
Экскурсия для детей старшей группы: «Поет зима - аукает- мохнатый лес баюкает»
Задачи: учить различать виды хвойных деревьев. Расширить представление детей о состоянии живой природы зимой; продолжить знакомство со свойствами снега.
Предварительная работа: чтение А. Вахрушев «Звуки зимы», дидактические игры «Кто живет в лесу», «Когда это бывает».
Беседа перед экскурсией: чтобы заинтересовать детей предстоящей экскурсией, воспитатель использует игровой сюжет: лесовичок просит детей помочь ему побывать в лесу зимой. Лесовичок вместе с детьми повторяет правила поведения в лесу: не нужно шуметь, ходить надо по дорожкам, не задевать кусты, чтобы не сломать замерзшие ветки, быть внимательными.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(С.Погоревский)
– Лесные ворота называют опушку леса. Видите, здесь нас ждут елочки. Они приглашают нас в свой дом. Лес- это дом для растений и животных.
Дети рассматривают заснеженный лес.
– Рядом с дорожкой растут две подружки - маленькие сосна и елочка. Иголки у елки и сосны - это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка и хвоинка живет долго, несколько лет, а потом падает на землю. Это вечнозеленые растения, иголки у них сменяются постепенно.
– Посмотрите и скажите, чем отличаются иголки ели и сосны и чем они похожи?
Дети: Похожи тем, что они зеленые, острые, узкие, колются. Не похожи, длиной.
–Посмотрите на большую сосну и скажите, какой у нее ствол, какого цвета кора.
Дети: ствол у сосны толстый, прямой, высокий. У елки ствол плохо виден под ветками, он весь коричневый.
– Да, верно, подойдите поближе, потрогайте кору, понюхайте.
Проводится игра: «Найди по описанию»
– В народе говорят «Белее зима - зеленее лето», «Снег холодный, а от стужи укрывает». Снег укрывает от мороза растения, жучков, зверушек в норках. Под снегом тепло и уютно. Давайте раскопаем снег и посмотрим, что под ним.
Дети видят под снегом зеленый мох. Рассматривают его, трогают руками и снова закапывают снегом, чтобы ему было тепло до самой весны.
Лесовичок предлагает собрать со снега несколько шишек, рассмотреть их. Дети рассматривают и сравнивают.
– Посмотрите на большую ель. Видите как много на ней шишек? В каждой шишке много семян. Семена ели или сосны любимое лакомство лесных жителей - птиц, белок и мышей.
Спросите у белки и скажет она:
«Сосновая шишка отменно вкусна».
Спросите синицу, ответит синица,
Что с белкою можно вполне согласиться.
(Ю.Ефремов)
– Хвойный лес не только кормит зверей и птиц, но и спасает их от холода. Зимой в нем не бывает ветра. Сюда приходят погреться лоси. Здесь же они кормятся молодыми сосновыми веточками.
Воздух в хвойном лесу всегда чистый. Из смолы и хвои люди делают лекарства. Из толстых еловых бревен люди строят дома. Делают красивую мебель, бумагу.
– Дети, наша экскурсия заканчивается.
Даже елки мы в начале,
От сосны не отличали.
Раз торчат иголочки-
Значит, это елочка!
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.
(С.Погореловский)
– Лесовичок, мы очень много увидели, узнали о твоем лесе. Нам здесь очень понравилось. Да, дети? Давайте попрощаемся с лесом и отправимся в детский сад.
Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
(С.Погореловский).
На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, пословицы, поговорки о лесе.
Материалы и оборудование для детского экспериментирования (примерное оформление экологической лаборатории)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию экологической компетентности детей дошкольного возраста
Перспективный план позволяет планировать работу по месяцам года, полностью учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Содержит раздел "Взаимодействие с родителями"...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Цель моей работы:развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы. Задачи моей работы Формировать элементарные естест...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей
Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...
Развитие интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Детское экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, за...
«Развитие интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Осуществить системный анализ теории и практики интеллектуального развития детей, развития интеллектуальных качеств дошкольников, психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуальных качес...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Экспериментирование в старшей группе)
конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воздуха"...
Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...