Доклад "Организация экспериментальной деятельности в старшей группе в целях развития познавательного интереса у детей."
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Панкова Ирина Владимировна

 

Доклад на тему:

Организация экспериментальной деятельности в старшей группе

в целях развития познавательного интереса.

 

         Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой.

И для того, чтобы ребенок, как можно лучше познал мир, я провожу работу по экспериментальной деятельности. Основной задачей при изучении отдельных тем, проведении наблюдений, оказалось умение сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т.е. упорядочивать свои представления о мире.

         Процесс познания - творческий процесс, и передо мной встала задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытия, создать необходимые для этого условия.

         В нашей группе я разработала и собрала картотеку занимательные опыты. К каждому опыту сделала схему - рисунок, который показывает наглядно: какой материал, описание опыта и вывод.

Также экспериментальную деятельность спланировала по месяцам.

В весенние месяцы: март, апрель, знакомство детей с "неживой природой", воздух, вода, твердое тело.

         Для практической экспериментальной деятельности детей была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитателями группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интересе к экспериментальной деятельности, кроме традиционного уголка природы, в группе была оборудована и постепенно оснащается детская экспериментальная   лаборатория "Почемучка", где представлены различные материалы для исследования.

         Совместно с родителями производилось оснащение детской экспериментальной лаборатории:

·        Приборы - помощники: лупа, песочные часы, ситечки, колбочки, фильтры, лакмусовые бумажки.

·        Природный материал :  камешки, глина, песок, шишки, перья.

·        Прочие материалы: воздушные шарики, соль, сахар, чайная сода, газированная вода, веер.

·        Подборка энциклопедий и литературы:

1. "Из чего всё сделано?" рассказы о веществе. Стрельщикова

2. Мир вокруг нас "Росмэн"

3. Детская энциклопедия Махаон "Открытия и изобретения" и др.

·        Для проведения опытов были изготовлены фартуки, для выполнения правил безопасности.

 

         Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом  и пр. На прогулке мы решаем другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить в ладошку и как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

         Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать."

Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием, я с детьми в марте месяце проводила различные опыты с водой.

Например:

Игра: "Тонет- не тонет"

Задача: Познакомить детей со свойством жидкостей на примере воды.

Описание: В ванночку с водой опустить различные по весу         предметы (камешки, теннисный мячик, пёрышко, пластмассовую      пуговку и т.д.) Объяснить причину плавания одних тел и         опускания на дно других.

Вывод: Свойство воды - выталкивать более легкие предметы.

Для мотивации интереса детей к экспериментированию в нашей лаборатории живут сказочные герои: Любознательная Лягушка и Мудрый Еж. Эти животные участвуют в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи. Так же Мудрый Еж составил правила работы с различными материалами, и загадывает загадки, а подсказки в иллюстрациях.

Так как реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Для этого я провела консультацию на тему: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", где были даны рекомендации по вопросам: что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию, какие можно провести эксперименты дома с детьми. Наши родители принимают активное участие в организации уголка экспериментирования "Почемучка". Шашкова  , Кирпичева  , Назарова        , Курочкина    помогли в оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов экспериментированием.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Организация экспериментальной деятельности в старшей группе

в целях развития познавательного интереса.

        Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают детей красотой.

И для того, чтобы ребенок, как можно лучше познал мир, я провожу работу по экспериментальной деятельности. Основной задачей при изучении отдельных тем, проведении наблюдений, оказалось умение сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т.е. упорядочивать свои представления о мире.

        Процесс познания - творческий процесс, и передо мной встала задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытия, создать необходимые для этого условия.

        В нашей группе я разработала и собрала картотеку занимательные опыты. К каждому опыту сделала схему - рисунок, который показывает наглядно: какой материал, описание опыта и вывод.

Также экспериментальную деятельность спланировала по месяцам.

В весенние месяцы: март, апрель, знакомство детей с "неживой природой", воздух, вода, твердое тело.

        Для практической экспериментальной деятельности детей была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитателями группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интересе к экспериментальной деятельности, кроме традиционного уголка природы, в группе была оборудована и постепенно оснащается детская экспериментальная   лаборатория "Почемучка", где представлены различные материалы для исследования.

        Совместно с родителями производилось оснащение детской экспериментальной лаборатории:

  • Приборы - помощники: лупа, песочные часы, ситечки, колбочки, фильтры, лакмусовые бумажки.
  • Природный материал :  камешки, глина, песок, шишки, перья.
  • Прочие материалы: воздушные шарики, соль, сахар, чайная сода, газированная вода, веер.
  • Подборка энциклопедий и литературы:

1. "Из чего всё сделано?" рассказы о веществе. Стрельщикова

2. Мир вокруг нас "Росмэн"

3. Детская энциклопедия Махаон "Открытия и изобретения" и др.

  • Для проведения опытов были изготовлены фартуки, для выполнения правил безопасности.

        Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом  и пр. На прогулке мы решаем другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить в ладошку и как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

        Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать."

Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием, я с детьми в марте месяце проводила различные опыты с водой.

Например:

Игра: "Тонет- не тонет"

Задача: Познакомить детей со свойством жидкостей на примере         воды.

Описание: В ванночку с водой опустить различные по весу         предметы (камешки, теннисный мячик, пёрышко, пластмассовую         пуговку и т.д.) Объяснить причину плавания одних тел и         опускания на дно других.

Вывод: Свойство воды - выталкивать более легкие предметы.

Для мотивации интереса детей к экспериментированию в нашей лаборатории живут сказочные герои: Любознательная Лягушка и Мудрый Еж. Эти животные участвуют в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи. Так же Мудрый Еж составил правила работы с различными материалами, и загадывает загадки, а подсказки в иллюстрациях.

Так как реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Для этого я провела консультацию на тему: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", где были даны рекомендации по вопросам: что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию, какие можно провести эксперименты дома с детьми. Наши родители принимают активное участие в организации уголка экспериментирования "Почемучка". Шашкова  , Кирпичева  , Назарова        , Курочкина    помогли в оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов экспериментированием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»

Старший дошкольный возраст ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы знаний об окружающем мире, о физических свойствах предметов, о взаимоотношениях и связях между ни...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»...

Опыт работы «Опытно - экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» 2016 год

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрас...

краткосрочный проект в средней группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование»

Экспериментирование помогает развивать у детей познавательный интерес. Здесь предложены разные варианты опытов с водой....

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....

План по самообразованию воспитателя группы комбинированной направленности: «Развитие познавательного интереса у детей к родному краю»

Цель: самостоятельно получить новые профессиональные знания по интересующей теме, совершенствуя профессиональную компетентность, формировать у воспитанников ДОУ целостных представлений о родном ...

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование с водой»

Вид проекта:Краткосрочный (1 неделя), познавательный, творческий, групповой.Участники проекта:Дети старшей группы, воспитатели, родители детей.Цель:Обогатить знания детей об экспериментировании, научи...