Совместная деятельность с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сарсания Алла Эдуардовна

Целю совместной деятельности с детьми является формирование представления детей о русских народных игрушках.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

с детьми  старшей  группы

Составитель: воспитатель  высшей

квалификационной  категории 

Сарсания А.Э.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное  творчество».

Используемые  технологии:    

здоровьесберегающие, ИКТ, работа с моделью

Цель:  формирование представления детей о русских народной игрушке. 

Задачи:

  1. Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.
  2. Формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров.
  3. Расширять и закреплять представления детей о русских народных  промыслах.
  4. Продолжать  учить  особенностям,  характерным  для  каждого  вида  росписи.
  5. Развивать творческую  фантазию,  их  самостоятельность  в  придумывании  рисунка.
  6. Обогащать  словарный  запас  детей.
  7. Развивать  связную  речь.
  8. Развивать внимание, познавательную  активность.
  9. Развивать логическое мышление, память.

Материал:

  1. Компьютер.
  2. Картинки разных народных игрушек.
  3. Разрезные картинки «Дымковская игрушка»
  4.  Хохломские ложки.
  5. Картинки с элементами  росписи и картинки с предметами росписи (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись)
  6. Листы бумаги.
  7. Трафареты.
  8. Кисти, краски, карандаши, мелки.

Предварительная работа:

  1. Беседы о русских  народных  промыслах  России.
  2. Рассматривание и чтение книг  о русских  народных  промыслах.
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных  промыслов.
  4. Рисование  (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись).
  5. Раскраски на данную тему.
  6. Оформление в группе выставки детских работ.

Воспитатель: 

- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

- Как вы понимаете такую пословицу: Красна птица пером, а человек уменьем?

Дети: 

-Человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

Воспитатель: дети,  а что такое русские  народные

 промыслы?

Дети: это то, что мастерили  русские  люди…

Воспитатель: да,  русские люди – удивительный народ. Они  всегда стремились  к красоте,  замечали ее  вокруг  себя:  восход солнца,  снегопад, хоровод осенних листьев. Своими  руками  русские  люди тоже   творили  чудеса:  делали  посуду, игрушки и  много  других  предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.

Так появились русские народные промыслы.

 - Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Воспитатель: тогда в путь.  Мы  с  вами  отправляемся  в  Подмосковье.  А куда, я вам подскажу:

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях  васильковая,

Незабудковая …  (Гжель)

Дети: гжель. 

Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель  называют  васильковой  и незабудковой?

Дети: потому, что цвета голубые, синие…

Воспитатель: где расположен узор?

Дети:  в центре…

Воспитатель: а  я знаю  сказку  про Гжель?  Хотите  послушать?

-  В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё предметы  разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях  различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц.  Всегда  одной краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.

 

Воспитатель: дети,  а  как  можно  назвать  одним  словом  изделия  Гжельских мастеров?

Дети: гжельская керамика.

Воспитатель: а сейчас  выложите на ковре  модель  работы  гжельских  умельцев.

Дети выкладывают  модель и рассказывают  по  ней  о  работе  мастеров Гжели.

  

Воспитатель: дети, посмотрите

Кто ответит на вопрос 
Что за сказочный поднос? 
Есть букет в нем крупный, яркий 
В середине цветом жарким 
Он сияет, а вокруг, 
Словно дети встали в круг 
Много маленьких цветочков 
И травинок и листочков 
И узорная кайма 
По подносу пролегла 
Отвечаем на вопрос- 
Это 
…  (Жостовский поднос)

Дети: жостовский поднос.

Дети  рассматривают  подносы.

Воспитатель: правильно, дети, а где живут мастера жостовских подносов?

Дети: в селе  Жостово.

Воспитатель: а какой промысел в селе Жостово?

Дети: в селе  Жостово  делают металлические подносы, название их похоже на слово «жесть», а это  «металл».


Воспитатель: а  чем же знамениты жостовские подносы?


Дети: они украшены красивым узором из цветов и листьев.


Воспитатель: а какие цвета использовали мастера, когда расписывали подносы?

Дети: они пользовались красками: красной, и желтой, и зеленой, и синей.

Воспитатель: правильно!  Элементы росписи жостовских подносов  - «травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик». Букет может быть «в центе»,  «в раскидку»,  «с угла», «венок» и «полувенок».

Воспитатель:  Есть, дети, старинный  город.  Там  живут  веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Это город  Городец.

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты

Ярко красками горя,

Чудо- птицы там порхают, 

Будто в сказку нас зовя.

Дети  рассматривают  предметы городецкой росписи.

Воспитатель: а какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?

Дети: городецкие мастера пользовались голубой,  розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.

 Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение.   Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это  оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.

Физ.минутка:

Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой
Быстро на коня вскочу,
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой,
Помашу тебе рукой.

Воспитатель:  в селе Дымково делают дымковские игрушки. Вы с ними уже хорошо знакомы.  Найдите изображение дымковской игрушки. 

Воспитатель:  посмотрите,  какие  они  яркие,  веселые  и  нарядные.  Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.

У этих игрушек, 

У этих зверюшек, 

Веселая, яркая гамма цветов 

А сколько полосок, штрихов 

Завитушек, колечек и точек 

И разных кружков. 

Воспитатель:  ласково и нежно эту  игрушку  называют  дымка.  А какие  элементы росписи дымковской  игрушки  вы  видите?

Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками.

Воспитатель:  а какие краски используют  художники, раскрашивая дымковскую игрушку?

Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

Воспитатель:  правильно, поэтому  дымковские игрушки  веселые  и  пестрые  от такого  хоровода  красок!  Вот  барыни  в  цветастых  кокошниках, а вот  павлины  с нарядными  хвостами!  А  из  чего  сделаны  дымковские  игрушки?

Дети: из  глины.

Воспитатель:  значит,  это  какие  игрушки?

Дети: глиняные.

Воспитатель:  а глиняные игрушки могут разбиться?

Дети: да.

Воспитатель:  дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать.

Дети собирают разрезные картинки «Дымковская игрушка»

Дети и воспитатель подходят к   русским   матрешкам.

Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли матрешки. Почти 800 лет назад, недалеко от Москвы, жили замечательные художники, которые придумали  и создали первую матрешку. Она понравилась детям и взрослым. В большойкукле пряталось целое семейство, одна другойменьше. Матрешка  считается  символом  России.

Дети  рассматривают  матрешки.


Воспитатель дети,  посмотрите все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. Открываем ещё, а там и того меньше.

 

Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.

Воспитатель:  

Ветка плавно изогнулась 

И колечком завернулась 

Рядом с листиком трехпалым 

Земляника цветом алым 

Засияла, поднялась 

Сладким соком налилась 

А трава, как бахрома 

Золотая…  (Хохлома)

Дети: хохлома.

Воспитатель:  всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь   затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота!  

Воспитатель а как мастер  делает  такие  чудеса?

Дети:    мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло.

Воспитатель одно  удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.  Дети, а давайте  к нашей выставке добавим свои работы и оформим вернисаж  «Народные  промыслы  России?

Дети:   давайте!

Воспитатель но для этого надо выполнить еще одно задание и вспомнить элементы каждой  росписи. Готовы?

Дети выкладывают картинки – предметы к соответствующей картинке с изображением элементов росписи.

Воспитатель молодцы! Проходите к столу и приступайте к работе! Вы сегодня настоящие матера русского народного промысла!

Дети рисуют, используя трафареты, на  выбор выбирают любую роспись. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")

Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Вовлечение родителей в совместную деятельность. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления ...