Совместная деятельность с детьми старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Целю совместной деятельности с детьми является формирование представления детей о русских народных игрушках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_deyatelnost.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
с детьми старшей группы
Составитель: воспитатель высшей
квалификационной категории
Сарсания А.Э.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество».
Используемые технологии:
здоровьесберегающие, ИКТ, работа с моделью
Цель: формирование представления детей о русских народной игрушке.
Задачи:
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
- Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
- Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
- Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи.
- Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать связную речь.
- Развивать внимание, познавательную активность.
- Развивать логическое мышление, память.
Материал:
- Компьютер.
- Картинки разных народных игрушек.
- Разрезные картинки «Дымковская игрушка»
- Хохломские ложки.
- Картинки с элементами росписи и картинки с предметами росписи (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись)
- Листы бумаги.
- Трафареты.
- Кисти, краски, карандаши, мелки.
Предварительная работа:
- Беседы о русских народных промыслах России.
- Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
- Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
- Рисование (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись).
- Раскраски на данную тему.
- Оформление в группе выставки детских работ.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?
- Как вы понимаете такую пословицу: Красна птица пером, а человек уменьем?
Дети:
-Человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.
Воспитатель: дети, а что такое русские народные
промыслы?
Дети: это то, что мастерили русские люди…
Воспитатель: да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди тоже творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей.
Так появились русские народные промыслы.
- Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
Воспитатель: тогда в путь. Мы с вами отправляемся в Подмосковье. А куда, я вам подскажу:
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая … (Гжель)
Дети: гжель.
Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель называют васильковой и незабудковой?
Дети: потому, что цвета голубые, синие…
Воспитатель: где расположен узор?
Дети: в центре…
Воспитатель: а я знаю сказку про Гжель? Хотите послушать?
- В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё предметы разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всегда одной краской. А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.
Воспитатель: дети, а как можно назвать одним словом изделия Гжельских мастеров?
Дети: гжельская керамика.
Воспитатель: а сейчас выложите на ковре модель работы гжельских умельцев.
Дети выкладывают модель и рассказывают по ней о работе мастеров Гжели.
Воспитатель: дети, посмотрите
Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос-
Это … (Жостовский поднос)
Дети: жостовский поднос.
Дети рассматривают подносы.
Воспитатель: правильно, дети, а где живут мастера жостовских подносов?
Дети: в селе Жостово.
Воспитатель: а какой промысел в селе Жостово?
Дети: в селе Жостово делают металлические подносы, название их похоже на слово «жесть», а это «металл».
Воспитатель: а чем же знамениты жостовские подносы?
Дети: они украшены красивым узором из цветов и листьев.
Воспитатель: а какие цвета использовали мастера, когда расписывали подносы?
Дети: они пользовались красками: красной, и желтой, и зеленой, и синей.
Воспитатель: правильно! Элементы росписи жостовских подносов - «травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик». Букет может быть «в центе», «в раскидку», «с угла», «венок» и «полувенок».
Воспитатель: Есть, дети, старинный город. Там живут веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Это город Городец.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты
Ярко красками горя,
Чудо- птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Дети рассматривают предметы городецкой росписи.
Воспитатель: а какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?
Дети: городецкие мастера пользовались голубой, розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.
Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов. Важная часть Городецкой росписи – это оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
Физ.минутка:
Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой
Быстро на коня вскочу,
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой,
Помашу тебе рукой.
Воспитатель: в селе Дымково делают дымковские игрушки. Вы с ними уже хорошо знакомы. Найдите изображение дымковской игрушки.
Воспитатель: посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.
У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек
И разных кружков.
Воспитатель: ласково и нежно эту игрушку называют дымка. А какие элементы росписи дымковской игрушки вы видите?
Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками.
Воспитатель: а какие краски используют художники, раскрашивая дымковскую игрушку?
Дети: яркие краски… малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.
Воспитатель: правильно, поэтому дымковские игрушки веселые и пестрые от такого хоровода красок! Вот барыни в цветастых кокошниках, а вот павлины с нарядными хвостами! А из чего сделаны дымковские игрушки?
Дети: из глины.
Воспитатель: значит, это какие игрушки?
Дети: глиняные.
Воспитатель: а глиняные игрушки могут разбиться?
Дети: да.
Воспитатель: дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите их собрать.
Дети собирают разрезные картинки «Дымковская игрушка»
Дети и воспитатель подходят к русским матрешкам.
Воспитатель: сегодня к нам в гости пришли матрешки. Почти 800 лет назад, недалеко от Москвы, жили замечательные художники, которые придумали и создали первую матрешку. Она понравилась детям и взрослым. В большойкукле пряталось целое семейство, одна другойменьше. Матрешка считается символом России.
Дети рассматривают матрешки.
Воспитатель: дети, посмотрите все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. Открываем ещё, а там и того меньше.
Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Их матрешками зовут.
Воспитатель:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Дети: хохлома.
Воспитатель: всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь затейливо переплетаются золотые и красные ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота!
Воспитатель: а как мастер делает такие чудеса?
Дети: мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло.
Воспитатель: одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. Дети, а давайте к нашей выставке добавим свои работы и оформим вернисаж «Народные промыслы России?
Дети: давайте!
Воспитатель: но для этого надо выполнить еще одно задание и вспомнить элементы каждой росписи. Готовы?
Дети выкладывают картинки – предметы к соответствующей картинке с изображением элементов росписи.
Воспитатель: молодцы! Проходите к столу и приступайте к работе! Вы сегодня настоящие матера русского народного промысла!
Дети рисуют, используя трафареты, на выбор выбирают любую роспись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")
Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
Вовлечение родителей в совместную деятельность. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления ...