Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: « Юные шахматисты»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной ситуации по познавательно развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей и ИКТ технологий
Тема: «Юные шахматисты»
Цель: знакомство с игрой в шахматы.
Воспитательные задачи:
· воспитывать интерес к игре в шахматы;
· .воспитывать любознательность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца;
· создать благоприятную атмосферу для активизации и развития индивидуальных умственных способностей детей;
· создать эмоционально-позитивное настроение в ходе игровой деятельности.
Образовательные задачи:
· познакомить с шахматной фигурой «слон»;
· учить различать белых и черных слонов;
· познакомить с местом «слона» в начальном положении и ходом «слона»
· учить ориентироваться на шахматной доске;
· активизировать и расширить словарь детей.
Развивающие задачи:
· развивать слуховое и зрительное внимание, память;
· развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
· развивать речь;
· развивать у детей диалогическую речь в различных ситуациях общения;
· самостоятельность и творческие способности в продуктивной деятельности;
· совершенствовать трудовые навыки работы с бумагой, клеем.
Словарная работа: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, шахматная фигура «Слон».
Предварительная работа: беседа с детьми о настольно – печатных играх для детей и взрослых. Работа с родителями: анкетирование по теме: « В какие настольно – печатные игры вы играете дома со своим ребёнком?».
Материал и оборудование: эмблемы для команд «Почемучки», «Знайки и Умейки», шапочки - маски шахматных фигур по количеству детей, мультимедийная установка, презентация «Шахматы»; предметные картинки «шахматные фигуры» на магнитах, магнитная доска, деревянная фигурка чёрного и белого слона, материалы для продуктивной деятельности (листы белой и чёрной бумаги, клей, розетки для клея, ножницы, кисточки для клея , салфетки из ткани, клеёнки, подставки для кисточек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 154.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
по теме: « Юные шахматисты»
с применением игровой, здоровьесберегающей,
ИКТ технологий
МБДОУ ЦРР – детский сад № 5
ст. Старощербиновская
Конспект образовательной ситуации по познавательно развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Юные шахматисты» с применением игровой, здоровьесберегающей и ИКТ технологий
Тема: «Юные шахматисты»
Цель: знакомство с игрой в шахматы.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к игре в шахматы;
- .воспитывать любознательность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца;
- создать благоприятную атмосферу для активизации и развития индивидуальных умственных способностей детей;
- создать эмоционально-позитивное настроение в ходе игровой деятельности.
Образовательные задачи:
- познакомить с шахматной фигурой «слон»;
- учить различать белых и черных слонов;
- познакомить с местом «слона» в начальном положении и ходом «слона»
- учить ориентироваться на шахматной доске;
- активизировать и расширить словарь детей.
Развивающие задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- развивать эмоциональное воображение, произвольность и регуляцию поведения;
- развивать речь;
- развивать у детей диалогическую речь в различных ситуациях общения;
- самостоятельность и творческие способности в продуктивной деятельности;
- совершенствовать трудовые навыки работы с бумагой, клеем.
Словарная работа: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, шахматная фигура «Слон».
Предварительная работа: беседа с детьми о настольно – печатных играх для детей и взрослых. Работа с родителями: анкетирование по теме: « В какие настольно – печатные игры вы играете дома со своим ребёнком?».
Материал и оборудование: эмблемы для команд «Почемучки», «Знайки и Умейки», шапочки - маски шахматных фигур по количеству детей, мультимедийная установка, презентация «Шахматы»; предметные картинки «шахматные фигуры» на магнитах, магнитная доска, деревянная фигурка чёрного и белого слона, материалы для продуктивной деятельности (листы белой и чёрной бумаги, клей, розетки для клея, ножницы, кисточки для клея , салфетки из ткани, клеёнки, подставки для кисточек.
Ход образовательной ситуации
Мотивация. 2 минуты.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Юные друзья, открывается кружок по обучению детей игре в шахматы! Кто хочет стать шахматистом - хлопните в ладоши!
Воспитатель: Умники и умницы! Сколько у нас будущих шахматистов! (показ слайда «Шахматисты во время игры в шахматы»).
1 слайд.
Это взрослые игроки во время игры в шахматы.
Введение в образовательную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, может быть кто-то из вас умеет играть в шахматы?
С кем вы играете в шахматы? (предполагаемые ответы детей: с папой, с братом, с другом)
Чем вам нравится игра в шахматы?
Воспитатель: Игра в шахматы интересная и хорошо развивает ваши способности.
Девчонки и мальчишки, что делать тем, кто хочет, но не умеет играть в шахматы? Для них это проблема. Как им помочь? (дождаться от детей, предложения обратиться за помощью к тем, кто умеет играть, знает правила игры в шахматы, спросить у воспитателя)
Молодцы! В нашем шахматном кружке будет две команды. «Умейки»- умеют и помогают научиться игре в шахматы, «Почемучки» очень хотят научиться играть в шахматы. Я буду «Знайкой», смогу помогать и «Умейкам», и «Почемучкам». Выбирайте себе нужную эмблему и прикрепите её к одежде, как я. Итак, команды начинает работу наш кружок!
Воспитатель: Команда «Умейки», как называют дом для шахматных фигур? (Предполагаемый ответ детей: шахматная доска)
2 слайд.
(Показ шахматной доски)
Воспитатель: Команда «Почемучки», из каких геометрических фигур состоит шахматная доска.(квадратов) Сколько клеток внизу, вверху, справа, слева, (по 8)
Воспитатель: Команда «Умейки», какого цвета у квадраты? Почему? А как квадраты чередуются?
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Я хочу сделать дом для шахмат на полу, приглашаю всех желающих присоединиться ко мне. Вы хотите мне помочь? Спасибо. Нужна ваша помощь. Как будем делать?
Предполагаемые предложения детей: сделать из чередующихся белых и чёрных квадратов шахматную доску на полу; разделить белые листы бумаги на квадраты способом складывания пополам, разрезать по линиям сгиба; Воспитатель: Дорогие мои друзья, нужно решить возникшую проблему с изготовлением чёрных квадратов.(предполагаемые ответы детей: наклеить на половину белых квадратов чёрную бумагу или закрасить чёрной тушью половину белых квадратов).
Предложить детям чёрный лист бумаги по размеру предполагаемой шахматной доски, и чередуя белые квадраты с чёрным полем заполнить шахматную доску.
Воспитатель: Вот и готова наша шахматная доска. Пришло время отдухнуть.
Физминутка
Пешки раз, и раз, и раз –
Конь получится как раз.
Пешка раз, и два, и три-
На слона теперь смотри.
Восемь пешек смелых в ряд-
Боевой у нас отряд!
Раз присели, два присели-
Восемь пешек одолели.
Шаг вперёд шагнули вместе,
Шаг назад – и мы на месте.
Воспитатель: Команда «Умейки», назовите шахматные фигуры. (показ картинок шахматных фигур на магнитной доске).
Воспитатель: Команда «Почемучки», о какой шахматной фигуре идёт речь в загадке?
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -…это слон. (показ слайда с изображением фигуры слона.)
Воспитатель: Кто любит сказочные истории? Я расскажу вам одну такую про шахматных слонов.
-Жили-были сказочные слоны на сказочной шахматной доске. Они ходили по дорожкам только прямо. Они всегда защищали своего короля. Однажды белый слон увидел, что король в опасности, и смело бросился его спасать. Благодаря его мужеству, белое войско короля одержало победу.
Воспитатель: Команды «Умейки», «Почемучки» приглашаю познакомиться с шахматными слонами белыми и чёрными
3 слайд.
(место шахматных слонов на шахматной доске)
4 слайд
(Ходы слонов)
Воспитатель: Шахматные слоны не ходят по тем же дорожкам, что и другие шахматы. Для слонов другие дорожкам.
Воспитатель: А интересно, кто сможет выполнить ответственное задание: спасти своего белого короля. Как нам выбрать смельчака? ( выслушать разные предположения детей и принять предложение с помощью считалочки)
Семь ворон сидели тихо
Подлетела к ним слониха
И как крикнет: «кар-кар-кар!»
Ты не веришь, выйди сам.
Воспитатель: Пригласи, пожалуйста, белого короля, своего друга. (надевают шапочки-маски). Остальные участники команды наденьте понравившиеся вам шапочки шахматных фигур.
Воспитатель: Король, Белый слон найдите своё место на шахматной доске (дети сравнивают изображение на шапочке с картинкой на клеточке шахматного поля)
Воспитатель: Белому Королю грозит опасность. (Я ставлю на шахматное поле деревянную фигурку чёрного и белого слона.)
Разыгрываем ходы белого деревянного слона и чёрного. Белый деревянный слон погибает, защищая своего Короля. На помощь приходит ребёнок в шапочке белого слона, он убирает фигуру чёрного деревянного слона. Становится на его место. Король спасён.
Рефлексия.
Дети становятся в круг.
Воспитатель:
Смогли сегодня чудо совершить,
Короля от врагов защитить
А если от работы радость остаётся-
Новая история к вам вновь вернётся
Вот и закончил работу наш шахматный кружок.
Вы были прекрасными юными шахматистами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие на Луну". Вид деятельности: опытно-экспериментальная...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чистая водичка»
развитие познавательно-исследовательской активности детей через экспериментирование...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чистая водичка»
развитие познавательно-исследовательской активности детей через экспериментирование...
Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»
КонспектОбразовательная область: Познавательное развитиедля детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)на тему «Животные жарких стран»...
Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»
Оборудование и материалы:1) Глобус;2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;3) Детали животных в количестве более, чем присутствует детей на занятии, фломастеры, клеёнк...
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МЫ ЮНЫЕ ФОТОГРАФЫ».
Цель: расширять знания детей о профессии фотографа....