Конспект беседы "Путешествие по Москве"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Морозова Людмила Николаевна

Закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы, истории создания Московского Кремля;

Развивать речь, мышление, кругозор;

Воспитывать интерес к истории Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОДпо образовательной области «Познание»

в подготовительной группе «Путешествие по Москве»

Составитель: Морозова Л.Н. ГБОУ Школа № 2115 СП 5

Цель:

1.Закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы, истории создания Московского Кремля;

2.Развивать речь, мышление, кругозор;

3.Воспитывать интерес к истории Отечества.

Задачи:

1. Обобщить, уточнить и систематизировать знания детей о столице России – городе Москве.

2. Формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны.

3. Продолжать знакомить детей с гербом Москвы, его назначением и обозначением.

4. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы.Формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.

5. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своейРодине.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор, экран, компьютер;

2.Презентация "Путешествие по Москве".

        

Предварительная работа:

1.Чтение стихов и пословиц о Москве;

2.Рассматривание иллюстраций;

3.Беседы о городе Москва

Материал: Карта России, слайды: фотографии Москвы, Красная площадь, Кремль, стихотворения и песни о Москве.

Конспект о Москве.

(слайд 1) Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Москве. Город Москва – один из многих городов нашей страны.  И в каждой стране есть главный город – столица. В России главным городом – столицей является Москва. Столица – один из самых красивых городов страны. Она отличается от других городов тем, что в ней работает президент нашей страны и правительство страны. В настоящее время президентом нашей страны является Владимир Владимирович Путин. Москва – город древний. Москве более 850 лет. (слайд 2)

(слайд 3) У каждого города есть свой герб. Герб – это знак. Герб Москвы появился очень давно. Об этом нам говорит одежда всадника. На гербе изображен воин. Русскому народу часто приходилось бороться с врагами. Изобразив на гербе воина, население Москвы как бы хотело сказать всем врагам – лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город, и всё равно вас победим. А всадник на коне – это не просто воин, это святой Георгий Победоносец. А что вы еще видите на гербе? (змея-дракона) Как вы думаете, что он обозначает? (врага) Да, так русский народ изобразил врага – страшного и злого. Георгий Победоносец копьем убивает змея, а конь топчет его копытами. Вот как много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.

Ребята, а вам интересно узнать, как возник город Москва и его название? (Да) Сначала это было небольшое поселение, которое нельзя было назвать городом. В те времена главными на Руси были князья. Все слушают князя, он руководит войском, когда приходиться воевать.

(слайд 4) И вот однажды охотился в сосновых лесах на Москве-реке князь Юрий Долгорукий. Приглянулись князю эти места, особенно холмы над рекою. И вот здесь на месте небольшого села и решил Юрий основать новый город, который назвали по имени реки – Москва.

(слайд 5) Юрий Долгорукий считается основателем Москвы. В Москве в центре города ему установлен памятник. Вы видите, Юрий Долгорукий на коне, а рукой он указывает на место, где должен быть построен город.

(слайд 6) Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов. Ребята, как они защищали свой город? Что строили? (крепость, кремль) Как вы думаете, какой сначала был кремль в Москве? (деревянный) Во время нападения врагов кремль не раз сжигали, и вот, через много лет другой русский князь – Дмитрий Донской (слайд 7) – решил построить в Москве кремль из белого камня. Почему Дмитрий Донской решил строить кремль из камня? (надежнее защита от врага)

(слайд 8) С тех пор Москву стали называть белокаменной. Этот кремль простоял 100 лет, но от времени стал рушиться. Москва к тому времени уже стала большим городом и другой князь – Иван III (слайд 9) – решил построить новый кремль. Но такой, чтобы он был не только сильной крепостью, но еще и самым красивым кремлем в России.

(слайд 10) Строили кремль итальянские мастера более 10 лет. Вот вы видите, как со временем выглядел московский  кремль. (слайд 11,12,13,14) Это тот самый кремль, который мы с вами видим на Красной площади. Московский кремль очень красивый. Но это, прежде всего, сильная крепость!

Города отличаются друг от друга своей архитектурой. Архитектура -  это строительство зданий и других сооружении. В Москве архитектура особенно красивая!

(слайд 15) Если человек впервые приезжает в город на поезде, куда он прежде всего попадает? (на вокзал) Итак, человек приехал в город и сразу же попадает на железнодорожный вокзал. Издавна люди старались здание вокзала построить красивым, чтобы люди, сойдя с поезда, сразу же восхитились городом. В Москве вокзалов много  и здания вокзалов очень красивые, их строили самые лучшие архитекторы. Посмотрите, какие красивые здания вокзалов в Москве: Ленинградский (слайд 16), Рижский (слайд 17), Белорусский (слайд 18), Киевский (слайд 19), Павелецкий (слайд 20), Казанский (слайд 21), Ярославский (слайд 22). Ребята, как вы думаете, эти здания вокзалов украшают Москву? (да) Конечно!

Итак, мы приехали в Москву, вышли из здания вокзала и попали на московские улицы. (слайд 23) А какие вы знаете улицы Москвы? И чем они примечательны?

В Москве было  много храмов, все храмы строились на возвышенном месте. А так как дома были невысокими, то золотые купола церквей были видны отовсюду. (слайд 24) Благовещенский собор московского кремля.

(слайд 25,26) Храм Василия Блаженного или Покровский собор был возведен в честь взятия Казани русскими войсками во времена царя Ивана Грозного. А какой храм был возведен в честь победы русского народа над французской армией под руководством императора Наполеона? (слайд 27) Это Храм Христа Спасителя.

(слайд 28) А это, ребята, Успенский собор. Он находится на территории кремля, в самом центре Соборной площади. Строили Успенский Собор итальянцы. Собор сохранился до наших дней, потому что мастера использовали такой раствор, который крепко соединял кирпичи. Посмотрите, какой собор строгий. Про него говорили: «Как один камень!» (слайд 29) Стены внутри собора расписывали самые лучшие русские художники, и поэтому там очень красиво. Много лет прошло с тех пор, но и сейчас в Успенский собор ходят люди. Одни приходят помолиться, другие полюбоваться им.

(слайд 30) Москву украшают и здания различных театров. Их тоже строили самые лучшие русские архитекторы.

Кто узнал это здание? (Большой театр) Как вы узнали? (по колоннам, колеснице наверху) В Большом театре слушают оперу и смотрят балет взрослые.

(слайд 31) А в этом театре многие из вас, наверняка, были. Что это за театр? (театр кукол имени С.В. Образцова)  Как можно узнать это здание? (по часам) (слайд 32)

(слайд 33) Очень необычное здание вот этого театра. Кто был в этом театре? Как он называется? (детский музыкальный театр имени Н. Сац) В детский музыкальный театр приходят дети слушать оперу и смотреть балет.

(слайд 34) А это, ребята, музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва. Репертуар этого театра позволяет его  посетить и взрослым, и детям. Здесь вам покажут мюзиклы, оперы, оперетты. Замечательный театр!

(слайд 35) В Москве на Красной площади находится один из самых интересных музеев – Исторический музей. Он называется историческим, потому что в нем собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны – России, о том, какие люди в ней жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославились.

В Москве очень много разных музеев, но есть музеи особенные – в них собраны и выставлены картины, скульптуры. Это музеи изобразительных искусств. (слайд 36) Самый большой такой музей в Москве – это музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Этот прекрасный музей основал профессор Иван Владимирович Цветаев – отец великой поэтессы Марины Цветаевой. Посмотрите, какое красивое здание! Сразу видно, что в этом здании находится что-то прекрасное. В этом музее вы сможете увидеть картины и скульптуры не только русских мастеров, но и мастеров других стран.

(слайд 37) А есть еще музеи, в которых собраны только картины. Такие музеи называют картинной галереей. В Москве находится одна из самых известных во всем мире, картинная галерея, которая называется Третьяковская галерея. Основал ее Павел Михайлович Третьяков, а помогал ему его брат Сергей Михайлович. П.М. (слайд 38) Третьяков собрал более тысячи картин и подарил всю коллекцию своему родному городу – Москве, т.е. нам с вами и всем русским людям. Это было более 100 лет назад.

Также Москву украшают многообразие памятников великим людям.  

(слайд 39) Памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину. Какие вы знаете сказки, стихотворения А.С. Пушкина?

(слайд 40) Памятник М.В. Ломоносову. Много лет назад в России могли учиться не все дети, только дети богатых людей. В России раньше не было университетов и институтов. Богатые люди продолжали обучение за границей в других странах. М.В. Ломоносов очень хотел открыть в России университет, как в других странах. Чтобы дети после окончания школы могли учиться дальше и становились учеными не за границей, а у себя на Родине. И он добился своего! Первый в России университет был открыт в Москве. Но потом это здание не стало вмещать в себя желающих учиться. (слайд 41) И уже в наше время было построено еще одно здание на Воробьевых горах – МГУ. Очень красивый университет!  (слайд 40) Народ помнит М.В. Ломоносова. Университет в Москве носит его имя, памятник М.В. Ломоносову находится перед зданием этого университета.

(слайд 42) Многие станции московского метро также являются памятниками архитектуры. Гости столицы восхищаются красотой станций метро. Первая линия метро открылась в мае 1935 году  и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». А какие вы знаете станции метро? Какая станция метро вам больше запомнилась и чем?

(слайд 43)Богата Москва красотами, достопримечательностями, местами, заслуживающими особого внимания. Живут в ней бок о бок старое и новое, большое и малое, скромное и роскошное. Город растет, меняется. И только историю не изменить. Она вечна.

- Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? Тогда давайте проверим, что вы узнали и запомнили:
                     - Кто основал Москву?

                     - Почему такое название города?
                     - Из чего был построен Кремль сначала?
                     - Почему Кремль перестраивали много раз?

                      - Почему Москву называют «златоглавая»?

                      - О каких достопримечательностях Москвы вы сегодня узнали?

-  Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Москва – моя малая Родина».

В данном конспекте описан пример музыкального занятия на базе подготовительной группы с использованием различных умений и навыков детей 6 - 7 лет (пение,чтение стихотворений, музыкально - ритмические ...

Конспект занятия Тема: «Москва – всем городам мать»

Программное содержание: Пробудить у детей интерес к столице нашей Родины, городу Москве.Закрепить знания детей об истории Москвы и ее основных достопримечательностях.Учить детей самостоятел...

Конспект НОД Тема: «Москва-столица нашей Родины »

Цель:Создать у детей образ Москвы - столицы, главного города России.    Задачи:    1. Познакомить детей  с главным городом России - Москвой.    2. Рас...

Конспект НОД "Моя Москва" старшая группа

Конспект НОД "Моя Москва" старшая группа...

Конспект занятия " Улицы Москвы"

Познакомить детей с историей возникновения старых московских улиц.Воспитывать интерес к истории родного города....

Конспект интегрированного занятия "Москва"

Задачи занятия.Коррекционно-образовательные:Познание.1. Расширять, уточнять и закреплять знания детей о столице России, исторических местах и достопримечательностях Москвы.      ...

Конспект образовательной деятельности "Москва- главный город нашей Родины"

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...