Образовательная ситуация по познанию социального и предметного мира. ОБП. Тема: «Азбука общения девочек и мальчиков»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Формировать стремление утвердиться в половой принадлежности, и адекватной полу модели поведения,  представление о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Совершенствовать у детей умение быть приятным в общении, воспитанным человеком, умение  рассказывать о себе, как о представителе определенного пола, передавать словами жизненные впечатления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21

муниципального образования

Тимашевский район

Образовательная ситуация по познанию социального и предметного мира. ОБП.

Тема: «Азбука общения девочек и мальчиков»

(подготовительная «А» группа)

 

                                                                                             

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                            Воспитатель:                                                            

                                                                                            Копылович Г. В.

                                                                                            Дата проведения

                                                                                    Март 2017г.

                                                                                           

Тема: «Азбука общения девочек и мальчиков»

Задачи: Формировать стремление утвердиться в половой принадлежности, и адекватной полу модели поведения,  представление о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек. Совершенствовать умение быть приятным в общении, воспитанным человеком, умение  рассказывать о себе, как о представителе определенного пола, передавать словами жизненные впечатления. Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным, дополнять предложения по смыслу. Развивать умение  придерживаться социальных требований в общении с окружающими.  Развивать воображение, мыслительные операции (анализ, синтез), связную и монологическую речь, формировать грамматически правильную речь.  Воспитывать навыки дружеского общения между мальчиками и девочками в ходе игровых ситуаций. 

Оборудование: аудиозапись песни «Мальчишки, девчонки» (слова И. Дика, музыка А. Островского), микрофон, презентация «Школьный альбом с фотографиями», модель мальчика и девочки, карточки «посмотреть в интернете», «почитать в книге», «спросить у людей», знаки символы «+» и «мяч», сундучок, книга, краски, букварь, конфеты, пазлы, мяч, видеоролик «Школа — дружных ребят».

Методическое обеспечение: 1. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2003.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду \ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПБ.:  «Детство – пресс», 2001.

3. Насонкина С. А. «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете» «Детство – Пресс», 2011г.

Интеграция областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Ход проведения.

1.Организационный момент. Звучит музыка «Из чего же, из чего же, из…». Дети двигаются под музыку. Воспитатель приглашает детей встать в круг.

-Ребята, мы по- разному умеем здороваться и пальчиком, и улыбкой, и ладошкой, а сегодня я предлагаю поздороваться с помощью танца (мальчик – поклон, девочка - реверанс)

2. Воспитатель. Хотели бы вы узнать кто живет на планете Земля, то есть ………………о нас с вами. Каждый человек на земле либо мужчина, либо женщина, а дети – …………мальчики и девочки. А вы знаете кто вы?

Воспитатель. Хотели бы вы дать «Интервью», т. е. рассказать, о себе. О последовательности рассказа вам помогут эти схемы.

Воспитатель: наша группа называется…………?

Дети. Подготовительная.

Воспитатель: К чему вы готовитесь?

Дети. К школе.

Воспитатель: Я тоже ходила в школу. Сегодня я принесла свой школьный альбом с фотографиями. Интересно вам посмотреть его  со мной? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы лучше было видно, мы посмотрим их на экране. (Просмотр фотоизображений на мультимедиа экране).

Воспитатель: Что вы можете сказать про эту фотографию? Расскажите про неё. Дети. Девочка решает у доски примеры.

Воспитатель: Кого вы сейчас видите?

Дети. Мальчик, сидя за партой, думает.

Воспитатель: В школе у нас были не только уроки, но и перемены. А на перемене иногда происходило вот что. (На экране появляется изображение ссоры мальчика и девочки).

Воспитатель: Можете объяснить эту ситуацию? (Ответы детей).

Воспитатель: А вы  ссоритесь? (Ответы детей).

Воспитатель: можно ли дружить и никогда не ссориться ? (Ответы детей).

Воспитатель: Почему же мальчики и девочки в школе всё-таки ссорятся? У них же есть учебники, которые всему могут научить!? Вы знаете, какие учебники есть в школе?

Дети.  Букварь, математика.

Воспитатель: Какой из них может научить мальчиков и девочек правилам общения?

Дети. Никакой.

Воспитатель: Может быть, мальчики и девочки ссорятся потому, что никто до сих пор не придумал такой умный учебник? Подумайте, что мы сейчас можем сделать для того, чтобы вы - мальчики и девочки — не забывали правила этикета в школе? (Ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю сегодня определить правила вашего успешного общения в будущем и назвать их «Азбукой общения мальчиков и девочек». Помогут запомнить правила для мальчиков и девочек эти Модели. (Воспитатель обращает внимание детей на Модель мальчика и Модель девочки).

Воспитатель: «Азбуку общения» можно назвать ещё «Азбукой этикета». А что такое «этикет»? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы ответить на этот вопрос надо провести настоящее журналистское исследование. Как журналисты узнают информацию? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям разделиться на пары с помощью карточек, указывающих на способ исследования (посмотреть в интернете, почитать в книге, спросить у людей).

Дети проводят мини — исследование.

Итог исследования:

1-я пара, получившая информацию от взрослых, рассказывает: этикет — это правила поведения.

2-я пара, получившая информацию из книги, даёт определение: Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе и общаться с людьми.

3-я пара, работавшая с интернетом, добавляет: «этикет» и «этикетка» — слова похожие по звучанию.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод. Слова «этикет» и «этикетка» — действительно похожи по звучанию. И это не случайно. Оказывается, на одном из пышных балов у французского короля Людовика 14 гостям вручили карточки, на которых были перечислены правила поведения, которые должны соблюдать гости. По- французски карточка называется «этикетка». Отсюда и произошло слово «этикет». Значит, «этикет» — это умение общаться и правильно себя вести.

Воспитатель: Итак, мы выяснили, что такое «этикет», и теперь можем смело составлять «Азбуку общения». Для начала вспомним, как ведут себя мальчики, когда девочки попадают в затруднительную ситуацию?

Моделирование ситуации через проигрывание психоэтюдов:

Этюд «Скользко» (Мальчик помогает девочке перейти скользкое место, подав ей руку).

Этюд «Добро пожаловать!» (Мальчик пропускает девочку впереди себя, заранее открыв ей двери).

Этюд «Тяжёлая ноша» (Мальчик помогает девочке перенести тяжёлую ношу — например, лыжи после прогулки).

Воспитатель прикрепляет к Модели мальчика символ «сердечко», обозначающий заботу.

Воспитатель: Мальчику приятно, когда им восхищаются. Ему хочется, чтобы девочка его оценила. Например: «Спасибо, ты самый внимательный!», «Я тебе очень признательна, ты такой заботливый!», «Я тебе очень благодарна, ты самый сильный!». Если девочка по достоинству оценивает добрый поступок мальчика, то он приобретает уверенность, которая помогает ему вырабатывать мужские черты характера.

Воспитатель предлагает девочкам отблагодарить мальчиков за добрый поступок и прикрепляет к Модели мальчика символ «+», обозначающий похвалу.

Воспитатель: Ай, да мальчики! Умеют заботиться и помогать. А девочки умеют при необходимости помощь мальчикам оказать?

Девочки выполняют психоэтюды:

Этюд «Запачкался» (Мальчики играли в футбол. Земля была сырая, потому что недавно прошёл дождь. Антон, перехватил мяч и стремительно побежал к воротам. Неожиданно он споткнулся и упал. Он встаёт, потирая ушибленное место. К нему подходит девочка. Она помогает ему отряхнуть грязь).

Этюд «Дежурный» (Мальчик Петя был дежурным. Перед обедом он накрывал на стол. Вдруг он споткнулся и уронил чашку. Чашка разбилась. Девочка спешит ему на помощь. Она берёт веник и подметает пол. Петя собирает осколки.

Этюд «Карандаш сломался» (На занятии ребята рисовали «Как я провёл лето». Гриша сидит грустный и не рисует. Маша спросила: «Почему ты не рисуешь?» «У меня карандаш сломался» — ответил Гриша. «Возьми мой!» — предложила Маша).

Воспитатель прикрепляет к Модели девочки символ «сердечко», обозначающий заботу.

Воспитатель: Каждая девочка тоже мечтает услышать от благодарных мальчиков слова: «Спасибо! Ты настоящий друг!», «Я тебе очень признателен. Ты самая лучшая подруга!», «Я тебе очень благодарен! Без твоей помощи мне никак не обойтись!»

Воспитатель предлагает мальчикам отблагодарить девочек за добрый поступок и прикрепляет к Модели девочки символ «+», обозначающий похвалу.

Воспитатель: и в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят поиграть!

Выходите-ка, друзья,

На игру вас приглашаю я!

Физминутка «Про дружбу».

Дружит с солнцем ветерок, (поднимают руки вверх, качают ими из стороны в сторону)

А роса с — травою (опускают руки вниз, качают ими из стороны в сторону)

Дружит с бабочкой цветок, (взмахивают руками как крыльями, приседают

имитируя руками цветочный бутон)

Дружим мы с тобою (встали, развели руки в стороны)

Всё с друзьями пополам (держась за руки, сужают круг)

Поделить мы рады! ( расширяют круг)

Только ссориться друзьям (притопы)

Никогда не надо! (обнимаются с соседями)

(Ю. Энтин)

Воспитатель: Иногда у девочек и у мальчиков бывают друг от друга маленькие секреты. Давайте сегодня, откроем секретный замочек на «волшебном» сундуке и узнаем — что же нужно мальчикам и девочкам для того чтобы в будущем они стали настоящими мужчинами и женщинами.

Игра «Волшебный сундук»

Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько любимых предметов мальчиков и девочек. Воспитатель поочерёдно подзывает детей, которые достают предметы из сундука. Дети решают, чей это любимый предмет — мальчика или девочки и на столик ближе к какой Модели (Модели мальчика или Модели девочки) его положить? В сундуке находятся: большая красивая книга русских народных сказок, краски, букварь, конфеты, пазлы, мяч. Все эти предметы любимы и девочками и мальчиками.

Воспитатель: Кому же всё-таки отдадим этот предмет мальчикам или девочкам? Разве мальчики не любят сказки? Или девочки не собирают пазлы? И т.д. (Ответы детей).

Воспитатель: Это значит, что играть в игры дети могут совместно. Принимается коллективное решение объединить столы около Моделей мальчиков и девочек.

Воспитатель прикрепляет к Моделям девочки и мальчика символ «мяч», обозначающий игру.

Воспитатель: Вот мы и определили те правила, которые помогут девочкам и мальчикам быть дружными и внимательными друг к другу. Расскажите, эти три важных правила из «Азбуки общения»? (Мальчики и девочки могут играть совместно в одни игры, и те и другие могут проявлять заботу друг о друге, все нуждаются в похвале).

Воспитатель: Мы с вами создали уникальную Азбуку. И сейчас я хочу показать вам один маленький фрагмент из фильма о школьной жизни.

Просмотр видеоролика «Школа — дружных ребят».

Воспитатель: После всего того, что вы сегодня узнали, сможете ли вы ссориться? Значит этот фильм — о вас!

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть ещё в одну игру Воспитатель: Закончите, пожалуйста, предложение «Азбука общения» поможет мне…, вам…………»

3. Воспитатель: Главное —………… уметь уважать друг друга и ладить между собой. Как уважать? Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего запомнилось?

Звучит песня «Мальчишки, девчонки» (слова И. Дика, музыка А. Островского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию (формирование целостной картины мира) по теме: "Дары осени" в первой младшей группе

Цель: Познакомить детей с дарами леса осенью.Задачи: 1.     учить находить  один и много предметов в специально созданной обстановке,2.     отвечать на воп...

Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе по окружающему миру на тему: «Путешествие в страну профессий».

Программные задачи:1. Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в д/с. Воспитывать уважение и любовь к сотрудникам д/с.2. Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий. Сформировать у ...

Технологическая карта образовательной ситуации экспериментирование с материалами и веществами в младше группе "Оладушки для девочек и мальчиков"

Тема: оладушки для девочек и мальчиков.Цель: создать условия для формирования умения у детей лепить комочки и их сплющивать между ладонями.Задачи:1. Организация деятельности детей по лепке оладушек из...

Особенности развития общения девочек и мальчиков 5-6 лет

Психологические проблемы детей со сверстниками...

Конспект игровой образовательной ситуации по познанию предметного и социального мира «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» для детей подготовительного к школе возраста

Цель: Закрепить знания детей о различных профессиях мам.Образовательные задачи:Формировать представления детей о профессиях мам.Активизировать словарь по теме «Профессии». Соверш...

Конспект занятия по социальному и предметному миру по теме: "Мебель"

У детей формируется представление о предметах мебели....