«Использование невербальных средств выразительности в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей.
«Использование невербальных средств выразительности в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста»
- Уважаемые педагоги, хочу представить Вам мастер-класс по теме: «Использование невербальных средств выразительности в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель:
Формировать способы невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплять навыки межличностного взаимодействия и формировать коммуникативно-речевые умения.
Задачи:
1. Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию; умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
2. Создавать позитивное отношение к собственному телу и развивать способность управлять им.
3. Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.
4. Воспитывать доверительные отношения друг другу.
Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
К основным невербальным средствам общения относятся:
внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика (жесты)
- мимика;
Ход работы:
-Добрый день, уважаемые присутствующие! ФИО, тема, цель, задачи.
Знакомство.
- Для начала я хотела бы с вами познакомиться в игровой форме, а сделаем мы это так. Вы должны подобрать слово (которое вас охарактеризует), но только с той буквы, с которой начинается ваше имя.
Например, меня зовут Юлия, первая буква моего имени Ю. – значит я могу себя охарактеризовать, как – юная. Попробуйте и вы.
Познакомились друг с другом, сделаем мимическую зарядку.
Мимическая зарядка.
Условие! Все движения должны быть видны на лице.
Улыбнёмся, Побоимся
Поволнуемся, Посмеёмся
Погрозим, Расслабимся
Испугаемся, Позлимся
Похитрим и Удивимся. Молодцы!
3. Используя невербальные средства выразительности, т. е. мимику, жесты, движения, интонацию попробуйте прочитать текст так, чтобы мы поняли, какая интонация вам досталась (для этого всем участникам я заранее дала бумажки с написанной интонацией)
Попробуем?
По рассказу выполняют действия «Летний луг»
Рано утром солнце встало. В тёплый, тёплый ранний день просыпаться всем не лень. Радуга яркая проснулась! Позевала, потянулась: тянет разные лучики! Озорные огоньки! Бабочки просыпаются, росою умываются! Крылышками машут под радугою пляшут. Зайцы прыгают в воде, брызги падают везде! Мышка по полю бежит и усами шевелит! Зайцы радугу увидев прискакать, решили к ней все ушами замахали и от радости обняли! Бабочки порхают крылья расплавляют, зайцам с радугой цветной поцелуйчик шлют большой! Зайцы бабочкам в ответ посылают свой привет! Радуга качается от счастья и улыбается! Мышка с поля прибежала зайцев, бабочек и радугу вдруг увидала, и от радости такой писк мышиный звонким звуком зазвенел во всей округе. Стали вместе все дружить и вокруг цветной радуги хоровод водить.
Уважаемые педагоги!
Важно знать , что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.
Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.
Как известно, более 80% информации в процессе общения передаётся невербальным способом. Способность ребёнка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля. Организуя работу по формированию невербальной коммуникации у дошкольников, нужно помнить: ребёнок имеет свои коммуникативные права!
- право на уважение личного достоинства;
- право на индивидуальность и своеобразие;
- на независимость от других людей;
- право на свою мысль.
Спасибо за внимание и участие!
Картотека игр для формирования у детей навыков невербального общения.
1. Игра «Маски».
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.
Ход: дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.
2. Игра «Свет мой, зеркальце, скажи».
Цель: понимание другого человека и развивать внимание к невербальным формам общения.
Ход: дети разбиваются на пары, становятся друг напротив друга. Ведущий произносит предложение, которое дети должны сопровождать определенной мимикой.
3. Игра «Немое кино».
Цель: понимание жестов и мимики.
Ход: дети становятся в круг. Воспитатель движениями, жестами, мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения.
.Игра «Люблю - не люблю».
Цель: развитие воображения и мимических движений.
Ход: Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.
9. Игра «Кубик».
Цель: развитие выразительности движения, внимания, произвольности; понимание мимики.
Ход: воспитатель бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию.
10. Игра «Через стекло».
Цель: обучать детей общаться с помощью жестов, мимики.
Ход: дети делятся на две группы: одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая группа отгадывает.
11. Игра «Пантомима».
Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработка прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.
Ход: водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:
- О горе мне, горе.
- Ах, какой счастливый день.
12. Игра «Тень».
Цель: развитие внимания к чувствам другого.
Ход: дети разбиваются на пары: один – человек, другой – тень. Человек делает движения, тень повторяет.
13. Игра «Встань на кого посмотрю».
Цель: воспитание чувств партнера (общение через взгляд).
Ход: ведущий смотрит на одного из детей. Ребенок, поймав взгляд, встает. После этого, предлагают ему сесть.
14. Игра «Я чувствую».
Цель: развитие внимания к эмоциональным состояниям других.
Ход: детям раздаются карточки, ребенок называет настроение, и рассказывает, когда он его испытывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...
Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"
Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....
Консультация для родителей: «Совместная игровая деятельность с детьми дошкольного возраста».
Цель: Знакомство родителей с традициями и формами игрового досуга в семьях, создание потенциальных условий для открытия новых возможностей игрового отражения мира ребёнка....
"Практика использования многофункционального планшета ( из оргстекла) как универсального средства решения задач образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Мастер-класс Алтынбаевой Елены Борисовны, воспитателя МБДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка» "Практика использования многофункционального планшета ( из оргстекла) как универсального...
Методическая разработка по использованию устного народного творчества в игровой деятельности с детьми младшего возраста
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. А игры с использованием УНТ легко вос...
«Игровая деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием набора «Дары Фрёбеля».
Период раннего детства – самый счастливый в жизни ребѐнка. Это время ребенок «проживает» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанн...
Содержание образовательно - игровой деятельности с детьми дошкольного возраста на основе игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию....
- Мне нравится (1)