Методическая разработка по использованию устного народного творчества в игровой деятельности с детьми младшего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Миронова Кристина

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. А игры с использованием УНТ легко воспринимаются детьми и с удовольствием играются. В данной методической разработке мы рассмотрим использование различных жанров УНТ в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях и подвижных играх.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мироновна К., воспитатель

ДО ГБОУ СОШ №606 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка по использованию устного народного творчества в игровой деятельности с детьми младшего возраста

        Трудно переоценить значение устного народного творчества в развитии ребенка. Однако, в наших реалиях, родители часто забывают о потешках, прибаутках, поговорках, пословицах, не придают им должного значения в развитии детей. Через устное народное творчество мы знакомим детей с культурой своего народа, обогащаем чувства, воображение, речь, приобщаем к русскому фольклору во всем многообразии его жанров. И наша задача, как воспитателей, приобщить детей к УНТ в процессе игровой деятельности, донести до родителей важность различных форм фольклора в развитии детей.

Игра — это наиболее доступный и, в тоже время, интересный для ребенка способ усвоения знаний, получения впечатлений, выражения эмоций. Разберем использование различных жанров УНТ в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях и подвижных играх.

        «Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» – разыгрывание таких ситуаций — простейшие ролевые игры. В возрасте от трех до пяти лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых. Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда. Именно тут можно привлечь внимание ребенка, используя различные потешки и прибаутки, относящиеся к определенной ситуации. К примеру, в игре «дочки-матери», при проигрывании ситуации одевания куклы:

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька.
Кто в обновку нарядится?
Чья дочурка-баловница?
Маша – вот кто!


Можно играть с куклой в «ладушки»:
Ладушки – ладушки.
- Где были? – У бабушки.
- Что ели? – Кашку.
- Что пили? – Бражку.
- Что на закуску? – Хлеб да капустку.
- Что на заедку? – Сладкую репку.
Так же можно поиграть в «сороку», посчитать пальчики, сыграть «по кочкам».
В игре «парикмахерская» можно использовать множество различных потешек:

Что мы делаем расчёской?
Тане делаем причёску.
Что мы делаем расчёской?
Вите делаем причёску.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.

Чешу, чешу волосоньки,
Расчёсываю косоньки!
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса –
Всему городу краса».

        Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Таким образом, в процессе участия в играх - драматизациях у детей развивается воображение, способность представить себя в определенной роли, первые умения отображать воспринятое.
В своей работе, я использую потешки, стихотворения, сказки, рассказы, чтобы учить детей передаче игровых действий, связанных с выполнением роли персонажа. Рассмотрим потешку «Кошкин дом». Несколько раз ее нужно повторить, затем проиграть используя настольный театр, задав вопросы, понять как усвоили ее дети. После того, когда дети усвоили потешку, можно произвести драматизацию, надев на детей костюмы зверей (или ободки-ушки). Проговаривая текст, дети действуют в соответствии с образом кошечки, лошадки, собачки и т.д. Часто основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев яркие, действия динамичны и четко сменяются, сюжет понятен и дети очень охотно воспроизводят сказки. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Теремок", "Колобок", "Репка", "Три медведя" и др.
        Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно, это и источник радостных эмоций и естественный спутник жизни ребенка. В подвижных играх можно использовать различные жанры УНТ: считалки, потешки, прибаутки, частушки, игровые песни, дразнилки. С помощью фольклора можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции. Благодаря своей ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности фольклор позволяет включить детей в активную деятельность.
        И в завершении хочется сказать что произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. А игры с использованием УНТ легко воспринимаются детьми и с удовольствием играются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность,...

Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-ло...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Метод проектов, проектная деятельность в современной дошкольной педагогической науке занимают одно из центральных мест. Объясняется это тем, что при реализации проектов у педагогов  и  родит...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Метод проектов, проектная деятельность в современной дошкольной педагогической науке занимают одно из центральных мест. Объясняется это тем, что при реализации проектов у педагогов  и  родит...

Устное народное творчество в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

     Современной педагогикой признана важная роль устного народного творчества в разностороннем воспитании  и развитии ребенка старшего дошкольного возраста, т.к. это особый...